F60.7 Зависимое расстройство личности

А. Должны выполняться общие критерии личностного расстройства.
Б. Должны присутствовать минимум четыре признака из числа следующих:
1. активное или пассивное перекладывание на других ответственности в важнейших решениях своей жизни;
2. подчинение своих собственных потребностей другим людям, от которых индивидуум зависит, и излишняя податливость их желаниям;
3. Нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости;
4. чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха оказаться
неспособным позаботиться о себе;
5. страх остаться покинутым и предоставленным самому себе;
ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны окружающих.

29. История изучения личностных расстройств в рамках психиатрии и психоанализа.

Третичные представляют собой усиление этих черт — при затяжном течении невроза и невротическом развитии — до степени характерологических акцентуаций и психопатических особенностей, во многом определяющих поведение человека и его адаптацию. Рассмотренные на модели невроза первичные, вторичные и третичные особенности личности можно выделить и в структуре личностных расстройств при других нервно-психических и психосоматических заболеваниях. Учет первичных, вторичных и третичных личностных образований чрезвычайно важен при выборе оптимальной психотерапевтической тактики. Если при первичных личностных расстройствах существенную роль играют биологические методы лечения, то коррекция вторичных личностных нарушений требует уже проведения личностно-ориентированной психотерапии. Коррекция третичных личностных расстройств, обнаруживающихся в поведенческой сфере, наиболее конструктивно протекает, если личностно-ориентированная психотерапия дополняется различными вариантами поведенческого тренинга.

Таким образом, только при учете специфики личностных нарушений разного уровня психотерапия приобретает дифференцированный и содержательный характер.

Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических методов. Понятие «личностный подход» в данном аспекте является более широким и распространяется на все психотерапевтические методы, в том числе и на симптомоцентрированные, решающие скорее тактические задачи. Это означает, что любое психотерапевтическое воздействие должно учитывать личностные особенности пациента и специфику личностных нарушений, анамнез жизни и болезни, установки и отношения, особенности поведения и эмоционального реагирования. Так, например, в суггестивной психотерапии выбор применяемых методов и их направленность (гипноза, внушения в состоянии бодрствования, косвенного внушения) зависит от особенностей личности больного, его внушаемости, податливости гипнозу, степени личностных изменений, связанных с болезнью, отношения больного к своему заболеванию.

Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения. Этот аспект личностного подхода в психотерапии отражает направленность той или иной психотерапевтической системы на достижение изменений личности, а не только на редукцию симптоматики. Такие психотерапевтические школы часто называют личностно-ориентированными или личностно-ориентированной психотерапией. Само название указывает, что здесь понятие личности является центральным. В личностно-ориентированной психотерапии наглядно реализуется личностный подход, а ее многочисленные методы и приемы базируются на различных теориях и концепциях личности (например, психоаналитической или гуманистической). Следует различать личностный подход в психотерапии и личностно-ориентированную психотерапию в целом от конкретной психотерапевтической школы — личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, которая представляет собой не общий подход или общую ориентацию на личностные изменения, а самостоятельную психотерапевтическую систему с собственной концепцией личности и личностных нарушений.

30. Характеристика параметрической и типологической моделей личностных расстройств.

Первая глава «Концептуальные модели и эмпирические

исследования личностных факторов депрессивных и тревожных

расстройств» посвящена анализу состояния вопроса о связи личностных

дисфункций с депрессивными и тревожными расстройствами.

Установлено, что методологическим основанием такого рода

исследований служат типологический и параметрический подходы. Первый –

фиксирует взаимосвязи депрессии с типом личности (личностным

расстройством); второй – с отдельными дисфункциональными чертами

(A. Frances, 1982). Анализируются достоинства и ограничения каждого из

подходов.

Для систематизации и анализа большого массива данных, накопленных в

этой области знания, привлечены концептуальные модели взаимосвязей

личностных дисфункций и депрессии, разработанные американской рабочей

группой (M. Klein, S. Wonderlich, T. Shea, 1993).

Терапия подобных расстройств без психофармакологических подходов невозможна. Наиболее эффективны атипичные нейролептики в меньших дозах, чем при психических заболеваниях. Они вызывают значительно меньше побочных эффектов и осложнений по сравнению с более старыми препаратами. Их применение эффективно при наличии бредового синдрома, симптомов тревоги, ревности у пациентов с выраженным гневом и импульсивностью. Они хорошо сочетаются с антидепрессантами и анксиолитическими препаратами.
Пограничные пациенты положительно реагируют на различные психофармакологические средства в зависимости от тех или иных констелляций симптомов, локализованных на первой оси DSM-классификаторов. Устранение или смягчение симптомов первой оси оказывает выраженное позитивное влияние на основные симптомы личностного расстройства (II ось). Наиболее трудной задачей является выбор наиболее подходящего препарата, что связано с выделением наиболее выраженных симптомов.

То, что называется расстройствами личности (personality disorder по Международной классификации болезней), не имеет четкого определения, как подчеркивает Толле: «Это не только новое словосочетание, которое заменило прежнее понятие психопатии. Расстройства личности, или личностные расстройства (personality disorder) в соответствии с одной из концепций существенно отличаются от традиционного учения о психопатиях. Они включают в себя, помимо так называемых отклоняющихся от нормы или патологических личностей, и характерологические расстройства. Некоторые авторы относят сюда также расстройства поведения при эпилепсии и органических психозах и личностные изменения после шизофренических и аффективных психозов» (S. 153).

Если продолжить эти рассуждения и расширить спектр личностных расстройств, то сюда можно отнести всю психиатрическую диагностику. Придерживаясь одного масштаба, можно ли свести личностное расстройство к диагнозу, или это только синдромологическое понятие? Даже если эти сомнения разрешены (например, «депрессивный психоз у первично астенической или первично ананкастической личности»), то возникает вопрос, является ли это дополнительным состоянием (например, первично ананкастическая личность плюс психоз) или, по крайней мере с глубиннопсихологической или динамической точки зрения, эти клинические понятия состоят в генетической взаимосвязи или в связи с психологическими аспектами развития?

Для ответа на эти вопросы мы должны прибегнуть к психодинамическим рассуждениям. Даже на первый взгляд видно, как трудно решить запутанные вопросы о том, какие психодинамическое констелляции, какие клинические картины и симптомы, какие нарушения развития и какие конфликты относятся к понятию так называемых личностных расстройств. Проще решается вопрос относительно ананкастических и истерических личностных расстройств, которые психодинамически расцениваются как неврозы характера (характер-неврозы). Это вовсе не означает, что личностное расстройство понимается как невроз характера и вообще как невроз. Напротив, большая часть так называемых личностных расстройств относится к трудноопределимой области, которая не имеет отношения ни к невротическим, ни к психотическим расстройствам.

С.О. Гоффман в своей монографии о характере и неврозе (1979) глубоко исследовал связь между этими двумя понятиями. Он установил, что в 60-70-е годы, особенно в США, стала распространяться тенденция к выравниванию различий между и психопатией и неврозом. Критикуя эту позицию, он ссылался на Купера. «Неврозы и психопатии могут иметь много общего, - писал Купер, - однако переживаемые людьми конфликты, исходящие из влечений, тип реакции, функционирование „я" и дефицитарность „сверх-я" отличаются друг от друга. Основным пунктом различия между невротиками и психопатами являются их конфликты».

Я хочу показать, что хотя критика справедлива даже в отношении приравнивания характер-невроза к психопатиям, в конечном счете между ними нет реального психодинамического различия. Перед тем как заняться трудным психодинамическим разъяснением понятия «личностные расстройства», я хочу кратко показать, насколько безграничным выглядит описательное психиатрическое распределение и классификация этих расстройств.

Различные авторы, от Курта Шнайдера до классификации болезней DSM-III (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), предлагали различные категории описательных уровней этих расстройств. Они известны как:

- гипертимные (или циклотимные)

- фанатичные

- параноидные

- шизоидные

- шизотипические (между психозом и пограничными расстройствами)

- жаждущие признания (истерические, привязчивые)

- неуверенные в себе

- астенические

- избегающие страхов (avoidant)

- ананкасты (компульсивные)

- возбудимые (эксплозивные)

- социопаты (анти- и диссоциальные)

- психопатические личности в узком смысле слова

31. Теория нормального и патологического нарциссизма Х.Когута.

Нормальный инфантильный нарциссизм отражает структуру Я и регуляцию самооценки (сообразно возрасту ребенка) посредством удовлетворения возрастных потребностей, подразумевает инфантильную ценностную сферу личности, инфантильные потребности и запреты. Патологический нарциссизм отражает наличие деформации практически всех аспектов нормального нарциссизма. О.Ф. Кернберг смещает здесь акцент на нарушения внутреннего мира личности, который, в его понимании, складывается из опыта отношений со значимыми людьми и из их роли в формировании представления о себе и других людях. Позитивные источники самооценки здесь всецело нивелируются активным грандиозным Я (раздутой Я-концепцией). Структура грандиозного Я, позволяет человеку думать, что он уже и является тем, кем он хотел бы быть (в итоге нет признания той работе, которую следует выполнять для достижения реальных целей, и нет тех значимых людей, которым можно подражать).

. Когут предлагает рассматривать нарциссизм как нормальную стадию в развитии человека, которая начинается с последних месяцев внутриутробного состояния и продолжается примерно до третьего месяца жизни. В этот период младенец ощущает единство с окружающим его миром. Он еще не воспринимает себя отдельно от окружающего мира, не ощущает границ между собой и другими объектами (например, считает материнскую грудь продолжением себя). Лишь впоследствии у ребенка появляются так называемые субъектно-объектные разграничения. Таким образом, на наиболее ранней симбиотической стадии развития младенец переживает первичное«океаническое чувство единения с миром». «Океаничность» связана, возможно, с тем, что в утробе матери он находится в среде околоплодных вод. Вероятно, исчезновение психосоматических симптомов при использовании кататимной гидротерапии[1] (переживания пациентом в образах контактов с воображаемой водой) имеет ту же причину. Образы, где осуществляется взаимодействие человека с водой, вызывают регрессию в состояние, когда младенец находится в околоплодной жидкости в утробе матери, и контакт с водой в образе является символическим контактом пациента с околоплодными водами, имеющими защитные и целебные свойства.

32. Биопсихосоциальная модель личностных расстройств.

Биопсихосоциальная модель личностных расстройств.

Биопсихосоциальная модель болезни возникла в конце 70-х гг. XX в. /58/. Она основывается на системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.

В основе этой модели лежит диада «диатез — стресс», где диатез — это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс — психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет любое заболевание.

В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни.Это субъективное состояние обусловлено следующими психологическими механизмами, обеспечивающими здоровье:

1) принятие ответственности за свою жизнь;

2) самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;

3) самопонимание и принятие себя как синтез — процесс внутренней интеграции;

4) умение жить в настоящем;

5) осмысленность индивидуального бытия, как следствие — осознанно выстроенная иерархия ценностей;

6) способность к пониманию и принятию других;

7) доверие к процессу жизни — наряду с рациональными установками, ориентацией на успех и сознательным планированием своей жизни необходимо то душевное качество, которое Э. Эриксон называл базовым доверием, иными словами, это умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.

В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как такое расстройство, которое угрожает дисфункцией — неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом не каждое расстройство функционирования однозначно является болезнью, но только такое, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, болезнью является далеко не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении («имеется потребность в лечении»). Потребность в лечении считается существующей тогда, когда имеющиеся признаки отклонений (расстройства) наносят ущерб профессиональной работоспособности, повседневной деятельности, привычным социальным отношениям либо причиняют ярко выраженное страдание.

33. Основные типы депрессивных расстройств по МКБ-10.

F30-F39 — Расстройства настроения (аффективные расстройства)

§ F30. Маниакальный эпизод

§ F30.0 Гипомания

§ F30.1 Мания без психотических симптомов

§ F30.2 Мания с психотическими симптомами

§ F30.8 Другие маниакальные эпизоды

§ F30.9 Маниакальный эпизод неуточненный

§ F31. Биполярное аффективное расстройство

§ F31.0 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод гипомании

§ F31.1 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод мании без психотических симптомов

§ F31.2 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод мании с психотическими симптомами

§ F31.3 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод легкой или умеренной депрессии

§ F31.4 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод тяжелой депрессии без психотических симптомов

§ F31.5 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод тяжелой депрессии с психотическими симптомами

§ F31.6 Биполярное аффективное расстройство, текущий эпизод смешанного характера

§ F31.7 Биполярное аффективное расстройство, текущая ремиссия

§ F31.8 Другие биполярные аффективные расстройства

§ F31.9 Биполярное аффективное расстройство неуточненное

§ F32. Депрессивный эпизод

§ F32.0 Депрессивный эпизод легкой степени

§ F32.1 Депрессивный эпизод средней степени

§ F32.2 Депрессивный эпизод тяжелой степени без психотических симптомов

§ F32.3 Депрессивный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами

§ F32.8 Другие депрессивные эпизоды

§ F32.9 Депрессивный эпизод неуточненный

§ F33. Рекуррентное депрессивное расстройство

§ F33.0 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод легкой степени

§ F33.1 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод средней степени

§ F33.2 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени без психотических симптомов

§ F33.3 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени с психотическим симптомами

§ F33.4 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущее состояние ремиссии

§ F33.8 Другие рекуррентные депрессивные расстройства

§ F33.9 Рекуррентное депрессивное расстройство неуточненное

§ F34. Устойчивые расстройства настроения [аффективные расстройства]

§ F34.0 Циклотимия

§ F34.1 Дистимия

§ F34.8 Другие устойчивые расстройства настроения (аффективные)

§ F34.9 Устойчивое расстройство настроения (аффективное) неуточненное

§ F38. Другие расстройства настроения [аффективные]

§ F38.0 Другие одиночные расстройства настроения (аффективные)

§ F38.1 Другие рекуррентные расстройства настроения (аффективные)

§ F38.8 Другие уточненные расстройства настроения (аффективные)

§ F39. Расстройство настроения [аффективное] неуточненное


С патофизиологических позиций депрессивный эффект представляет собой одну из форм эмоционального поведения человека, отличающуюся от естественных эмоций в основном затяжным течением, интенсивностью и суицидальным риском (Г.Н. Крыжановский, Н.А. Крупина, В.Г. Кучеряну,1995). Формальными критериями (МКБ-10) депрессии являются (А.М. Вейн, 2001): основные - пониженное или печальное настроение, утрата интересов или чувства удовольствия; дополнительные: нарушения сна, чувство вины или низкая самооценка, утомляемость или снижение активности, трудности при сосредоточении, возбуждение или заторможенность движений или речи, расстройства аппетита, суицидальные мысли или действия, снижение полового влечения. Более подробно описаны диагностические критерии депрессий по МКБ-10 и DSM-IV в фундаментальном исследовании С.Н. Мосолова (1995).

В 1978 году A. Beck создал когнитивную теорию депрессии, согласно которой у пациентов происходит искажение процесса переработки внешней информации. В силу доминирования в сознании определенной когнитивной схемы, такой пациент склонен рассматривать себя, свои переживания, свое будущее негативно. И эти негативные понятия дают импульс к развитию других симптомов депрессии: печали, пассивности, самообвинения, утраты переживания, удовольствия, появление суицидальных мыслей.

34. Аналитические модели депрессии.


В подростковом возрасте наблюдаются также описанные выше у детей аналитические депрессии [Озерецковский С. Д., 1983]. Они возникают при отрыве от привычной семейной среды, часто, когда подросток переезжает в другой город для учебы, поселяется в общежитие. Наш опыт показывает, что по крайней мере часть этих больных также страдает МДП. Это доказывает как дальнейшее течение болезни, так и тщательные расспросы о прошлых переживаниях. В качестве примера могут служить следующие наблюдения.

Коля Л., 1947 г. рождения, в 1963 г. вместе с братом-близнецом приехал из Сибири в Ленинград поступать в техникум после окончания 8 классов. Брат не прошел по конкурсу. Коля экзамены сдал хорошо. Поселился в общежитии. Родители и брат уехали, подросток почувствовал себя одиноким и несчастным, не мог общаться с сокурсниками, на занятиях ничего не понимал, пропал аппетит и сон. Вызванный к подростку отец показал его психиатру, мальчик был помещен в Институт им. В. М. Бехтерева. Обнаруживал заторможенность, тоскливое настроение, мысли о том, что не справится с учебой, не сможет остаться в техникуме. При сборе анамнеза выяснилось, что, учась в 7-м и 8-м классах, в весенние месяцы испытывал чувство одиночества, казался себе несчастным, трудно было проводить время с товарищами, уходил на много часов в лес и сидел на пеньке. Вертелись мысли о том, что он плохо учится и из-за этого у отца болит сердце. После лечения антидепрессантами и купирования депрессии в 1965 г. условия жизни изменились к лучшему - семья переехала в Ленинград, и привычные связи с родителями восстановились, однако заболевал еще дважды. В то же время после смерти отца, которую очень переживал, депрессивного состояния не наступило, мальчик поддерживал мать, учился и работал. Диагноз: МДП.

35. Когнитивная модель депрессии.

Когнитивная модель депрессии является результатом систематических клинических наблюдений и экспериментальных исследований (Beck, 1963, 1964, 1967). Именно сочетание клинического и экспериментального подходов сделало возможным построение этой теоретической модели и формулирование принципов когнитивной терапии.

Когнитивная модель содержит три специфичных понятия, объясняющих психологическую структуру депрессии: 1) когнитивная триада, 2) схемы и 3) когнитивные ошибки (неправильная обработка информации)

Когнитивная триада депрессии включает: 1) негативный взгляд на мир; 2) негативный взгляд на будущее; 3) негативный взгляд на себя. Пациент воспринимает себя как неадекватного, брошенного, ничего не стоящего. У пациента имеются убеждения, что он зависим от других и не может самостоятельно достичь ни одной жизненной цели. Такой пациент крайне пессимистично рисует будущее и не видит никакого выхода. Эта безнадежность может привести к суицидальным мыслям. Мотивационные, поведенческие и физические симптомы депрессии производны от когнитивных схем. Пациент считает, что у него отсутствует способность контролировать ситуацию, совладать с ней. Зависимость пациента от других людей (считает, что ничего не может сделать самостоятельно) воспринимается им как проявление собственной некомпетентности, беспомощности. Переоцениваются вполне обычные жизненные трудности, которые воспринимаются как невыносимые. Физические симптомы депрессии - низкая энергия, усталость, инертность. Важную роль в выздоровлении играют опровержение негативных ожиданий и демонстрация моторной способности.

36. Бихевиоральная модель депрессии (теория "выученной беспомощности" Сэлигмена).

Подход Селигмана

Теоретическая основа. В первоначальной трактовке модели «выученной беспомощности» Селигман (Seligman, 1974; 1992) исходил из того, что у истоков реактивно-депрессивных процессов стоит повторяющийся опыт утраты контроля — в смысле неспособности положить конец аверсивной ситуации. На основе такого опыта развивается установка, что между собственными действиями и важными внешними событиями нет никакой связи, т. е. развивается генерализированное ожидание неконтролируемости, которое образует основу мотивационных, эмоциональных и поведенческих депрессивных симптомов. Затем гипотеза утраты контроля была расширена (Abramson, Seligman & Teasdale, 1978) за счет привлечения теории атрибуции; развитие генерализированных установок на беспомощность, а вместе с этим и базиса для паттернов депрессивных реакций зависит, согласно этой гипотезе, от того, какими причинами объясняет пациент пережитую утрату контроля. В частности, склонность объяснять внешние негативные события интернальными, глобальными и стабильными причинами — наличие «пессимистического стиля атрибуции», или, как сегодня обычно говорят, «пессимистического стиля интерпретации», — рассматривается как фактор риска для генеза депрессии (Buchanan & Seligman, 1995).

Терапевтические действия. Самостоятельным терапевтическим направлением в узком смысле этого слова эта концепция до сих пор не стала, но тем не менее были развиты конкретные терапевтические стратегии, основывающиеся на основной гипотезе «выученной беспомощности». Согласно пересмотренной трактовке модели стремятся прежде всего к тому, чтобы изменить тенденцию к дисфункциональной атрибуции относительно ситуаций утраты контроля, в частности дисфункциональную тенденцию к интернальной каузальной атрибуции при неудачах. Стратегии реатрибуции находят применение как дополнительные методы в многочисленных когнитивно-поведенческих терапевтических программах лечения депрессивных расстройств (ср. Beck et al., 1994; Hautzinger, Stark & Treiber, 1994).

37. Биопсихосоциальная модель депрессии.

Согласно мнению Д. Хелла, депрессия – это биосоциальная модель, используемая большинством людей, оказавшихся в трудной ситуации. В качестве доказательства Д. Хелл приводит данные о достаточно широкой распространенности мягких, но длительно протекающих депрессий, о возможности их самоизлечения. Таким образом, депрессия – не следствие каких-либо нарушений, а. общечеловеческий способ реагирования на сильную эмоциональную нагрузку. Становится очевидной ее защитная функция. Получается, что она является целесообразным ответом организма, стремящегося избежать худшего в данной ситуации, заставить человека переживать то чувство, которое он сейчас переживать не в состоянии. Близкое понимание депрессии предлагает В. Франкл. По его мнению, депрессия – один из вариантов ухода от ответственности за поиск смысла жизни. Такое понимание депрессии заставляет нас переключить внимание от борьбы с депрессией на рассмотрение ее как послания, которое прежде всего необходимо прочитать. Как говорит Д. Хелл, «только вопрос о послании, которое заключено в депрессии, или о том, каким образом конкретный человек, находясь в тяжелой жизненной ситуации, обошелся без депрессии, выводит нас за пределы привычной схемы размышлений об исключительно каузальном взгляде на мир».

38. Типы тревожных расстройств по МКБ-10.

Тревожно-фобические расстройства (F40):

F40.0 — Агорафобия

F40.1 — Социальная фобия

F40.2 — Изолированная (специфическая) фобия

F40.8 — Другие тревожно-фобические расстройства

F40.9 — Фобическое тревожное расстройство, неуточненное

Другие тревожные расстройства (F41):

F41.0 — Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога)

F41.1 — Генерализованное тревожное расстройство

F41.2 — Смешанное тревожно-депрессивное расстройство

F41.3 — Другие смешанные тревожные расстройства

F41.8 — Другие уточненные тревожные расстройства

F41.9 — Тревожное расстройство, неуточненное

Обсессивно-компульсивное расстройство (F42):

F42.0 — Преимущественно навязчивые мысли или размышления

F42.1 — Преимущественно компульсивные действия

F42.2 — Смешанные обсессивные мысли и действия

F42.8 — Другие обсессивно-компульсивные расстройства

F42.9 — Обсессивно-компульсивное расстройство, неуточненное

Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации (F43):

F43.0 — Острая реакция на стресс

F43.1 — Посттравматическое стрессовое расстройство

F43.2 — Расстройство адаптации

F43.8 — Другая реакция на тяжелый стресс

F43.9 — Реакция на тяжелый стресс, неуточненная


39. Психоаналитические модели тревоги.

Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги в зависимости от того, откуда исходит угроза. Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира называется реалистической тревогой. Она выполняет функцию самосохранения. Невротическая тревога. Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая (внешний источник наказания) и только когда возникает реальная возможность импульсам ид прорваться через контроль эго возникает невротическая тревога. Моральная тревога. Возникновение моральной тревоги объясняется ответом на угрозу наказания эго со стороны суперэго. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда.


40. Когнитивная модель тревоги. Когнитивные механизмы панической атаки.

Наши рекомендации