Управление безопасностью предприятия в кризисных ситуациях
Служба безопасности должна быть всегда готова к возникновению критических (кризисных) ситуаций, проявляющихся в результате столкновения интересов бизнеса и преступного мира.
Кризисная ситуация – это проявление фактов угроз со стороны отдельных лиц или групп. Кризисная ситуация может проявляться иразвиваться по-разному: медленно или спонтанно, мгновенно .
При оценке и анализе кризисной ситуации очень важно как можно быстрее определиться с ответом на вопрос, способна ли СБП справиться с ситуацией своими силами либо для ее разрешения необходимо привлечение правоохранительных органов. Однако в любом случае, учитывая возможность возникновения кризисных ситуаций, любая фирма стремится создать в составе СБП отдельное формирование, именуемое КРИЗИСНАЯ ГРУППА.Она создается из числа ключевых фигур фирмы: директор, руководители линейных подразделений, филиалов, служб, юрист, главный бухгалтер и др. Кризисная группа может быть создана на постоянной основе с непременным включением в число ее членов:
· руководителя фирмы;
· юриста;
· финансиста;
· руководителя службы безопасности.
Руководство кризисной группой может быть возложено на главу фирмы. Перечисленные лица, как правило, в силу своего служебного положения, обладания специальными знаниями, опытом располагают реальными возможностями достаточно эффективно воздействовать на обстоятельства, в условиях которых возникает и протекает кризисная ситуация, не выпуская при этом рычагов влияния на повседневную коммерческую и производственную деятельность.
В каждом конкретном случае в состав кризисной группы могут включаться и иные специалисты.
Кризисная группа решает следующие задачи:
- оценка обстановки;
- принятие неотложных мер по безопасности;
- управление деятельностью фирмы в экстренных условиях;
- обеспечение оперативного взаимодействия с органами правопорядка.
Главная цель создания кризисной группы– противодействие внешним угрозам безопасности фирмы. Рабочие заседания группы должны проходить в условиях предельной конфиденциальности.
Как правило, деятельность кризисной группы регламентируется типовым планом действий руководства и персонала фирмы. В зависимости от складывающейся ситуации планы могут быть следующего вида, а именно, план действий:
- при угрозе взрыва;
- захвате заложников или похищении сотрудников фирмы;
- вымогательстве;
- нападении на помещения фирмы;
- нападении на инкассаторов.
Типовые кризисные планы являются документами конфиденциального характера, доступ к которым должен иметь узкий круг лиц. Составляться подобные планы должны не более чем в двух-трех экземплярах. Один хранится у руководителя, другой - у начальника службы безопасности, третий может находиться у лица, замещающего руководителя фирмы в его отсутствие.
Осуществляя планирование, надо исходить из того, что план - это не набор мероприятий, а последовательная линия поведения, стратегия деятельности фирмы в конкретной кризисной ситуации, направленная на обеспечение эффективной безопасности.
Контрольные вопросы
1. Назовите три группы методов управления службой безопасности.
2. Какие функции рассматриваются при управлении СБП?
3. В чем выражается прогнозирование ситуации со стороны сотрудников СБП?
4. Какие разделы включают в план при организации системы безопасности?
5. Что включает в себя функция «организации» при управлении СБП?
6. Перечислите основные потребности сотрудников, используемые для их мотивации в условиях управления СБП.
7. Кто и кого должен контролировать при управлении СБП?
8. Перечислите принципы управления СБП.
9. Назовите четыре вида обеспечения деятельности СБП.
10. Чем отличается управление СБП в кризисной ситуации от обычного режима работы?