Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа (Берн)

Структура личности по Э. Берну

В основе теории Берна, лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры - в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов.

Согласно теории Берна, личность состоит из трех отдельных функциональных структур известных как Эго-состояния. Применение структурного и трансакционного анализа требует словаря всего из шести терминов. Экстеропсихе, неопсихе и археопсихе рассматриваются как психические органы, которые проявляют себя феноменологически и как экстеропсихические, (то есть идентифицирующие) неопсихические (то есть обрабатывающие данные) и археопсихические (то есть регрессивные) состояния Эго. Обычно эти состояния Эго именуются Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя) - соответственно. Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя) не являются концептами, подобно Суперэго, Эго и Ид, или подобно конструктам Юнга, но феноменологическими реальностями; а развлечение, игры и сценарии - это не абстракции, а операционные социальные реальности.Детские состояния Эго существуют у взрослого человека как реликты и могут быть при определенных обстоятельствах оживлены.

Переход от одного состояния Эго к другому, можно наблюдать со стороны. В типичном случае одно состояние Эго характеризуется способностью воспринимать и оценивать реальность, логически мыслить (вторичная обработка), а другое состояние отличается аутистическим, склонным к фантазиям мышлением и архаическими и страхами и ожиданиями (первичная обработка). Первое состояние - обычная форма функционирования ответственного взрослого, вторая напоминает то, как маленькие дети разного возраста занимаются своими делами. Это ведет к предположению о наличии двух психических органов - неопсихе и археопсихе. Постоянно присутствующий Взрослый, который во всей полноте проявляется у одержимых ученых; постоянно присутствующий Ребенок, - часто хорошо иллюстрируют некоторые поверхностные характеристики всех трех состояний Эго. Некоторые профессии основаны на постоянном публичном проявлении одного из состояний Эго: Родителя - у священника, Взрослого - у врача-диагноста, Ребенка - у клоуна.

Теоретическая основа трансакционного анализа основывается на трех прагматических абсолютах и трех общих гипотезах.

1.Каждый взрослый индивид когда-то был ребенком.

2.Каждое человеческое существо обладает нормально функционирующим мозгом, потенциально способным воспринимать и верно оценивать реальность.

3.Каждый индивид, доживший до взрослого состояния, имел некогда родителей или тех, кто заменил ему родителей.

Соответствующие гипотезы таковы: 1)реликты детства сохраняются в последующей жизни как полные состояния Эго (археопсихические реликты);

2)восприятие и испытание реальности - не изолированная «способность», а функция осмотрительного состояния Эго (неопсихическое функционирование);

3)состояние Эго может полностью принимать на себя контроль над поведением индивида (экстеропсихическое функционирование).

В целом структура личности рассматривается как компромиссное сочетание трех органов: экстеропсихе, неопсихе и археопсихе (см. рис.1). Эти органы феноменологически и операционно проявляются в состояниях Эго, которые называются Родитель, Взрослый и Ребенок .

Трансакционный анализ Единица социального общения называется трансакцией. Если два или больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-то другим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется трансакционным стимулом. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, и это называется трансакционной реакцией. Простой трансакционный анализ определяет, какое состояние Я породило трансакционный стимул, а какое - трансакционную реакцию.

Вначале анализируются простые трансакции, затем стереотипные наборы трансакций и, наконец, сложные комплексные операции, часто включающие несколько человек и обычно основанные на усложненных фантазиях.

Некоторые наборы социальных маневров объединяют оборонительные и вознаграждающие функции. Такие маневры именуются развлечением и играми. Более сложные операции основаны на экстенсивном подсознательном жизненном плане, который называется сценарием - по сходству с театральными сценариями, которые интуитивно основаны на этих психологических драмах. Эти термины: развлечение, игра и сценарий - и составляют словарь трансакционного анализа.

Трансакционный анализ - это обмен воздействиями между людьми (между их Эго-состояниями). Существуют трансакции трех видов: комплиментарные, пересекающиеся и скрытые.

Комплиментарная трансакция - это такая трансакция, при которой, трансакционные векторы параллельны друг другу. Ответ исходит из того Эго-состояния, на которое был направлен запрос.

Скрытые трансакции - это наиболее сложный вид трансакций и отличается тем, что в них одновременно передается два сообщения. Одно из этих сообщений открытое, социального уровня, второе - скрытое, или психологического уровня, содержащее скрытый мотив.

Пересекающиеся трансакции, состоят в том, что ответ исходит не из того Эго-состояния, к которому было обращено воздействие.

Трансакции обычно осуществляются сериями. Последовательность трансакций в каждой серии не случайна, она запрограммирована. Программирование может осуществляться на одном из трех уровней: Родителя, Взрослого и Ребенка, или, в более общем смысле, задаваться обществом, реальной действительностью.

25. Проблема малой группы в социальной психологии.

Обычно выделяются три уровня ценностно-нормативной регуляции поведения личности: общества в целом (а также класса или другой макрогруппы, к которой принадлежит личность), организации (производственной, научной, учебной, спортивной "и т. д.) и малой группы [Парыгин, 1971]. Применительно к целям данной работы будут рассматриваться особенности нормативной регуляции на уровне организации и малой группы.
Любые нормы задают рамки поведению личности, определяя, что нужно, можно и чего нельзя делать в данной ситуации, как можно или нужно это делать. Говоря о производственной ситуации, необходимо разграничить зоны действия норм и ролевых предписаний. На наш взгляд, ролевые предписания — это те требования к поведению личности, которые вытекают из ее позиции в организационной структуре и обусловлены главным образом технологией производства и системой разделения труда. Ролевые предписания могут быть различными для разных членов одной и той же группы, в то время как нормы в достаточно высокоразвитой группе едины для всех ее членов и регулируют поведение, не связанное жестко с технологией.
Нормы организационного уровня, единые для целого ряда первичных коллективов, входящих в организацию, называются официальными. К ним относятся как формализованные нормы и правила, зафиксированные в соответствующих документах или устных распоряжениях руководителя, так и неформализованные, но воспринимаемые как официальные всеми членами коллектива. Групповые нормы, складывающиеся в процессе взаимодействия членов малых групп и отраженные в их сознании, обычно обозначаются как неофициальные. Эти нормы функционируют в виде коллективных традиций, обычаев, групповых мнений и составляют наряду с другими характеристиками образ жизни производственного коллектива.
Официальные нормы требуют от членов организации добросовестного отношения к выполняемой работе, использования рабочего времени по его прямому назначению. В то же время официальные нормы в организации могут допускать использование части рабочего времени на проведение собраний, некоторых спортивных мероприятий и т. д. Причем в различных подразделениях одной и той же организации, а тем более в разных организациях допустимые отклонения варьируют, что во многом зависит от руководства организации [Журавлев, 1983]. При смене руководителя частично меняются и официальные нормы. Наличие неформализованных каналов коммуникации ведет к размыванию в сознании членов коллектива границ между должным, возможным и запрещаемым поведением. Эти границы оказываются подвижными и зависят от ситуации, статуса личности и т. д. Такая изменчивость и недостаточная степень формализации официальных норм приводит к снижению их регулятивных возможностей, так как официальная система санкций, призванная их подкреплять, оказывается действенной лишь при явных нарушениях.
Неофициальные нормы могут отличаться от официальных. Во-первых, они непосредственно связаны с групповыми и личностными ценностями, которые не обязательно совпадают с целями и ценностями коллектива в целом; во-вторых, они в гораздо большей степени подвержены влиянию ситуации, более гибко реагируют на нее. Важное отличие неофициальных норм в том, что они меньше выполняют функции запрещения. Диапазон допустимого поведения оказывается более широким, чем позволяют официальные нормы. Неофициальная система санкций оперативна и в ряде случаев более действенна, чем официальная. Поэтому при конфликте личность нередко действует в соответствии с неофициальными нормами.
Нормативная регуляция поведения разделяется на три вида: требуемое, допускаемое (разрешаемое) и запрещаемое. Если рассматривать поведение и деятельность членов коллектива со стороны их содержания (а именно этот анализ должен проводиться при изучении дисциплины труда), то необходимо выделять следующие составляющие: инструментальную деятельность (действия с орудиями труда), функциональное общение, общение, не связанное с работой, и непроизводственную деятельность. Два первых компонента полностью попадают в зону требуемого и разрешаемого поведения, а третий и четвертый в какой-то части находятся в зоне запрещаемого на производстве поведения. <...>
Состояние дисциплины труда зависит от того, какая часть третьего и четвертого компонентов поведения разрешена официальными и неофициальными нормами. <...>
К нарушениям трудовой дисциплины обычно относятся прогулы, опоздания на работу, преждевременный уход с работы, непредусмотренные распорядком перерывы (так называемые «перекуры»), занятие в рабочее время личными делами и др. Из перечисленных нарушений дисциплины проще зафиксировать опоздания и особенно прогулы, и информация о них традиционно используется как основная при определении уровня дисциплины в том или ином подразделении или на предприятии в целом. <...>
Неофициальные нормы, закрепленные в сознании членов группы, проявляются в социальных установках, отношениях к различным сторонам совместной деятельности <...>, в том числе и к каждому из выделенных выше нарушений дисциплины труда [Свенцицкий, 1977]. Оценки, разделяемые большинством членов группы, образуют некоторую «психологическую атмосферу»: либо критичности и нетерпимости к нарушениям дисциплины, либо равнодушия или в некоторых случаях даже оправдания их. Определив эту «атмосферу», можно судить о нормах, принятых в данной группе. <...>Проблема малой группы в социальной психологии.Малая группа - такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все значимые в жизни человека группы - малые группы. Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, определяющим нормы. Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы.

Динамические процессы в малой группе.Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя Процесс принятия группового решения связан с проблемой лидерства и руководства, так как принятие решения - одна из важных функций руководителя. Групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные. Среди различных методов принятия групповых решений велика роль групповой дискуссии.

26. Психологическая совместимость и социально-психологические трудности взаимодействия между людьми.

Психологическая совместимость — возможность людей длительно быть рядом, жить, общаться и взаимодействовать, не сталкиваясь характерами.

Психологическая совместимость отличается от личностной совместимости, связанной с совместимостью мотивов и направленностью личности, совместимостью жизненных путей.

Более психологически совместимые пары, схожие по характеру и стилю жизни. Невзрачные выбирают некрасивых, скромные находят счастье со стеснительными, а популярным людям комфортно с популярными.

Наши рекомендации