Специфические методы работы с замещающими семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей-инвалидов
1. Консультирование родителей по формированию адекватной картины болезни приемного ребенка с ОВЗ, инвалида (консультирование проводит психолог).
Понятие «внутренняя картина болезни», введенное А.Р. Лурией, является наиболее общим и интегративным определением возникающего у ребенка- инвалида и его родителей (законных представителей) целостного образа заболевания (1977).
Концепция одна из самых подробных и удобных в практическом смысле. В структуре внутренней картины болезни чешские врачи Р. Конечный и М. Боухал (1983) выделяют четыре уровня:
1) чувственный - комплекс болезненных ощущений;
2) эмоциональный - переживание заболевания и его последствий;
3) интеллектуальный - знание о болезни и ее реальная оценка;
4) мотивационный - выработка определенного отношения к заболеванию, изменение образа жизни и актуализация деятельности, направленной на выздоровление.
Чувственный уровень — это жалобы ребенка, касающиеся его ощущений. Они периодически могут изменяться: то ослабевать, то вновь усиливаться. Работа психолога на этом уровне заключается в беседах с родителями и ребенком, проявляется внимание и заинтересованность к его рассказам.
Эмоциональный уровень — это переживание ребенком - инвалидом своего заболевания. Чем острее и продолжительнее ощущение болезни, тем ярче будет эмоциональная окраска описания симптомов болезни. Обычно заболевание не вызывает положительных эмоций.
Задачи психолога при работе на этом уровне — оказать помощь опекуну и ребенку в принятии самого себя, найти источник положительных эмоций, используя ресурсы внешней среды и в первую очередь ближайшего окружения.
Интеллектуальный уровень — это информированность опекунов и при возможности опекаемого о заболевании, его причинах, течении, возможных последствиях. Задача психолога заключается в том, чтобы по согласованию с врачом в нужном объеме, с учетом состояния ребенка объяснить родителям суть заболевания, а также предполагаемую тактику обследования, лечения и реабилитации.
Психолог может оказать помощь больному в осознании и понимании необходимости борьбы с болезнью. Сирийский врач Абуль Фараджа, живший в XIII веке, обращаясь к пациенту, говорил: «Нас трое - ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, а я останусь один. Вы меня одолеете. Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна, мы ее одолеем». Эта древняя мудрость врача соответствует и современным представлениям: в борьбе с болезнью ребенка многое зависит от его опекуна, от его жизнестойкости, готовности сотрудничать с медиками и психологами в процессе лечения и реабилитации, а также от активного участия родителя и ребенка в лечебном процессе.
Адекватное отношение к болезни предполагает осознание родителем и ребенком необходимости лечения и всесторонней реабилитации. Оно также во многом зависит от умело выстроенного, высокопрофессионального общения с ними.
Как показали результаты исследования, опекуны склонны преуменьшать тяжесть состояния ребенка. Это формирует у них неадекватное отношение к болезни подопечного. Поэтому для них рекомендуется проведение специализированных тренингов и занятий, направленных на формирование адекватной ВКБ и самопринятие.
У опекунов, имеющих неадекватное отношение к болезни ребенка, может возникнуть психологический феномен сопротивления болезни, который выражается либо в полном отказе от обращения за медицинской помощью, либо во внезапном прекращении начатого лечения.
Для эффективной работы по снятию сопротивления психолог должен установить атмосферу безопасности и спокойствия как для детей, так и для опекунов, испытывающих большие психологические нагрузки.
На внутреннюю картину болезни также влияют личностные характеристики ребенка и опекуна, как врожденные (тип высшей нервной деятельности, темперамент), так и приобретенные (характер, образование, культурный уровень и другие).
Тест Гомункулус
Тест предназначен для диагностики соматических нарушений. Рисунок следует увеличить до стандарта А4. Тест выполняется ведущей рукой. Ребенку предлагается раскрасить рисунок. Все, что для него актуально, он отметит на рисунке. Важно обращать внимание на то, с чего начинается раскраска.
По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы по рисунку:
Кого ты раскрасил? Как его зовут? Сколько ему лет? Что он сейчас делает?
Чем он вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие? Боится ли он чего-нибудь?
Где живет? С кем? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?
Какое у него настроение? Его самое заветное желание? Чем бы он защищался от врагов?
Какое у него здоровье? Что и как часто болит? Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?
Интерпретация теста
Пуговицы, деление туловища пополам - желудочно-кишечные заболевания. Искривленная линия пуговиц - сколиоз позвоночника. Пуговицы до конца - запоры, энурез, энкопрез.
• Цветные руки - не развита тонкая моторика рук.
• Красные уши - недоразвитие фонематического слуха, слуховые галлюцинации.
• Красные волосы, дорисованная шапка - вегетососудистая дистония, гидроцефалия.
• Красный рот - астма, кашель.
• Красные волнистые линии - сосудистые нарушения.
• Перевязка на горле, бусы, воротник - воспаленные миндалины, ситуативные воспоминания, обвитие пуповидной во время беременности, дисфункция щитовидной же-лезы, тахикардия.
• Румянец на щеках - дисфункция щитовидной железы.
• Маленький рот, его отсутствие - логопедические проблемы.
• Нераскрашенная фигура - асоматогнозис (невосприятие собственного тела).
• Не раскрашена нижняя часть тела - энурез, энкопрез.
• Нос - фаллос (в сочетании с красными губами и не прорисованной нижней частью может свидетельствовать о сексуальных проблемах или мастурбации). Ситуативно - просмотр порнофильма накануне.
• Сильный нажим на рисунке - обозначено больное место.
• Пятно на теле - гипертонус обозначенной части тела.
• Затемненная левая сторона - функциональные нарушения сердечной деятельности.
• Помеченные суставы - подвывихи при рождении, боль в суставах.
• Крупные штрихи раскраски - органические нарушения, эписиндром.
Раннее вмешательство
Основные подходы: детский психоанализ (Р.Шпиц), теория привязанности (Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден), системный подход к изучению психического развития в раннем возрасте (Д.Стерн), концепция онтогенеза общения (М.И.Лисина и ее сотрудники), концепция ранней социализации (Ф.Дольто), психолого - педагогический опыт воспитания детей, лишенных попечительства, в «Лоцци» (Э.Пиклер).
Специфика программ раннего вмешательства и помощи семьям с детьми с функциональными нарушениями развития: принципы командной работы, междисциплинарный подход, привлечение родителей, домашние визиты, оценка эффективности работы с ребенком и семьей.
Программы раннего вмешательства направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни. А именно:
1. Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)
2. Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
3. Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
4. Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
5. Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).
Программы раннего вмешательства включают в себя проведение междисциплинарной оценки, составление индивидуального плана, и проведение занятий, направленных на особенности и потребности вашего ребенка и семьи. Это может быть какая-то отдельная форма работы, например, занятия с одним из специалистов, или целая программа, которая включает различные элементы и виды занятий.
В зависимости от особенностей ребенка и ситуации в целом, программа раннего вмешательства может включать:
• Индивидуальные занятия
• Групповые занятия для детей и родителей:
В зависимости от группы встречи проводятся 1 или 2 раза в неделю, количество детей - от 3 до 8 детей в группе вместе с мамой или другим членом семьи, который занимается воспитанием ребенка. Главной задачей программы является определение сильных сторон ребенка и обучение родителей различным способам взаимодействия со своим малышом и специфическим методам с целью его оптимального развития с учетом его особенностей.