ТЕМА 2. Методология и методы социальной психологии
ТЕМА 1. Социальная психология как наука
· Перечислите этапы становления социальной психологии как науки. Раскройте их основное содержание.
Отеч. соц. психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Становление соц психологии имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отделение ее от социологии и психологии и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной соц психологии.
Первый период (60-е годы XIX в, — начало XX вв.)Влияние на разв-е соц психологии оказало определение психологии в системе наук о природе, об-ве, чел-ке. Развитие соц-но-психол-х идей происходило внутри прикладных псих дисциплин. Большое вним-е уделяется псих особен-тям людей в их совместной деятельности.
Н.К.Михайловский изучал мех-змы взаимодействия людей в толпе.
В.М.Бехтерев: первый учебник по соц псих-и «Коллективная рефлексология», дал развернутое опред-е соц псих-и
Второй период (20-е годы — первая половина 30-х годов XX века). После гражданской войны возрос интерес к соц псих-и. Ее особенностью стал поиск своего пути в разв-и мир соц псих-ой мысли. Поиск осуществлялся 2-мя способами: в дискуссиях с осн заруб школами, путем освоения марксистских идей.
Г.И.Челпанов: утверждал необх-ть самост-го существов-я соц псих-и, соц псих-я тесно связана с идеологией.
Одно из осн-х направлений: исследов-е проблем коллективов.
Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX в.)Возрос идеолог. контроль за наукой (сократилось число исследований по соц псих-и, перестали публиковаться книги. Переводы). Осн сфера этого периода: пераг исследрв-я и пед практика. Изучается псих-я коллектива.
А.С.Макаренко: дал новую классиф-ю коллективов, выделил стадии разв-я коллектива, изучал проб-мы взаимоотн-я лич-ти в коллективе, становл-е хар-ра.
Четвертый период (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов XX века).Снижение идеолог контроля привел к возрастанию интереса к чел-ку, встали задачи формир-я развитой лич-ти. Соц псих-я сформировалась как самост наука. Критерии самост-ти: осознание уровня разв-я соц псих-и, ее место в сис-ме др наук, опред-е пред-та и объектов, осн категорий и понятий, формулир-е законов и закон-тей, подготовка специалистов. К формальным критериям отн-ся: публикация спец статей, трудов, орган-я обсужд-й на съездах и конференциях. Публикуютя учебники и учебн пособия (Г.М.Андреева, А.Г.Ковалев, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин).
Разработка осн проблем соц псих-и: 1. в области методологии: концепции Г. М. Андреевой (1980), Б. Д. Парыгина (1971), Е. В. Шороховой (1975).
2. проб-ма исслед-я коллектива: К. К. Платонов (1975), А. В. Петровский (1982), Л. И. Уманский (1980). 3. исслед-е лич-ти: . И. Божович (1968), К.. К. Платонова (1965), В. А. Ядова (1975).
3.исслед-е проблем деят-ти: труды Л. П. Буевой (1978), Е. С. Кузьмина (1967).
4. исслед-е общения: А. А. Бодалев(1965),Л. П. Буева (1978), А. А. Леонтьев (1975), Б. Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971).
· Укажите основные подходы к предмету социальной психологии, сложившиеся в современности.
Осн подходы к пониманию о пред-те соц псих-и.
Соц псих-я изучает:
1. псих процессы, состояния и св-ва индивида, которые проявляются в рез-те его включения в отн-я с др людьми, в разл соц группы (семью, школа и т. д.) и в целом в систему соц отн-й (экон-х, пол-х, и др.).
2. феномен взаимодействия между людьми, а также феномен общения (взаимодей-е может быть межличностым, между лич-ю и группой, межгрупповым).
3. псих процессы, состояния и св-ва разл соц групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.
4. массовые психич явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи и др.
· Установите соответствие между основными теоретическими течениями, в рамках которых группируются исследования, и соответствующими им характеристиками.
Направление Акцент на
Психоанализ процесс мышления и роль знания в процессе мышления
Бихевиоризм биологические истоки социального поведения человека
Когнитивизм изучение взаимодействия людей друг с другом
Интеракционизм изучение влияния среды на личность
Охарактеризуйте их влияние на развитие социальной психологии.
Психоанализ: зародилась практика создания Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются соц-но-псих механизмы воздействия людей друг на друга. Психоанализ дал толчок новому псих течению гуманистической псих-и
(А. Маслоу, К. Роджерс), которая опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе разветвленную проблематику.
Бихевиоризм: использует течения, связанные с необихевиоризмом (создание стандарта научного исслед-я с развитым лаборат экспер-том и техникой измер-я). Исключается анализ групповых проц-в, а сами группы рассматриваются как диады, поэтому соц псих-я имеет наименее «соц» вид.
Когнитивизм: Исходным принципом здесь является рассмотрение
соц поведения с т зр познавательных процессов индивида. Установилось особая отрасль псих знания- «когнитивная псих-я». Когнитивистское направление дало жизнь новой области совр соц псих-и —
«псих-и соц-го познания», в которой исследуются проблемы познания соц явлений человеком.
Интеракционизм:
Сделана попытка установить соц детерминанты человеческого поведения, вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие»
ТЕМА 2. Методология и методы социальной психологии
· Приведите классификацию методов социальной психологии.
Все методы обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и ее обработки. Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия или методы активного обучения (А. Л. Свенцицкий, 1977).
· Наблюдение – это…
Наблюдение— метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.
· Какие виды наблюдения можно выделить? Перечислите, с помощью чего фиксируются результаты наблюдения.
1. По степени стандартизации техники набл-я выделяется:
Стандартизированная техника предполагает наличие списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя. Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.
2. От роли наблюдателя:
Различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой.
3. Открытое наблюдение: когда наблюдаемые знают, что за ними ведется наблюдение. Скрытое наблюдение: когда наблюдатель или наблюдатели остаются незамеченными для диагностируемых.
4. В метод. литературе выделяют также: полевое и лабораторное наблюдение. Полевое осуществляется в естественных для диагностируемых условиях, а лабораторное - в искусственно организованных.
· Представьте, что вы проводите беседу. Опишите структуру беседы. Перечислите правила формулировки и постановки вопросов.
· Опишите особенности анкетирования. Попробуйте составить мини-анкету, используя все правила ее создания.
Анкетирование- письменный опрос респондентов с помощью вопросника анкеты. Общение диагностируемого с диагностом здесь носит опосредованный (через анкету) характер.
Особеноости: анкетирование состоит из 3 частей.
1. Вводная часть (раскрывается обращение к опрашиваемому, указывается цель опроса, подчеркивается его анонимность, способ заполнения анкеты)
2. Основная часть (содержит вопросы, раскрывающие проблему клиента или заказчика).
3. «Объективка» или «паспортичка» (содержит ряд вопросов о принадлежности к той или иной социально-демограф. или проф. группе, что позволяет на этапе обработки первичной информации выявлять причинно-следственные связи между ответами на оценочные вопросы основной части и интересующими диагноста объективными параметрами (с полом, возрастом, образованием, и т. д.).
Пример мини-анкеты (о предпочтениях марки телефона):
Вопрос №1. Пользуетесь ли Вы сотовым телефоном?
1) да 2)нет
Вопрос №2.Какой марки Ваш сотовый телефон? (если у Вас больше одного сотового телефона, подчеркните несколько)
1)Nokia
2)Philips
3)Samsung
4)LG
5)Другая марка
Вопрос №3. Когда Вами была совершена последняя покупка сотового телефона?
1) 2012 2) 2013 3) 2011 4)2010
Вопрос №4(пример дихотомического вопроса анкеты). Планируете ли Вы в ближайшей перспективе (в нынешнем или следующем году) покупку нового сотового телефона?
1) да 2) нет
Вопрос №5. Укажите, пожалуйста, свой возраст:
1) до 24 лет 2) 25-30 3) 31-35 4) 36-40 5) 41 и больше
Вопрос №6. Ваш пол:
1) муж 2) жен
Вопрос №7. Какое у Вас образование?
1) неполное среднее 2) среднее 3) среднее специальное
4) неоконченное высшее 5) высшее
· Что такое социально-психологический эксперимент? Перечислите правила его проведения.
Эксперимент- организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.
Правила проведения эксперимента:создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т.е. входящими в число изучаемых факторов.
· Какие специализированные психологические методы вы знаете?
Контент-анализ -специальный метод анализа документальной информации. Он позволяет выявлять субъективные характеристики авторов этих документов (например, лживость, мотивы искажения информации о реальных событиях и т.п.).
· Социометрия. Укажите основные этапы организации социометрии. Какие ограничения имеет данный метод?
Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы.
Осн. этапы: 1.определение варианта (числа) выборов
2.выбор вопросов опроса
3.организация и проведение опроса
4.обработка результатов с использованием количественных и графических методов анализа.
Данный метод имеет ограничения: его можно использовать лишь в малых группах.
· Что такое групповая оценка личности? Составьте карту для групповой оценки личности педагога.
Примечание: для определения перечня качеств рекомендуется воспользоваться классификацией И.П. Подласого
Качества | Шкала оценивания (степень выраженности качества) | |||||||||