Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ
Лекция 12. Проблема соотношения личности и социума.
Проблема соотношения личности и социума. Специфика социально-психологической перспективы проблемы личности. Гуманистические теории личности. Типологии личности. Спектр представлений о влиянии социума на формирование личности.
Образ Я и Я-концепция. Влияние самосознания и самооценки на восприятие другого.
Уровень притязания и групповая активность. Ролевая модель. Ключевые и значимые люди. Понятие о референтной группе.
Потребность в общении, одобрении и признании. Социальная дистанция. Психологическая дистанция. Проксемика: раздел социальной психологии, посвященный изучению закономерностей психологической телесности и пространственности.
Специфика межличностного восприятия. Взаимодействие в диапазоне от сотрудничества до соперничества; от кооперации до конфликта. Истоки конфликтов. Способы их преодоления и разрешения.
Любовь и влюбленность. Социально-психологические особенности сексуальных меньшинств.
Вражда, антипатия. Симпатия. Способность к сопереживанию, эмпатия. Пристройки «сверху», «снизу» и «на равных». Согласие, уважение. Дружба. Влияние социальных ролей и позиций на личностное взаимодействие.
Социальный контроль. Социальный контроль. Признаки социальных норм. Виды санкций. Формы социального контроля. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю.
Основные понятия:
Личностная зрелость — высший уровень развития личности, связанный с формированием и стабилизацией важнейших социальных качеств человека: ответственности, потребности заботиться о других, активности, самореализации, толерантности к другим людям, высокий уровень общей жизнедеятельности, высокие и социально значимые результаты деятельности, интернальность в основных сферах жизнедеятельности.
Личностно-групповые социально-психологические явления — феномены, характеризующие психологические связи между отдельным человеком и группой.
Личностные социально-психологические явления —явления, возникающие у отдельных личностей в группах (являясь достоянием индивидуальной психики, они тем не менее представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явлениями, а также иными социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, общением и др.).
Локус контроля — устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.
Санкции социальные - все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к социальной норме. Санкции осуществляются в виде поощрений и наказаний. Они могут быть положительными и отрицательными, формальными и неформальными, непосредственными и опосредованными. Санкции существуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы. Санкции являются составной частью социального контроля.
Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.
Самореализация личности — наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Социальный контроль - влияние общества на установки, представления, ценности и идеалы человека, определяющие его поведение. Социальный контроль рассматривается также как механизм саморегуляцпи в социальной системе, действующий по принципу обратной связи, когда социальное управление влияет на факторы дестабилизации социальной системы с целью восстановления социальной стабилизации. Социальный контроль охватывает психологический, правовой, нравственный, экономический, политический и другие уровни социальной жизни. Он является абсолютным гарантом существования любых социальных систем. Проявляется через различные формы социального контроля: законы, табу, обычаи, традиции, моду, мораль, нравы, этикет, привычки и др.
Основная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2003.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001.
4. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 1996.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М.: Академия, 2002.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред.проф.В.А.Лабунской. – М.: Гардарики, 2001.
Дополнительная литература
- Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
- Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
- Мацумото Д. Психология и культура – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
7. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
Лекция 13. Проблема социализации
Понятие социализации. Особенности современной социализации. Теоретические и практические проблемы. Представление о механизмах социализации личности. Стадии развития личности в процессе социализации. Механизмы социализации.
Институты социализации. Социально-психологический статус детских воспитательных и образовательных учреждений. Детерминация процесса социализации личности.
Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса социализации личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Понятие об экзистенциальном вакууме. Понятие судьбы. Самоактуализация. «Имманентная» ценность человеческой личности по отношению к социуму. Проблема свободы воли. Самореализация.
«Трансцендентная» концепция личности; достижение аутентичности личности в процессе активной «вовне» направленной деятельности.
Основные понятия:
Социализация - усвоение и воспроизводство человеком социального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнообразные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью. Воспитание и обучение являются составной частью социализации.
Социальная оценка желаемого поведения - один из механизмов социализации. Состоит в том, что человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных и отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окружения. Человеку свойственно стремление к положительным санкциям и избегание отрицательных. Реализация данного механизма сопровождается обычно феноменами фасилитации социальной или ингибиции социальной.
Социальное окружение — макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.
Социально-психологические отношения — различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.
Социальный стереотип —упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.
Основная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001.
- Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
5. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 1996.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М.: Академия, 2002.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред.проф.В.А.Лабунской. - М.: Гардарики, 2001.
Дополнительная литература
- Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
- Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
6. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
Лекция 14.Социальное развитие человека
Общее понятие социального развития человека. Стереотипы понимания социального развития человека. Модели социального развития. Временные характеристики индивидуального и социального развития человека. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза. Личностная зрелость. Закономерности социального развития человека.
Социальная виктимология. Человек как жертва социализации в современном мире. Социальные факторы виктимизации. Феноменологические факторы виктимизации. Деструктивное поведение. Социальные права детей.
Основные понятия:
Виктимология - отрасль знания, изучающая виктимностъ.
Виктимность -«предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психологии, но используется и в социально-психологических исследованиях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и социализации личности.
Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лечения человека, исправления или наказания нарушителя.
Дезадаптация — нарушение процессов и состояний людей, отвечающих требованиям обстановки и осуществляемой деятельности.
Депрессия — подавленное психическое состояние, внутренняя угнетенность, сопровождающиеся восприятием всего окружающего и себя в нем в мрачном, негативном свете.
Депривация — состояние человека, вызванное недостатком собственной активности (движений, занятий любимым делом), привычных внешних контактов и удовлетворения потребностей.
Основная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001.
4. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 1996.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред.проф.В.А.Лабунской. - М.: Гардарики, 2001.
Дополнительная литература
- Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
- Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. (Психологическая энциклопедия).
7. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
Лекция 15. Личностные сценарии, роли и установки
Понятие, происхождение и значение личностных, семейных, социальных и пр. сценариев.
Социальные роли. Понятие социальной роли. Различные подходы к интерпретации социальных ролей. Виды социальных ролей. Основные характеристики социальной роли. Влияние социальной роли на развитие личности. Освоение социальной роли.
Теории ролей. Теория диспозиций личности. Стратификационная теория личности. Понятие о социально-психологической компетентности и адекватности личности.
Понятие о социальной установке. Аттитюды и методы их изучения. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок. Соотношение социальных установок и реального поведения. Функции установок в регуляции поведения человека. Роль бессознательного в проблеме установок, сценариев и стратегий личности. Противоречия бессознательных установок и осознанных намерений личности.
Основные понятия:
Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.
Роль социальная - социальная функция человека, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.
Установка социальная —социально-психологическое понятие, обозначающее готовность индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности.
Основная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. - Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001.
- Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред.проф.В.А.Лабунской. - М.: Гардарики, 2001.
Дополнительная литература
- Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. (Психологическая энциклопедия).
6. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.