Тема 2. Понятие и сущность права. Основные разновидности
Источников права
Право как нормативно-регулятивная система. Роль и место права в системе социального регулирования. Право и мораль: общее и особенное. Сущность и специфика права. Объективное и субъективное право. Право как масштаб поведения личности и нормативно закрепленная справедливость.
Понятие и признаки права. Многообразие подходов к определению права. Взаимосвязь права и государства. Правовое государство.
Понятие формы (источника) права. Виды источников права. Правовой обычай, судебный прецедент, юридическая (религиозная) доктрина и нормативный договор как источники права. Нормативно-правовой акт как наиболее распространенный и универсальный источник права, его специфика и признаки. Отличие нормативно-правовых актов от индивидуальных актов.
Закон как особая разновидность нормативно-правового акта. Конституция - Основной Закон государства. Классификация законов. Система законодательства в Российской Федерации.
Тематика семинарских занятий
Тема 1. Понятие и признаки государства
1. Государство и общество, их соотношение и взаимосвязь.
2. Понятие и признаки государства.
3. Классовое и общесоциальное в сущности государства.
4. Форма государства и ее элементы.
5. Аппарат государства и функции им осуществляемые.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каково место государства в системе общественных связей?
2. Выделите основные и дополнительные признаки государства.
3. Чем измеряется сущность современного государства?
4. Какова форма современного Российского государства и его функции?
Литература для самостоятельного изучения
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2005.
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998.
Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2007.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М.. 2006.
Марченко М.Н. Основы права. М., 2008.
Основы государства и права / Под ред. О.Е.Кутафина. М., 2008.
Правоведение / Под общей ред. М.Б.Смоленского. М., 2007.
Правоведение / Под ред. Б.С. Пугинского. М., 2008.
Тема 2. Право и его признаки. Источники права и их виды.
1. Право в системе социальных норм общества. Право и мораль.
2. Понятие и признаки права.
3. Источник права и его основные разновидности. Роль нормативно-правовых актов в системе источников права.
4. Конституция как Основной закон государства.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое место занимают правовые нормы в системе социального регулирования?
2. Чем отличается право от морали?
3. Что называют источником права?
4. Дайте характеристику современной Российской Конституции.
Литература для самостоятельного изучения
Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1995.
Лившиц Р.З. Теория права. М.. 1994.
Мальцев Г.В. Понимание права. М., 1999.
Марченко М.Н. Основы права. М., 2007.
Мухаев Р.Т. Правоведение. М., 2008.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1998.
Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1999.
Правоведение / Под ред. М.Б. Смоленского. М., 2007.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2005.
5. Образовательные технологии
При изучении дисциплины «Правоведение» используются следующие интерактивные методы:
1. «Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости: обсуждения спорных вопросов, стимулирования неуверенных обучаемых, для сбора большого количества идей в течение короткого периода времени, выяснения информированности или подготовленности аудитории.
2. Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме: перед объявлением какой-либо информации преподаватель спрашивает, что знают об этом участники; после предоставления какого-либо утверждения преподаватель предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу.
3. Тестирование. С помощью метода тестирования можно определить уровень информированности студентов или их отношение к обсуждаемой теме. Итоги обычного тестирования подводятся после совместного обсуждения ответов участниками и преподавателем.
6. Оценка качества освоения дисциплины студентами
Оценка качества освоения дисциплины студентами осуществляется в форме текущего контроля, который проводится еженедельно в часы аудиторной работы студентов. Рубежная аттестация проводится на восьмой неделе в часы аудиторной работы студентов в форме тестирования. Итоговый зачет по дисциплине принимается согласно базовому учебному плану в период экзаменационной сессии.
Вопросы к зачету
1. Общество и государство, их соотношение и взаимосвязь.
2. Общественная власть и органы управления родовой общиной.
3. Причины и условия возникновения первых государств на Земле.
4. Понятие и признаки государства.
5. Сущность государства как инструмента классового господства и ассоциации граждан по управлению делами общества.
6. Понятие формы (устройства) государства.
7. Форма правления как элемент формы государства и ее разновидности.
8. Форма государственного устройства как элемент формы государства. Простые и сложные государства.
9. Политико-правовой режим и его роль в характеристике государства. Демократический и тоталитарный режим.
10. Понятие и виды функций государства.
11. Понятие механизма (аппарата) государства и его структура.
12. Орган государства: понятие и классификация.
13. Понятие и признаки права как соционормативного регулятора.
14. Сущность права как масштаба поведения личности и нормативно закрепленной справедливости.
15. Взаимосвязь права и государства. Правовое государство и его признаки.
16. Понятие формы (источника) права.
17. Правовой обычай, судебный прецедент, юридическая доктрина и нормативный договор как источники права.
18. Нормативно-правовой акт как источник права.
19. Закон как особая разновидность нормативно-правового акта и его виды.
20. Система законодательства в Российской Федерации.
21. Конституция как Основной Закон государства, его содержание, структура и функции.
Рекомендуемая литература
I. Нормативные источники
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Библиотечка «Российской газеты». № 22-23.
Конституция Российской Федерации. М., 2005.
2. Учебная литература
Арбузкин А.М. Обществознание. М., 2006..
Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2005.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1995.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007.
Конституционное право России: Учебно-методическое пособие / Под ред А.В.Малько. М., 2001.
Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А.Кряжков. М., 2002.
Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М., 2004.
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 1998.
Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение: Учебное пособие. СПб., 2004.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2005.
Марченко М.Н. Основы права. М., 2008.
Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. М., 2004.
Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2003.
Мухаев Р.Т. Правоведение. М., 2008.
Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1999.
Основы государства и права / Под ред. О.Е.Кутафина. М., 2008.
Основы права / Под ред. В.В.Лазарева. М., 2001.
Правоведение / Под ред. С.А.Комарова. М., 2003.
Правоведение / Под ред. Е.С.Кувшинова, Н.И.Хлюпина. М., 2003.
Правоведение / Отв. ред. О.Е.Кутафин. М., 2003.
Правоведение / Под ред. А.В. Малько. М., 2008.
Правоведение / Под общей ред. С.А.Мальцева. М., 2003.
Правоведение / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2004.
Правоведение / Под ред. Б.С. Пугинского. М., 2008.
Правоведение / Под ред.М.Б.Смоленского. М., 2008.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2005.
Факультет юридический
Кафедра теории и истории государства и права
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки 030300.62 Психология
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Уфа, 2011г.
Составитель: Хажипов Р.Х., к.ф.н, доцент кафедры теории и истории
государства и права
Рецензент:
Рабочая программа курса«Правоведение» предназначена для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению бакалавриата 030300.62 «Психология». Дисциплина «Правоведение» входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1).
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 «Правоведение» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от .
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права протокол № ____ от «____» ____________ 201 _ г.
Заведующий кафедрой ________________ __________________
Одобрено Учебно-методическим советом ГОУ ВПО «БАГСУ»,
протокол № ____ от «____» __________ 2011 г.
1 Цели и задачи освоения дисциплины.
Современная концепция высшего образования в Российской Федерации исходит из того, что выпускник высшего учебного заведения должен быть всесторонне подготовленным для корректного решения различных экономических, юридических и иных вопросов и задач, возникающих в ходе своей будущей профессиональной деятельности. В условиях реформирования отечественной правовой системы от него требуется не только усвоение базовых знаний по основным разделам российского законодательства. Готовность к пересмотру старых юридических стереотипов и к усвоению новых нормативных актов и экономических свобод – в условиях проводимых ныне в России коренных социальных и политических реформ - предполагает наличие у современного дипломированного специалиста широкой правовой культуры.
Курс «Правоведение» принадлежит к таким учебным дисциплинам, которые нацелены на формирование действенной правовой культуры у студентов, обучающихся в вузах по социо-гуманитарным специальностям.
Основные цели данного курса:
- усвоение основных юридических категорий и понятий, а также важнейших принципов и норм права, сложившихся в отечественном правосознании и сформулированных (закрепленных) в современном российском законодательстве;
- знание основных юридических источников;
- понимание структурных особенностей, основных проблем и тенденций развития правовой системы России на нынешнем историческом этапе;
- выработка представлений об основных формах и методах правового регулирования экономических, финансовых и смежных с ними отношений, а также - о механизмах правовой защиты прав, свобод и законных интересов их участников;
- развитие у студентов способности к самостоятельному анализу и обоснованным оценкам различных правовых явлений и коллизий (противоречий), возникающих в области экономики, финансов, труда и т.д.
В ходе изучения данного курса студент должен:
а) уяснить определение и особенности права как специфического регулятора общественных отношений;
б) познакомиться с основными источниками права;
в) выработать представление об основных формах и методах реализации права, а также о правомерных способах защиты субъективных прав и свобод;
г) уметь ориентироваться в различных областях и отраслях современного российского права;
д) усвоить важнейшие принципы и понятия конституционного права России;
ж) предсказывать определенные законом виды юридической ответственности за те или иные правонарушения;
з) правильно оценивать роль (функции) государства, его ветвей и органов в правовом регулировании современной экономики, финансов, труда и т.д.
Полноценное изучение содержания курса и успешная сдача по нему экзамена (зачета) предполагают наличие у студентов необходимых (на уровне вузовской программы) знаний по общей и отечественной истории, а также определенного минимума знаний по философии, истории. логике.
Изучение курса «Правоведение» осуществляется в соответствии с настоящей учебной программой с использованием учебников и учебных пособий.
Вниманию студентов предлагается лекционный материал. Закрепление материала осуществляется на практических занятиях и организуемой студентами самостоятельной работе.
В процессе изучения курса студентам необходимо вести конспект, в который записываются основные понятия, определения, в ходе подготовки к семинарским занятиям следует использовать рекомендуемую в программе учебную литературу, а также привлекать нормативно-правовые акты.
2 Место дисциплины (модуля) в структуре ООП направления подготовки
Содержательно-логические связи дисциплины (модуля)
Код дисциплины (модуля) | Название дисциплины (модуля) | Дидактический минимум содержания дисциплины (модуля) | Содержательно-логические связи | Коды формируемых компетенций | |
Коды и наименования учебных дисциплин (модулей), практик | |||||
на которые опирается содержание данной учебной дисциплины (модуля) | для которых содержание данной учебной дисциплины (модуля) выступает основой | ||||
В.1.4 | Правоведение | 5.Понятие, сущность и признаки государства. Аппарат и функции государства. 6. Понятие и признаки права. Основные разновидности источников права. | Б.1.1 История Б.1.2 Философия | Б.3.2. Общая психология Б.3.7 Социальная психология. Б.3.12 Педагогическая психология | ОК-1, 3, 7, 8 ПК-2, 4 |
Выписка из учебного плана.
для студентов, обучающихся на базе
высшего образования
Семестр | Трудоемкость | Лекции час. | Практич. Занятия час. | Семинар час. | Лаб.работа час. | СРС час. | Форма промежуточной аттестации зач./экз. | |
ЗЕТ | час | |||||||
- | - | зачет |
Для студентов, обучающихся на базе
среднего (полного) общего образования
Семестр | Трудоемкость | Лекции час. | Практич. занятия час. | Семинар час. | Лаб.работа час. | СРС час. | Форма итоговой аттестации зач./экз. | |
ЗЕТ | час | |||||||
- | - | зачет |
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных компетенций:
ОК-1 – студент осознает социальную значимость своей профессии, обладает достаточным уровнем правосознания;
ОК-3 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-7 - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК-8 - способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.
Дисциплина «Правоведение» формирует профессиональные компетенции:
ПК-2 - способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (использует опыт развития системы права в различные исторические периоды);
ПК-4 - владеть навыками по принятию решений и совершению юридических действий в точном соответствии с законом.
В результате изучения курса «Правоведение» студент должен:
- знать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- уметь осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- владеть навыками по принятию решений и совершению юридических действий в точном соответствии с законом (ПК-4).
4. Структура и содержание дисциплины
Для студентов очного отделения, обучающихся на базе
высшего образования
№ п/п | Семестр | Недели семестра | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах) | Коды формируемых компетенций | Форма текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекция | Практ. занятие | Лаб.занятие | Семинар | СРС | ||||||||
1-5 | Тема 1. Понятие, сущность и признаки государства. Аппарат и функции государства. | - | - | ОК-1, 3, 7 ПК-2, 4 | Устный опрос | |||||||
2. | Тема 2.. Понятие и признаки права. Основные разновидности источников права | - | - | ОК-1, 2, 8 ПК-2, 4 | Устный опрос | |||||||
3. | ||||||||||||
Зачет | ||||||||||||
Для студентов очного отделения, обучающихся на базе
среднего (полного) образования
№ п/п | Семестр | Недели семестра | Раздел дисциплины (модуля), темы раздела | Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах) | Коды формируемых компетенций | Форма текущего контроля успеваемости, СРС (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||||
Лекция | Практ. занятие | Лаб.занятие | Семинар | СРС | ||||||||
1-5 | Тема 1. Понятие, сущность и признаки государства. Аппарат и функции государства. | - | - | ОК-1, 3, 7 ПК-2, 4 | Устный опрос | |||||||
2. | Тема 2.. Понятие и признаки права. Основные разновидности источников права | - | - | ОК-1, 2, 8 ПК-2, 4 | Устный опрос | |||||||
2, 4 | ||||||||||||
Зачет | ||||||||||||
5. Содержание дисциплины
5.1. Лекции.
Тема 1. Понятие, сущность и форма государства.
Государство и общество: соотношение и взаимосвязь.. Понятие государства и его признаки. Основные и дополнительные признаки государства. Сущность государства как института управления общественными процессами и факторы ее определяющие. Классовое и общесоциальное в природе государства. Эволюция государственности от классовости к общесоциальности. Современное Российское государство.
Форма государства как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Аппарат государства и его функции. Функции современного Российского государства.