Понятие наказания, его сущность и признаки
Наказание есть, прежде всего, принуждение. Принуждение есть мера насильственного побуждения к определенному поведению. Оно может быть по своему характеру физическим, психологическим (духовным), материальным. И может применяться и распространяться на все данное общество, на классы, социальные слои и группы населения, на отдельных индивидов. По субъекту применения (правового регулирования) принуждение различается государственное и негосударственное, а по порядку такого применения - судебное и несудебное. Поэтому принуждение всегда выступает как система насильственных методов воздействия.
Уголовное принуждение как вид социального принуждения имеет две существенных особенности. Во-первых, оно в интегрированном виде вбирает остальные виды социального принуждения. По характеру, сущности и механизму воздействия оно сочетает и синтезирует экономическое, социально-политическое, морально-психологическое принуждение. Вторая важная особенность уголовного принуждения - его противоположность убеждению как главному методу достижения социальной гармонии. По своей сущности оно есть насилие. Характер, виды этого насилия самые разные. Насилие является прямым, непосредственным, официальным, публичным, только государственным и применяется только как крайняя мера, когда другие виды принуждения исчерпали себя.
Особое место (последнее) уголовного принуждения в системе социального принуждения определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, оно применяется только за совершение преступления, то есть за резко отличные и, как правило, осуждаемые обществом и потому достаточно редкие (необычные) модели поведения. Во-вторых, по своей сущности, характеру и механизму воздействия, как никакое другое принуждение, оно лишает человека его самых важных ценностей - его прав и свобод; а в ряде случаев и самой жизни. В-третьих, по степени своей эффективности уголовное принуждение редко, а часто и вообще не достигает декларируемых целей. Об этом говорят многие факты, в том числе такой важный факт, как рецидивная преступность, уровень которой, по официальным данным, редко опускается ниже 20% в общей массе совершенных преступлений.
В целом уголовное принуждение отличается от других видов принуждения тем, что оно:
а) по субъекту правового регулирования: является только государственным;
б) по субъекту применения: применяется только от имени государства и только судом;
в) по основаниям - только за совершение преступления;
г) по характеру и механизму воздействия: является более суровым, чем иные виды государственного принуждения;
д) по механизму внутренней организации: является системным: представляет собой систему органично взаимосвязанных по своему характеру мер;
е) по своим последствиям: влечет качественное изменение правового статуса лица, в отношении которого оно применено;
ж) по порядку применения: является исключительно судебным (уголовно-процессуальным).
Указанные особенности уголовного наказания как вида государственного принуждения подтверждаются понятием наказания, даваемым в законодательстве и в науке уголовного права. В УК РФ говорится: “Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица”.
Данная формулировка понятия наказания не позволяет чётко уяснить его сущность - кара или принуждение, или то и другое одновременно. В юридической литературе на этот счет имеются несколько точек зрения. Одни считают наказание государственным принуждением, другие - карой, третьи понимают под наказанием принуждение, неотъемлемым свойством которого является кара.
Вопрос же о сущности наказания является ключевым, так как он позволяет уяснить отличие уголовного наказания от других мер принуждения.
Анализ законодательства об уголовном наказании и практики его применения показывает, сущность его составляет именно кара. Во-первых, как было сказано, наказание - особая мера государственного принуждения. Особенность сущности уголовного наказания заключается в каре как лишении или ограничении прав и свобод граждан, включая и право на жизнь, являющейся высшей ценностью и личности, и общества.
Во-вторых, сущность (как философская категория) определяет “внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений”. Для сущности характерно, что она всегда есть главная внутренняя, определяющая природу, бытие и развитие данного предмета, его совокупность сторон или сторона. Кара составляет главную и определяющую внутреннюю сторону государственного принуждения как уголовного наказания. Виды государственного принуждения, как говорилось, многообразны и носят системный характер. Только предусмотренные уголовным законом лишения или ограничения прав и свобод или моральные страдания позволяют отличить уголовное наказание от других видов государственного принуждения. Только эти лишения (ограничения, моральные страдания) составляющие внутреннее содержание кары, делают наказание самим собой, определяют его неповторимость и природу как понятия уголовного права и как социального явления.
Поэтому неточно определять уголовное наказание как просто принуждение, или как принуждение, свойством которого является кара, или как кара. Да, наказание - государственное принуждение, но как одна из его мер. Кара может быть и свойством принуждения, но только не в качестве сущности уголовного наказания. Кара - не свойство, а сущность наказания, ибо свойство выражает лишь такую сторону предмета, которая обусловливает его назначение или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношениях к ним.
Можно дать следующее определение понятия наказания с учетом сказанного выше. Наказание, как мера государственного принуждения, есть кара, назначаемая приговором суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
В этом определении подчеркиваются важные отличительные признаки наказания:
1. Государственно-правовой или публичный характер, который означает, что уголовное наказание является мерой государственного принуждения. Как мера государственного принуждения оно регламентируется в законодательных или подзаконных нормативных актах органов высшей (законодательной и исполнительной) власти. Оно применяется только от имени государства и назначается только судом.
Публичных характер наказания выражается и в том, что оно олицетворяет собой необходимую реакцию общества (государства) на посягательства на его интересы со стороны преступника. Как необходимая и общественно-полезная мера, наказание является противоположностью преступлению, носящему резко отрицательную, негативную общественно-правовую оценку. Общественная полезность наказания проявляется в его характере, сущности, целях, механизме воздействия, системе наказания, четко регламентированном законом порядке назначения и исполнения наказания. При этом, как государственно-правовая мера, наказание имеет четко очерченные законом пределы, оно строго ограничено по мерам воздействия и не может исходить от обществ вообще, от его социальных общностей и, тем более, индивидов. Субъектом его регулирования является высшая государственная власть (государство), а субъектом назначения - суд, как специальный орган государства.
2. Насильственно-карательный характер наказания означает, что оно имеет своей сущностью насилие в форме кары. Кара, как сущность наказания, не есть любое безграничное насилие. Оно есть строго упорядоченное уголовным законом насилие, а именно - лишение или ограничение законных прав и свобод личности, человека.
Лишение прав и свобод предполагает изъятие определенных уголовным законом прав и свобод, устранение лица, совершившего преступление, из сферы определенных правоотношений. Оно заключает в себе физическое, материальное и (или) морально-психологическое воздействие. Последнее охватывает определенные психические (моральные) переживания, страдания.
Ограничение прав и свобод - это уменьшение количественных и качественных характеристик законных прав и свобод лица. От лишения прав (свобод) ограничение отличается степенью, пределами изъятия последних.
Тенденцией изменения сущности кары в современных условиях демократизации глобальных социальных процессов) является перенос акцента с лишения прав (и свобод) на их ограничение, что более отвечает интересам достижения целей наказания. Но в то же время практическая реализация этой тенденции в конкретной (сегодняшней) исторической ситуации требует особой осторожности, индивидуального подхода и недопустимость какой-либо спешки.
3. Уголовно-правовой (нормативный) характер наказания отражает два момента: первый - наказание возможно только за совершение преступления, предусмотренного уголовным законом; второй - наказание может быть назначено только в рамках и пределах определенной санкции уголовного закона.
4. Индивидуально-субъективный характер наказания имеет в виду, во-первых, назначение и применение наказания физическому лицу . Во-вторых, только при наличии вины в деянии лица, совершившего преступление. В-третьих, наказание может назначаться только с учётом личности преступника, его индивидуальных субъективных свойств и качеств.
5. Юридически значимая природа наказания выражает его правовые последствия - судимость. Судимость означает качественное изменение правового статуса осужденного лица.
6. Судебный, уголовно-процессуальный порядок назначения наказания - один из его отличительных признаков. Наказание назначается только судом и только в строго определённом законом (уголовно-процессуальном) порядке. Четко регулируемая форма и строгий порядок назначения наказания - важная гарантия законности и обоснованности при привлечении к уголовной ответственности, гарантия соблюдения прав и свобод человека, закрепленная Конституцией РФ (ст. 5).