Общение как обмен информацией.
Ежедневно мы обмениваемся какой-либо информацией, делимся опытом, своими мыслями, чувствами с окружающими нас людьми, но ведь только представьте, все это было бы для нас невозможным, если бы не существовал язык, в том проявлении, в котором он существует в современном мире. Говорить о роли языка, которую он представляет в нашей жизни можно крайне долго, но сказать можно точно, что без языка не существует и самого народа, так как, являясь средством общения, язык связан и с народом, который является носителем данного языка.
Безусловно, человек, будучи существом, не только биологическим, но и социальным, нуждается в проявлениях различных взаимоотношений со своими собратьями, человек не может существовать вне социума, он контактирует с другими людьми при помощи различных средств общения. Изначально процесс общения между людьми носил исключительно биологический характер. Однако, пройдя долгий этап социализации и технического развития, общество пришло к созданию новой формы общения — коммуникации или обменом информацией.
Общение является одним из важных условий существования человека. Удовлетворение человеком своих основных потребностей происходило, как во все времена, при помощи общения друг с другом. Уже только поэтому можно с уверенностью говорить о том, что общение связано с проблемой мотивации, являясь своеобразным средством, направленным на удовлетворение потребностей, влечений и желаний человека. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И, общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления [2].
Общение представляет собой частный вид коммуникации. В процессе человеческого общения происходит не только прием информации от собеседника или обмен ею, но общение способно вызвать и ряд эмоций, как положительных (например, сопереживание), так и отрицательных, что проявляется в негативном отношении к партнеру во время общения. Следовательно, человеческое общение является отражением связи между людьми, которая приводит к возникновению двустороннего психического контакта, проявляющегося в передаче во время общения партнеру какой-либо информации (вербальной и невербальной). Из данного контекста можно установить, что в таком случае недопустимо говорить об общении с природой, искусством и т.д. Чтение какой-либо литературы, просмотр телевизионных передач также нельзя отнести к общению, так как здесь процесс односторонний: от писателя или диктора – к субъекту, а обратный процесс в данном случае отсутствует.
Человек — социальное существо. Большое значение в межличностных отношениях имеет общение как способ передачи информации и понимания друг друга. Наука делит общение на две группы:
· Вербальное.
· Невербальное.
Первая группа — это речь. Человек пользуется своим голосом не только для проговаривания слов. Тоном, громкостью, высотой можно передать различные эмоции и обычно мы отлично понимаем, в каком состоянии находится человек. В русском языке есть множество слов, которые пишутся одинаково, но означают совершенно разные понятия. Ударение и контекст в предложении помогают нам понять, о чем идет речь.
Вторая группа — мимика, жесты и направление взгляда. Мышцы лица довольно сложно контролировать без определенного обучения. Мы прекрасно определяем, когда человек печальный, злой, радостный или испытывает отвращение. О многом говорят и жесты. Их можно научиться контролировать в процессе тренировки, но микродвижения для опытного наблюдателя могут многое сказать об истинном состоянии или намерениях оппонента. Еще сложнее контролировать движения глаз, особенно когда человек пытается говорить неправду. Также речь делится на монолог и диалог. В первом случае происходит односторонняя передача информации, во втором — участники попеременно обмениваются данными, высказывают свои мнения [4].
Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Роль и интенсивность общения в настоящее время постоянно увеличивается в связи с тем, что постоянное увеличение объема информации приводит к необходимости ее обмена, а значит, возрастает число технических средств для такого обмена. В психологии принято выделять следующие важные аспекты общения: содержание, цель и средства.
Содержание общения – это информация, во время общения передаваемая между живыми существами. Человек обладает гораздо широким содержанием общения, чем животные. Люди обмениваются между собой информацией, которая несет в себе определенные знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно и разнообразно по своему внутреннему содержанию.
Цель общения представляет собой то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, к примеру, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. Если у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и других, то у животных цели общения чаще всего связаны с удовлетворением биологических потребностей.
Средства общения – это способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения. Информация может быть передана при помощи прямого телесного контакта, к примеру, тактильного контакта руками; ее можно передавать и воспринимать на расстоянии через органы чувств, к примеру, во время наблюдений за движениями другого человека или при слушании производимых им звуковых сигналов. Кроме этих всех данных от природы способов передачи информации, у человека есть и другие, которые он изобрел самостоятельно, – это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.), а также всевозможные технические средства записи, передачи и хранения информации.
Общение между людьми может быть вербальным и невербальным. Невербальное общение – это общение без использования языковых средств, т. е. общение при помощи мимики и жестов; его результат – это тактильные, зрительные, слуховые и обонятельные образы, которые получает индивид от другого индивида. Вербальное общение осуществляется с использованием какого-либо языка.
Большая часть невербальных форм общения у человека является врожденным; при помощи них человек добивается взаимодействия на эмоциональном уровне, причем не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многие из высших животных (к примеру, обезьяны, собаки, дельфины) так же, как и человек, имеют способность общаться невербально с себе подобными. Вербальное общение возможно только у человека. Вербальное общение обладает гораздо большими возможностями, чем невербальное.
Функции общения, согласно классификации Л. Карпенко:
· контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;
· информационная – получение новой информации;
· побудительная – стимуляция активности партнера по общению,
· направляющая его на выполнение тех или иных действий;
· координационная – взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;
· достижение взаимопонимания – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;
· обмен эмоциями – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний;
· установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;
· оказание влияния – изменение состояния партнера по общению – его поведения, замыслов, мнений, решений и прочего [1].
Когда говорят о коммуникации в общении, то, прежде всего, имеют в виду, что в процессе общения люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и пр. Однако в коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, как в кибернетическом устройстве, а активный обмен ею. Главная особенность заключается в том, что люди в процессе обмена информацией могут влиять друг на друга.
В общении есть две стороны: кодирование и декодирование. То есть первый передает информацию с использованием некого кода, понятного для оппонента, второй должен расшифровать, что ему передают. Успех понимания зависит от того, насколько похожие и правильные схемы передачи сообщения используются. Язык возник тогда, когда у первобытного человека возникла необходимость понимать друг друга и передавать некие знаки, сигнализирующие об опасности и желаниях. По-видимому, вначале это были простые звуки и слоги, а также жесты и мимика. Вероятно, первыми словами были звуки, обозначающие действия и направления, а уже потом появились названия предметов и имена.
Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.
Потребность в общении является одной из ранних в процессе онтогенетического развития и высоко значимых потребностей личности, эффективное удовлетворение данной потребности влияет и отвечает за успешное развитие ребенка, а низкий уровень удовлетворения, а также депривация потребности может привести к существенной задержке развития ребенка [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жарова М. Психология общения. М.: Академия, 2014. ─ 256 с.
2. Максимов А. Общение. В поисках общего. Сп-б.: Питер, 2013. ─ 208 с.
3. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под редакцией А. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. ─ 600 с.
4. Столяренко Л., Самыгин С. Психология общения. М.: Феникс, 2014. ─ 320 с.