Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям
Термины.
Лонгитюдное исследование – длительное многолетнее и многократное изучение одних и тех же испытуемых, кот. приводится для выявления закономерностей индивидуального развития.
Корреляция– отношение между 2мя и более переменными.В простых случаях линейной связи может быть положительной и отрицательной, чаще всего оценивается коэффициентом корреляции, может быть оценена с помощью ковариации, уравнений регрессии, критерием Х-квадрат и др.
Метод поперечных срезов -исследование, при котором выборка испытуемых одного возраста сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп с помощью наблюдения или эксперимента.
Прикладное исследование– исследование, основной целью кот. является решение конкретных практических проблем, а также поисковое исследование, направленное на разработку идей и методов, кот. могут найти применение в различных сферах.
Фундаментальное исследование –тип научных исследований, нацеленных на открытие и объяснение фундаментальных закономерностей, развитие научного знания, его систематизацию и эмпирическую проверку, независимо от возможности практического использования тех или иных интеллектуальных соц. проблем.
Кросс-культурное исследование –сравнительные исследования, направленные на выяснения сходств и различий между разными культурами и обществами.
Близнецовый метод -сравнение психологических особенностей монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Б.м. предназначен для выявления влияния наследственности и среды на изучаемое психическое явление.
Биографический метод -способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
Развитие -необратимый закономерный процесс, направленный на изменение материальных и идеальных объектов.
Стадии развития –периоды развития, обычно образующие строгую последовательность и отражающие качественные изменения либо в структуре, либо в функционировании организма, индивида, личности.
Социализация –процесс присвоения индивидом того соц опыта, который ему передается в ходе социальной жизни. Включает сознательные и бессознательные аспекты.
Ведущая деятельность -теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Возраст –1.абсолютный – продолжительность жизни, выраженная количеством единиц времени от рождения до момента измерения;2.относительный – количественный показатель степени развития тех или иных функций и структур, определяемый на основе соотнесения показателей с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастов; 3.стадиальный – стадия развития как основная единица той или иной периодизации развития.
Гетерохронность –разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
Стабильность -способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру и находиться в равновесии. Это определение должно быть неизменным во времени.
Преемственность -. связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций.
Изменчивость -разнообразие признаков и свойств у особей и групп особей любой степени родства. Присуща всем живым организмам. Различают изменчивость: наследственную и ненаследственную; индивидуальную и групповую, качественную и количественную, направленную и ненаправленную. Наследственная изменчивость обусловлена возникновением мутаций, ненаследственная - воздействием факторов внешней среды.
Социальная ситуация развития -специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Центральное новообразование возраста -(категория развития) та способность, к-рая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности.
Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.
Понятие кризиса –условное наименование переходных этапов развития, целостное изменение личности, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека
Эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий) –2. естественный – особый вид психологического полевого эксперимента, проводимый в условиях обычной деятельности испытуемого, кот. не знает, что является объектом исследования; 3. констатирующий - устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления;экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют; 1. лабораторный - вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора; 4. вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.
Рефлексы – стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой. Рефлекс - это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция организма на внешние раздражители.
Пренатальное развитие - внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и развитие психическое. .
Тератология- раздел эмбриологии, изучающий аномалии развития плода и причины, вызывающие их. Изучение дефектов рождения, в особенности биохимических агентов, которые их вызывают.
Тератогены -Токсические агенты любого типа, вызывающие при воздействии на организм возникновение уродств и других аномалий развития.
Шкала Апгар -система быстрой оценки состояния новорождённогос целью выявления необходимости реанимационных процедур. А – activity – мышечный тонус и активность. У здорового новорожденного конечности пригнуты к телу, кулачки сжаты. Он активно двигается, норовит «сбежать» из рук акушера.
Р – pulse – пульс. ЧСС новорожденного, в норме, составляет 130-140 ударов в минуту. При частоте пульса > 100 ударов в минуту выставляется 2 балла, <100 ударов в минуту – 1 балл, отсутствие сердцебиения – 0 баллов.
G – grimace response – наличие и степень выраженности безусловных рефлексов, обязательных для новорожденных.
A – appearance – цвет кожных покровов, внешний вид ребенка. Нормальный цвет кожи для новорожденного – различные оттенки розового: от яркого до бледного. Наличие цианоза (синюшности) и степень его выраженности дают основание для уменьшения балла оценки.
R – respiration – дыхание, крик новорожденного. Если ребенок закричал сразу после рождения, его крик громкий и пронзительный – 2 балла. Слабый крик, писк, снижение частоты дыхания – 1 балл. Отсутствие крика и дыхания – 0 баллов.
Оценка состояния ребенка проводится на первой и пятой минутах жизни. Результат записывается дробью, например – 8/9. Шкала Апгар – это оценка состояния здоровья именно новорожденного и никаких прогнозов о дальнейшем состоянии ребенка по ней делать нельзя. На момент проведения результаты оцениваются так:
– 7-10 баллов – отклонений в состоянии здоровья не выявлено;
– 5-6 баллов – небольшие отклонения;
– 3-4 балла – серьезные отклонения от нормального состояния;
– 0-2 балла – состояние, угрожающее жизни новорожденного.
Голосовые реакции –— воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражителям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.). Для развития подготовительных этапов активной речи важно, чтобы с 4-5 мес. у ребенка возникало желание привлечь к себе внимание взрослого голосом. Если взрослые откликаются на голосовые реакции малыша, стремятся поддержать речевой контакт, то голосовые реакции становятся средством его общения со взрослыми, стимулируют больший интерес к ним.
Синдром госпитализма - синдромпатологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери.
Привязанность -положительно окрашенное чувство, связанное с ощущением близости, глубокой симпатии, преданности кому или чему-либо. (в психологии) развитие первых близких отношений в жизни ребенка, чаще всего с матерью. Эти отношения способствуют уменьшению его тревог в различных ситуациях и являются основой для дальнейшего развития отношений с другими людьми.
Базовое доверие -стадия развития, на которой формирование у младенца ощущения своего "я" напрямую зависит от тщательности заботы о ребенке. В результате этой стадии возникает сила надежды, лежащая в основании развития настоящей веры.
Кризис новорожденности –0-2 месяца. это промежуточный этап между внутриутробным и внеутробным образом жизни ребенка. Новорожденный настолько беспомощен, что не окажись рядом взрослого человека, он бы погиб уже через несколько часов после рождения. Вот и получается, что в момент родов и сразу после него человек нуждается в обществе.
Комплекс оживления –термин для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (обращений взрослого, красочных игрушек, мелодичных звуков). В состав К. о. включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса), а также предшествующее этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия.
Непосредственное эмоциональное общение -первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми людьми, имеет следующие характеристики: удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств (компонентов комплекса оживления); его содержание — обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым.
Перестройка голосовых реакций в поведенческие акты. Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы -- попытки привлечь взрослого с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых реакций в поведенческие акты. Уже в первые месяцы жизни развиваются разные типы голосовых реакций: гудение, гуканье, лепет. При правильном и достаточном общении ребенка и взрослого фонематический состав лепета соответствует фонематическому составу родной речи.
Бондингэто незримая связь между ребенком и матерью, благодаря которой они и после рождения малыша продолжают оставаться единым целым. Бондинг – это то, благодаря чему мать может понимать язык ребенка; то, что наполняет для нее конкретным содержанием каждый его неуклюжий жест, гримасу, каждый издаваемый звук.
Мать должна «знать» своего младенца, она должна «знать» его потребности и состояние. И она «знает» это посредством бондинга.
Фактически бондинг возникает с самого начала беременности. Женщина не просто вынашивает ребенка. В ней происходят изменения, как физиологические, так и психологические, которые позволяют осуществлять функцию материнства. Чувства обостряются, интеллектуальная деятельность притупляется, усиливается интуитивное восприятие. Чувства и интуиция – вот те инструменты, которые позволяют ощущать малыша, понимать его потребности.
гипобулические реакции -низший тип волевой установки, соответствующий ранним ступеням онто- и филогенетического развития воли, в потенциальном состоянии присущий однако всем людям.
Атавизмы -проявление организмом в ходе его роста неких признаков, унаследованных от его далеких предков, причем ранее эти признаки выполняли важную приспособительную роль, позднее утраченную
Детство -этап развития человека от рождения до начала полового созревания. Хотя временные рамки последнего индивидуальны и непостоянны во времени, верхняя граница детства определяется как примерно 11-13 лет.
автономная речь -один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению "взрослой" речью. В Р. а. д. используются "слова", являющиеся результатом искажения детьми слов взрослых; при этом обычно выделяется ударный слог, который может повторяться дважды
эгоцентрическая речь -заключается в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью, вне зависимости от присутствия собеседника. речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, - говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что ребенку характерно
внутренняя речь –различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа Р. в.: а) внутреннее проговаривание — "речь про себя", сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно Р. в., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.
наглядно-действенное мышление -один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.
наглядно-образное мышление -мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение ситуации проблемной в плане представлений. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.
Сиблинг -генетический термин, обозначающий потомков одних родителей.родные братья и сестры, но не близнецы.
предметно-манипулятивная деятельность -деятельность ребенка, содержанием которой являются предметные манипуляции. В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам.
замещающие действия -замещение одного действия другим. Действие, выполняющее функцию снятия напряженности в системе. Замещения бывают эквивалентные (схожие по смыслу), связанные с основным направлением деятельности и символические (осуществляемые в нереальной сфере).
орудийные действия -. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски
ручные действия -Отечественный психолог П. Я. Гальперин (1976) выделил ручные действия, когда малыш действует предметом, как самой рукой, и орудийные действия – когда предмет используется как орудие.
Ручные действия с одним и тем же предметом постепенно становятся орудийными. Это хорошо видно на примере овладения таким орудием, как ложка, самостоятельному употреблению которой начинают обучать ребенка в самом начале второго года жизни. Овладение ложкой как орудием для приема пищи оказывается для ребенка вовсе не простым делом и дается ему далеко не сразу.
Согласно наблюдениям П. Я. Гальперина (1976) этот процесс развивается следующим образом: прежде всего ребенок старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу, лишь бы часть, которой непосредственно орудуют, по возможности сливалась с его кулачком. После того как взрослый заставляет его взяться за ручку ложки и они вместе зачерпывают кашу, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту, косо, снизу вверх, и большая часть содержимого выливается. Ребенок действует так, как если бы он подносил ко рту свой кулачок.
сенсо-моторный интеллект -понятие, введенное Ж. Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта (от рождения до 2 лет), предшествующей периоду интенсивного овладения речью, при прохождении которой достигается координация восприятия и движения. На этой стадии ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект. Этот период разбивается на шесть частных стадий:
1. Упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес.);
2. Первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4–6 мес.);
3. Координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения (от 4–6 до 8–9 мес.);
4. Стадия „практического“ интеллекта, когда для достижения цели начинают применяться орудия (от 8 до 11 мес.);
5. Третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, когда ребенок начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей (от 11—12 до 18 мес.);
6. Ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия для решения новых задач, что позволяет их решать во внутреннем плане (от 18 до 24 мес.).
Ассимиляция -согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема
Аккомодация -изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков соответственно появлению новых условий.(Пиаже)
схема действия –По Пиаже, схема действия — это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Таким образом, действие — это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами (вещами, их формой, свойствами и т. п.). Развитие схем действий, т. е. познавательное развитие, происходит «по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическому действованию с предметами» за счет «интериоризации предметных действий, то есть их постепенного превращения в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем плане)»
схема тела -— это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека
Произвольность –умение ребёнка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (т.е. достаточно высокое развитие произвольности). Д.Б.Эльконин в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривал умения ребёнка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:
· умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия
· умение ориентироваться на заданную систему требований
· умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме
· умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу
я-сам -Кризис 3-х лет.Серьёзные успехи ребёнка в предметных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, качественно изменяют всё его поведение. К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам", которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.
Мотивация -вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.
Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников— игра — способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом начинает реализовываться сформулированный О. К. Тихомировым закон онтогенетического развития целеобразования; постановка цели и ее достижение, первоначально разделенные между детьми и родителями, затем объединяются в деятельности ребенка. Многие четырехлетние дети, например, уже до рисования говорят, что собираются нарисовать, т. е. обозначают цель-объект. В пятилетнем возрасте уже 80% детей составляют предварительный план рисунка, в шестилетнем — все дети при рисовании обозначают цель, т. е. то, что должно получиться.
Орудие -Переносно - средство для достижения некоей цели.
Игрушка -предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект.
речевое указание –
симптомы кризиса 3-х лет -Первый симптом – ярко выраженный негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание , а стремление делать все наоборот. Второй симптом кризиса 3 лет – упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Следующий, четвертый симптом – своеволие: ребенок все хочем делать сам, борется за свою самостоятельность.
Остальные три симптома встречаются реже. Пятый симптом – бунт против окружающих. Ребенок будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Шестой симптом - обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать называть отца или мать бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, седьмой симптом – в семьях с единственным ребенком встречается стремление малыша к деспотическому подавлению окружающих.
Роль -способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса.
Образ -субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
игровые действия -По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами - осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью. Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа игры: 1) развертывание и обозначение условных предметных действий в И.; 2) ролевое поведение - обозначение и реализация условной игровой позиции; 3) сюжетосложение - развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.
С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами - интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.
внутренний план -Развитие у детей внутреннего плана действий (действий <в уме>) имеет следующие этапы.
1. Дети не способны действовать в уме. Они способны лишь к непосредственным предметным преобразованиям ситуации.
2. Дети решают задачи только во внешнем плане; во внутреннем они лишь репродуцируют готовые решения. Они не могут соотнести частную и общую цель: решение частной задачи превращается в самоцель, общая задача при этом растворяется. Объем действий ограничен, связь между звеньями системы действий не осознается.
3. Задача решается манипуляцией представлениями предметов. Репродукция во внутреннем плане действия, проделанного во внешнем плане, совершается почти без ошибок. Дети с трудом удерживают первоначальную задачу.
4. Дети строят план решения<задачи только при опоре на предварительную манипуляцию. Скрытый период действий стабилизируется.
5. Действия систематичны, саморегулируемы развернутой программой, строго соотнесены с задачей и во всех случаях детерминированы ею.
продуктивная деятельность -деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами.
сенсорные эталоны -выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Примеры систем С. э. — система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др.
произвольность поведения –- особенность поведения, опосредованного образом, правилом, моральной нормой.
произвольность поведения Развитие произвольного поведения является одной из основных линий развития личности ребенка. Произвольность и осознанность поведения освобождают ребенка от давления воспринимаемой ситуации и от собственных стереотипов. Главным средством произвольного поведения является речь. Первой формой произвольного поведения является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Исследования, выполненные под руководством А.Р. Лурия, показали, что в раннем возрасте речь является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребенка и непосредственная воспринимаемая ситуация.
децентрация -механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.
Эгоцентризм -характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции.
постоянство пола –У старших детей — представление об устойчивости пола и его сохранении, несмотря на изменения внешности.
воображениепроцесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.
В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.
статус сиблинга -положение, к-рое индивидуум занимает в последовательности сиблингов, обычно наз. порядком рождения или статусом сиблинга, Порядок рождения, старшинство
амнезия детства -феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.