Сообщайте проблемы, а не решения
Вместо того чтобы говорить другим, чего вы от них хотите, начните сообщать им свои чувства. Вы дадите им возможность взглянуть на проблему и, возможно, начать сотрудничать с вами в поисках ее решения. Многие из нас начинают с того, что сообщают другим людям, чего они от них хотят, чтобы самим избавиться от конфликта, и тогда сообщенное нами решение становится определением проблемы.
РЕЗЮМЕ Значение качества эмоциональных коммуникаций возрастает, когда вы понимаете специфическое, личное значение, которое эти эмоции имеют для другого человека.
В. Как достойно реагировать на критику в ваш адрес ?
Кроме правильного понимания другого, важно осознавать, из какой психологической установки исходишь ты сам, воспринимая критику и какие это будет иметь последствия:
Неправильная реакция на критику
1. «Оправдывающийся виноват дважды!»В ответ на критику человек начинает говорить, что он не виноват, что он хороший, что замечание несправедливо. Приводит многочисленные доводы в свою защиту. Почему оправдываться ошибочно?. Во-первых, потому что, оправдываясь, мы занимаем униженную (сродни детской) позицию. Во-вторых, наши оправдания чаще всего никому не нужны, их не хотят слушать. Если человек прождал вас полчаса под дождем, то ему неинтересны ваши объяснения причин.
2. «Сам такой» («От такого же и слышу», «А вы на себя посмотрите»).
В ответ на критику человек сам обрушивается с критикой. Многие сразу вспоминают поговорку: «Лучшая защита — нападение». Однако контратака всегда провоцирует конфликт. Что ж, если вы стремитесь к конфликту, — атакуйте.
3. Молчание. Человек молча выслушивает критику и оскорбления, думая при этом: «Слово серебро, а молчание золото». Но молчание тоже неверная реакция на критику. Во-первых, молчание в ответ на бурные эмоции очень раздражает некоторых людей и, следовательно, может привести к бурному конфликту. Во-вторых, молчать, когда вас оскорбляют, вредно для здоровья.
Существует три типа критики и, соответственно, три способа достойного реагирования на нее:
Полностью несправедливая критика и стратегия
К этому типу относятся: обзывания и оскорбления («тупица», «неряха», «некомпетентный», «бестолковый» и т. п.); обобщенная критика («безобразие», «что вы себе позволяете», «это черт знает что»).
Человек, прибегающий к оскорблениям, как правило, находится под влиянием эмоций, а не рассудка. Другими словами, мы должны избрать стратегию, позволяющую разобраться в причине его гнева и поскорее разрешить эту ситуацию. Надо постараться спокойно и доброжелательно задать критикану несколько вопросов, чтобы он конкретизировал свои замечания и перешел от эмоций к размышлениям. НАПРИМЕР: Уточняющие.«Что именно Вы имеете в виду?» или «Что Вы хотите этим сказать?»; Фактические. «Назовите, пожалуйста, конкретные факты?», «Приведите примеры?»; Альтернативные.«Вам не нравится это, это или это?».