Стиль жизни и самоактуализация

Какого бы стиля жизни ни придерживался человек, чаще всего его жизнедеятельность в целом может оцениваться либо как приспособительная, адаптивная, либо как развивающаяся, преобразующая мир вокруг и внутри себя. Этим двум направлениям, чаще известным как манипулирование или самоактуализация, соответствуют разные этические и философские системы, разные взгляды на развитие личности, реализующие либо гомеостатическую, либо негомеостатическую модель. И если внешнюю успешность человеческой жизни можно оценить по его объективным достижениям, то внутренняя удовлетворенность может выражаться опосредствованно, через переживание человеком осмысленности своей жизни и самоактуализации в ней (9, 10, 15).

Гуманистические теории подчеркивают, что помимо удовлетворения биологических потребностей, обеспечивающих гомеостазис человека как организма, существует острая необходимость реализации духовных потребностей (например, в смысле жизни, самореализации), фрустрация которых приводит к появлению неврозов особого рода, присущих только человеческой личности, ‑ так называемых ноогенных неврозов. Согласно А.Маслоу, только насыщая потребность в самореализации, человек может стать здоровым, независимым, творящим существом. Таким образом, по выраженности (и удовлетворенности) высших потребностей также существует значительная вариативность.

Существуют диагностические, стандартизованные процедуры измерения некоторых из высших потребностей. Так, Дж.Крамбо и Л.Махолик предложили рассматривать способность иметь цель в жизни как особое психологическое качество, складывающееся из 5 составляющих. Это: 1) качество жизни, общая удовлетворенность субъекта собственной жизнью; 2) наличие уверенности в смысле жизни; 3) преграды бытия: отношение к смерти и личностному выбору; 4) ответы на вопросы бытия: возможность найти решение экзистенциальных проблем; 5) будущая жизнь и ответственность (9).

По данным, полученным в ходе валидизации специально созданного теста (Purpose in Life Test), оказалось, что значимые различия по изучаемому качеству наблюдались только среди клинических групп; что же касается различий по полу, возрасту, уровню образования и интеллекта, то здесь средние показатели практически не различаются. Это вполне согласуется с идеей В.Франкла о том, что смысл жизни может открыть для себя каждый человек. Однако обнаружены межкультурные различия: так, у гонконгских студентов показатель осмысленности жизни в среднем ниже, чем у американских, а у людей, твердо следующих религиозным убеждениям, он выше, чем среди убежденных атеистов (10, 15).

При валидизации русскоязычной версии теста были выделены факторы, составляющие переживания осмысленности собственной жизни, которые несколько отличаются от описанных ранее и могут быть рассмотрены как специфические для российского менталитета. Среди них выявлены: 1) наличие цели (призвания, смысла); 2) «верность ложному пути» ‑ способность выполнять обязательства даже при наличии внутреннего протеста; 3) интерес и эмоциональная насыщенность; 4) удовлетворенность самореализацией; 5) переживание чувства авторства («Я ‑ хозяин своей жизни»), 6) управляемость жизни ‑ уверенность в принципиальной возможности осуществления жизненного выбора. Эти составляющие ‑ надежные диагностические признаки для определения «экзистенциального вакуума», даже если они применяются вне опросника, в обычной клинической бесе де (10).

Реализация высших потребностей ‑ это фактор душевного здоровья и благополучия человека, поэтому не удивительно, что показатели осмысленности бытия коррелируют с такими чертами и качествами личности, как невротизм, психотизм, интернальность и эмоциональная устойчивость.

И, конечно же, затрагивая вопросы осмысленности человеческого бытия, необходимо упомянуть потребность в самоактуализации (5). Это тоже высшая потребность, которая обладает высокой вариативностью. Понятие самоактуализации разрабатывалось в русле экзистенциально-гуманистического подхода и означает стремление и способность человека стать тем, чем он должен стать, т.е. открыть свое призвание и реализовать таланты и способности. Если поиск смысла жизни предполагает обязательно наличие какого-либо объекта за пределами пространства личности (смысл ‑ в чем-то или ком-то), то самоактуализация ‑ это развертывание потенциала личности из самого себя, из внутренних противоречий и намерений. Поскольку первоначально модель самоактуализирующейся личности (которую впоследствии противопоставили человеку-манипулятору) была «списана» с личностей некоторых конкретных ярких психологов (среди которых были Курт Левин, Макс Вертгеймер и другие выдающиеся ученые), то и составляющие этого качества, или свойства, тоже являются эмпирическими. Самоактуализация ‑ это процесс, поэтому до конца реализовавшейся (и при этом продолжающей жить) личности не существует. Итак, чем человек самоактуализирующийся отличается от невротика, манипулятивной личности или просто человека, не нашедшего собственного пути?

Можно выделить два основных признака (и 12 второстепенных), которые диагностируются с помощью русскоязычной версии Самоактуализационного теста (Personal Orientation Inventory ‑ POI) Э.Шострома, адаптированного Л.Я.Гозманом и М.В.Латинской (5) Прежде всего, это компетентность во времени (способность жить настоящим, но при этом переживать преемственность и взаимообусловленность прошлого, будущего и текущего момента). Для человека, далекого от самоактуализации, характерна привязанность к какому-либо дискретному отрезку своего бытия при равнодушии к другим. Отметим, что такая важная психологическая характеристика, как субъективное время, уже возникала и обсуждалась нами при изложении типологии О.Гросса, классификации характеров Г.Хейманса ‑ Р.ЛеСенна. Вторая базовая характеристика самоактуализирующейся личности ‑ это так называемая внутренняя поддержка (независимость поведения и ценностей субъекта от воздействия извне, «поленезависимость» в совершении поступков). Эти качества включают в себя отдельные признаки, которые могут быть сгруппированы в следующие 12 классов.

1. Ценностные ориентации, присущие самоактуализирующейся личности, отличны от бытовых и включают творчество, любовь, мораль.

2. Гибкость поведения как способность уходить от стереотипов, быстро и адекватно реагировать на изменение ситуации.

З. Сензитивность к себе определяет, в какой степени человек осознает и определяет свои потребности и чувства.

4. Спонтанность как способность выражать свои чувства непосредственно.

5. Самоуважение как способность субъекта ценить свои достоинства, положительные стороны характера и ценить себя за них.

6. Самопринятие как способность принимать себя таким, как есть, без оценок и даже иногда ‑ вопреки ним.

7. Представления о природе человека у самоактуализирующейся личности оптимистичны, а внутренние противоречия преодолимы.

8. Синергия как способность воспринимать мир и людей целостно, без разделения на противоположности.

9. Принятие агрессии как способность принимать свое раздражение, гнев естественными проявлениями человеческой природы.

10. Контактность как способность к установлению эмоционально-насыщенных, тесных отношений с людьми.

11. Познавательные потребности не угасают с возрастом, определяют кругозор, любопытство и направляют творчество.

12. Креативность как творческая направленность личности, способность и желание развиваться.

Переживание осмысленности бытия, самоактуализации, конечно же, может вызываться решением разных жизненных задач. Если еще раз обратиться к теории А.Адлера, то главными среди них могут быть названы работа, дружба и любовь. При этом субъективный вес этих задач оказывается различным: для женщин обычно важнее межличностные отношения, для мужчин ‑ достижения профессиональные. Вообще, каждый человек реализуется в своем психологическом пространстве, используя свой стиль, собственную стратегию и тактику. В конечном счете вся дифференциально-психологическая культура оказывается полезной постольку, поскольку она отвечает на вопрос о том, как реализоваться людям с разными начальными природными и социальными условиями. Именно эта задача объединяет предпринятый нами анализ индивидных, содержательных и духовно-мировоззренческих особенностей человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Наука жить. ‑ Киев: Port-Royal, 1997. ‑ 285 с.

2. Акимову М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей // Вопросы психологии. ‑ 1980. ‑ № 3. ‑ С. 101-108.

3. Анастази А. Дифференциальная психология. ‑ М.: Апрель- Пресс, 200J. ‑ 745 с.

4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. ‑ М., 1986.

5. Гозман Л.Я, Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест, ‑ М., 1995.

6. Дорфман Л.Я. Стили активности ‑ методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стили человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. ‑ М.: Смысл. 1998. ‑ С. 34-51.

7. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. ‑ М.: Планета детей, 1997. ‑ 325 с.

8. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. ‑ Минск, 1988.

9. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 179-198.

10. Леонтьев ДА. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). ‑ М., 1992.

11. Лучшие психологические тесты. ‑ Петроком, 1992.

12. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. ‑ М.: Смысл, 1999. ‑ 534 с.

13. Hapтoвa-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. ‑ 1997. ‑ № 5. ‑ С. 20-31.

14. Стили человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. ‑ М.: Смысл, 1998.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. ‑ М., 1982.

16. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. ‑ СПб.: Питер, 2001. ‑ 602 с.

Наши рекомендации

Число: 2102