ТЕМА 2. Методология и методы социальной психологии

ТЕМА 1. Социальная психология как наука

· Перечислите этапы становления социальной психологии как науки. Раскройте их основное содержание.

Отеч. соц. психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Становление соц психологии имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отделение ее от социологии и психологии и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной соц психологии.

Первый период (60-е годы XIX в, — начало XX вв.)Влияние на разв-е соц психологии оказало определение психологии в системе наук о природе, об-ве, чел-ке. Развитие соц-но-психол-х идей происходило внутри прикладных псих дисциплин. Большое вним-е уделяется псих особен-тям людей в их совместной деятельности.

Н.К.Михайловский изучал мех-змы взаимодействия людей в толпе.

В.М.Бехтерев: первый учебник по соц псих-и «Коллективная рефлексология», дал развернутое опред-е соц псих-и

Второй период (20-е годы — первая половина 30-х годов XX века). После гражданской войны возрос интерес к соц псих-и. Ее особенностью стал поиск своего пути в разв-и мир соц псих-ой мысли. Поиск осуществлялся 2-мя способами: в дискуссиях с осн заруб школами, путем освоения марксистских идей.

Г.И.Челпанов: утверждал необх-ть самост-го существов-я соц псих-и, соц псих-я тесно связана с идеологией.

Одно из осн-х направлений: исследов-е проблем коллективов.

Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX в.)Возрос идеолог. контроль за наукой (сократилось число исследований по соц псих-и, перестали публиковаться книги. Переводы). Осн сфера этого периода: пераг исследрв-я и пед практика. Изучается псих-я коллектива.

А.С.Макаренко: дал новую классиф-ю коллективов, выделил стадии разв-я коллектива, изучал проб-мы взаимоотн-я лич-ти в коллективе, становл-е хар-ра.

Четвертый период (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов XX века).Снижение идеолог контроля привел к возрастанию интереса к чел-ку, встали задачи формир-я развитой лич-ти. Соц псих-я сформировалась как самост наука. Критерии самост-ти: осознание уровня разв-я соц псих-и, ее место в сис-ме др наук, опред-е пред-та и объектов, осн категорий и понятий, формулир-е законов и закон-тей, подготовка специалистов. К формальным критериям отн-ся: публикация спец статей, трудов, орган-я обсужд-й на съездах и конференциях. Публикуютя учебники и учебн пособия (Г.М.Андреева, А.Г.Ковалев, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин).

Разработка осн проблем соц псих-и: 1. в области методологии: концепции Г. М. Андреевой (1980), Б. Д. Парыгина (1971), Е. В. Шороховой (1975).

2. проб-ма исслед-я коллектива: К. К. Платонов (1975), А. В. Петровский (1982), Л. И. Уманский (1980). 3. исслед-е лич-ти: . И. Божович (1968), К.. К. Платонова (1965), В. А. Ядова (1975).

3.исслед-е проблем деят-ти: труды Л. П. Буевой (1978), Е. С. Кузьмина (1967).

4. исслед-е общения: А. А. Бодалев(1965),Л. П. Буева (1978), А. А. Леонтьев (1975), Б. Ф. Ломов (1975), Б.Д. Парыгин (1971).

· Укажите основные подходы к предмету социальной психологии, сложившиеся в современности.

Осн подходы к пониманию о пред-те соц псих-и.

Соц псих-я изучает:

1. псих процессы, состояния и св-ва индивида, которые проявляются в рез-те его включения в отн-я с др людьми, в разл соц группы (семью, школа и т. д.) и в целом в систему соц отн-й (экон-х, пол-х, и др.).

2. феномен взаимодействия между людьми, а также феномен общения (взаимодей-е может быть межличностым, между лич-ю и группой, межгрупповым).

3. псих процессы, состояния и св-ва разл соц групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. массовые психич явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи и др.

· Установите соответствие между основными теоретическими течениями, в рамках которых группируются исследования, и соответствующими им характеристиками.

Направление Акцент на

Психоанализ процесс мышления и роль знания в процессе мышления

Бихевиоризм биологические истоки социального поведения человека

Когнитивизм изучение взаимодействия людей друг с другом

Интеракционизм изучение влияния среды на личность

Охарактеризуйте их влияние на развитие социальной психологии.

Психоанализ: зародилась практика создания Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются соц-но-псих механизмы воздействия людей друг на друга. Психоанализ дал толчок новому псих течению гуманистической псих-и

(А. Маслоу, К. Роджерс), которая опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе разветвленную проблематику.

Бихевиоризм: использует течения, связанные с необихевиоризмом (создание стандарта научного исслед-я с развитым лаборат экспер-том и техникой измер-я). Исключается анализ групповых проц-в, а сами группы рассматриваются как диады, поэтому соц псих-я имеет наименее «соц» вид.

Когнитивизм: Исходным принципом здесь является рассмотрение

соц поведения с т зр познавательных процессов индивида. Установилось особая отрасль псих знания- «когнитивная псих-я». Когнитивистское направление дало жизнь новой области совр соц псих-и —

«псих-и соц-го познания», в которой исследуются проблемы познания соц явлений человеком.

Интеракционизм:

Сделана попытка установить соц детерминанты человеческого поведения, вводится в качестве клю­чевого понятие «взаимодействие»

ТЕМА 2. Методология и методы социальной психологии

· Приведите классификацию методов социальной психологии.

Все методы обычно подразделяют на две группы: методы сбора информации и ее обработки. Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов: методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ документов, опрос, групповая оценка личности, социометрия, тесты, аппаратурные методы, эксперимент); методы моделирования; методы управленческо-воспитательного воздействия или методы активного обучения (А. Л. Свенцицкий, 1977).

· Наблюдение – это…

Наблюдение— метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.

· Какие виды наблюдения можно выделить? Перечислите, с помощью чего фиксируются результаты наблюдения.

1. По степени стандартизации техники набл-я выделяется:

Стандартизированная техника предполагает наличие списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя. Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где результат фиксируют в свободной форме, в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур.

2. От роли наблюдателя:

Различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой.

3. Открытое наблюдение: когда наблюдаемые знают, что за ними ведется наблюдение. Скрытое наблюдение: когда наблюдатель или наблюдатели остаются незамеченными для диагностируемых.

4. В метод. литературе выделяют также: полевое и лабо­раторное наблюдение. Полевое осуществляется в естественных для диагностируемых условиях, а лабораторное - в искусственно организованных.

· Представьте, что вы проводите беседу. Опишите структуру беседы. Перечислите правила формулировки и постановки вопросов.

· Опишите особенности анкетирования. Попробуйте составить мини-анкету, используя все правила ее создания.

Анкетирование- письменный опрос респондентов с помощью вопросника анкеты. Общение диагностируемого с диагностом здесь носит опосредованный (через анкету) характер.

Особеноости: анкетирование состоит из 3 частей.

1. Вводная часть (раскрывается обращение к опрашиваемому, указывается цель опроса, подчеркивается его анонимность, способ заполнения анкеты)

2. Основная часть (содержит вопросы, раскрывающие проблему клиента или заказчика).

3. «Объективка» или «паспортичка» (содержит ряд вопросов о принадлежности к той или иной социально-демограф. или проф. группе, что позволяет на этапе обработки первичной информации выявлять причинно-следственные связи между ответами на оценочные вопросы ос­новной части и интересующими диагноста объективными пара­метрами (с полом, возрастом, образованием, и т. д.).

Пример мини-анкеты (о предпочтениях марки телефона):

Вопрос №1. Пользуетесь ли Вы сотовым телефоном?

1) да 2)нет

Вопрос №2.Какой марки Ваш сотовый телефон? (если у Вас больше одного сотового телефона, подчеркните несколько)

1)Nokia

2)Philips

3)Samsung

4)LG

5)Другая марка

Вопрос №3. Когда Вами была совершена последняя покупка сотового телефона?

1) 2012 2) 2013 3) 2011 4)2010

Вопрос №4(пример дихотомического вопроса анкеты). Планируете ли Вы в ближайшей перспективе (в нынешнем или следующем году) покупку нового сотового телефона?

1) да 2) нет

Вопрос №5. Укажите, пожалуйста, свой возраст:

1) до 24 лет 2) 25-30 3) 31-35 4) 36-40 5) 41 и больше

Вопрос №6. Ваш пол:

1) муж 2) жен

Вопрос №7. Какое у Вас образование?

1) неполное среднее 2) среднее 3) среднее специальное

4) неоконченное высшее 5) высшее

· Что такое социально-психологический эксперимент? Перечислите правила его проведения.

Эксперимент- организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.

Правила проведения эксперимента:создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных, являющихся неорганизованными, т.е. входящими в число изучаемых факторов.

· Какие специализированные психологические методы вы знаете?

Контент-анализ -специальный метод анализа документальной информации. Он позволяет выявлять субъектив­ные характеристики авторов этих документов (например, лживость, мотивы искажения информации о реальных событиях и т.п.).

· Социометрия. Укажите основные этапы организации социометрии. Какие ограничения имеет данный метод?

Относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы.

Осн. этапы: 1.определение варианта (числа) выборов

2.выбор вопросов опроса

3.организация и проведение опроса

4.обработка результатов с использованием количественных и графических методов анализа.

Данный метод имеет ограничения: его можно использовать лишь в малых группах.

· Что такое групповая оценка личности? Составьте карту для групповой оценки личности педагога.

Примечание: для определения перечня качеств рекомендуется воспользоваться классификацией И.П. Подласого

Качества Шкала оценивания (степень выраженности качества)
                     

Наши рекомендации