Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ

Лекция 12. Проблема соотношения личности и социума.

Проблема соотношения личности и социума. Специфика социально-психологической перспективы проблемы личности. Гуманистические теории личности. Типологии личности. Спектр представлений о влиянии социума на формирование личности.

Образ Я и Я-концепция. Влияние самосознания и самооценки на восприятие другого.

Уровень притязания и групповая активность. Ролевая модель. Ключевые и значимые лю­ди. Понятие о референтной группе.

Потребность в общении, одобрении и признании. Социаль­ная дистанция. Психологическая дистанция. Проксемика: раздел социальной психологии, по­священный изучению закономерностей психологической телесности и пространственности.

Специфика межличностного восприятия. Взаимодействие в диапазоне от сотрудничества до соперничества; от кооперации до конфликта. Истоки конфликтов. Способы их преодоления и разрешения.

Любовь и влюбленность. Социально-психологические особенности сексуальных мень­шинств.

Вражда, антипатия. Симпатия. Способность к сопереживанию, эмпатия. Пристройки «свер­ху», «снизу» и «на равных». Согласие, уважение. Дружба. Влияние социальных ролей и позиций на личностное взаимодействие.

Социальный контроль. Социальный контроль. Признаки социальных норм. Виды санкций. Формы социального контроля. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю.

Основные понятия:

Личностная зрелость — высший уровень развития личности, связанный с формированием и стабилизацией важнейших социальных качеств че­ловека: ответственности, потребности заботиться о других, активности, самореализации, толерантности к другим людям, высокий уровень об­щей жизнедеятельности, высокие и социально значимые результаты дея­тельности, интернальность в основных сферах жизнедеятельности.

Личностно-групповые социально-психологические явления — феномены, характеризующие психологические связи между отдельным человеком и группой.

Личностные социально-психологические явления —явления, возникаю­щие у отдельных личностей в группах (являясь достоянием индивидуальной психики, они тем не менее представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явлениями, а также иными социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, обще­нием и др.).

Локус контроля — устойчивое свойство личности, сформированное в про­цессе ее социализации; характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Санкции социальные - все процедуры, при помощи которых по­ведение индивида приводится к социальной норме. Санкции осу­ществляются в виде поощрений и наказаний. Они могут быть по­ложительными и отрицательными, формальными и неформаль­ными, непосредственными и опосредованными. Санкции сущест­вуют на всех уровнях социальной жизни и во всех группах. Они регулируют поведение индивидов с различным уровнем строгости и силы. Санкции являются составной частью социального контроля.

Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойст­вие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самоопределение личности — самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей про­фессии и условий жизни.

Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недо­статков.

Самореализация личности — наиболее полное выявление личностью сво­их индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психоло­гическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Социальный контроль - влияние общества на установки, пред­ставления, ценности и идеалы человека, определяющие его пове­дение. Социальный контроль рассматривается также как механизм саморегуляцпи в социальной системе, действующий по принципу обратной связи, когда социальное управление влияет на факторы дестабилизации социальной системы с целью восстановления соци­альной стабилизации. Социальный контроль охватывает психоло­гический, правовой, нравственный, экономический, политический и другие уровни социальной жизни. Он является абсолютным гаран­том существования любых социальных систем. Проявляется через различные формы социального контроля: законы, табу, обычаи, тра­диции, моду, мораль, нравы, этикет, привычки и др.

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2003.
  3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 1996.

  1. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  2. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М.: Академия, 2002.
  3. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  4. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред.проф.В.А.Лабунской. – М.: Гардарики, 2001.

Дополнительная литература

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
  3. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
  4. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
  5. Мацумото Д. Психология и культура – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  6. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

7. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

  1. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.

Лекция 13. Проблема социализации

Понятие социализации. Особенности современной социа­лизации. Теоретические и практические пробле­мы. Представление о механизмах социализации личности. Стадии развития личности в процессе социализа­ции. Механизмы социализации.

Институты социализации. Социально-психологический статус детских воспитательных и образовательных учреждений. Детерминация процесса социализации личности.

Содействие, воспитание как главные факторы, определяющие успешность процесса со­циализации личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Понятие об экзистен­циальном вакууме. Понятие судьбы. Самоактуализация. «Имманентная» ценность человеческой личности по отношению к социуму. Проблема свободы воли. Самореализация.

«Трансцендентная» концепция личности; достижение аутентичности личности в процессе активной «вовне» направленной деятельности.

Основные понятия:

Социализация - усвоение и воспроизводство человеком соци­ального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнооб­разные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью. Воспитание и обучение являются состав­ной частью социализации.

Социальная оценка желаемого поведения - один из механизмов социализации. Состоит в том, что человек изменяет свое поведение в зависимости от действия положительных и отрицательных санкций, направленных на него со стороны социального окруже­ния. Человеку свойственно стремление к положительным санкци­ям и избегание отрицательных. Реализация данного механизма сопровождается обычно феноменами фасилитации социальной или ингибиции социальной.

Социальное окружение — макро- и микросреда, с которой прямо или опо­средованно взаимодействует индивид.

Социально-психологические отношения — различные формы взаимосвязи людей, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Социальный стереотип —упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социаль­ном объекте.

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
  3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.

5. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 1996.

  1. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  2. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М.: Академия, 2002.
  3. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  4. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред.проф.В.А.Лабунской. - М.: Гардарики, 2001.

Дополнительная литература

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
  3. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
  5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

6. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

  1. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
  3. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

Лекция 14.Социальное развитие человека

Общее понятие социального развития человека. Стереотипы понимания социального развития человека. Модели со­циального развития. Временные характеристики инди­видуального и социального развития человека. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза. Лич­ностная зрелость. Закономерности социального развития человека.

Социальная виктимология. Человек как жертва социализации в современном мире. Социальные факторы виктимизации. Феноменологические факторы виктимизации. Деструктивное поведение. Социальные права детей.

Основные понятия:

Виктимология - отрасль знания, изучающая виктимностъ.

Виктимность -«предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данное понятие разработано в рамках юридической психоло­гии, но используется и в социально-психологических исследова­ниях в связи с разработкой проблем социальной адаптации и со­циализации личности.

Девиация (социальная) — поведение, которое рассматривается как откло­нение от групповых норм и приводит к изоляции, необходимости лече­ния человека, исправления или наказания нарушителя.

Дезадаптация — нарушение процессов и состояний людей, отвечающих требованиям обстановки и осуществляемой деятельности.

Депрессия — подавленное психическое состояние, внутренняя угнетенность, сопровождающиеся восприятием всего окружающего и себя в нем в мрач­ном, негативном свете.

Депривация — состояние человека, вызванное недостатком собственной ак­тивности (движений, занятий любимым делом), привычных внешних контактов и удовлетворения потребностей.

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
  3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения. - М., 1996.

  1. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  2. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
  3. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  4. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред.проф.В.А.Лабунской. - М.: Гардарики, 2001.

Дополнительная литература

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
  3. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
  4. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
  6. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. (Психологическая энциклопедия).

7. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

  1. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
  3. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

Лекция 15. Личностные сценарии, роли и установки

Понятие, происхождение и значение личност­ных, семейных, социальных и пр. сценариев.

Социальные роли. Понятие социальной роли. Различные подходы к интерпре­тации социальных ролей. Виды социальных ролей. Основные характеристики социальной роли. Влияние со­циальной роли на развитие личности. Освоение социаль­ной роли.

Теории ролей. Теория диспозиций личности. Стратификационная теория личности. Поня­тие о социально-психологической компетентности и адекватности личности.

Понятие о социальной установке. Аттитюды и методы их изучения. Эмоциональный, ког­нитивный и поведенческий компоненты социальных установок. Соотношение социальных уста­новок и реального поведения. Функции установок в регуляции поведения человека. Роль бессоз­нательного в проблеме установок, сценариев и стратегий личности. Противоречия бессозна­тельных установок и осознанных намерений личности.

Основные понятия:

Диспозиция — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческо­му акту, действию, поступку, их последовательности.

Роль социальная - социальная функция человека, имеющая во­площение на уровне общественного сознания в экспектациях, нор­мах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Установка социальная —социально-психологическое понятие, обозначаю­щее готовность индивида или группы определенным образом реагиро­вать на те или иные явления социальной действительности.

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
  3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2001.
  4. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
  5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  6. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  7. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
  8. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  9. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред.проф.В.А.Лабунской. - М.: Гардарики, 2001.

Дополнительная литература

  1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб: Питер, 2000.
  3. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
  4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
  5. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории эксперименты, упражнения. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. (Психологическая энциклопедия).

6. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. - СПб., 1997.

Наши рекомендации