Акцентации характера у подростков

ОТВЕТ.Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы.Выделяют 10 основных типов акцентуации.1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенномунастроению, оптимисты, быстро переключаются с одногодела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям,романтике.2. Застревание. Склонность к застреванию аффекта, к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Сильноодержимы одной идеей. Слишком устремленные, упертые в одно, зашкаленные.3. Эмотивность. Аффектно-лабильные (неустойчивые). Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу.

От настроения зависит все - и работоспособность, и самочувствие и т. д.; тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. 4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. 5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности. 6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депу рессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении - как гипертимные. 7. Демонстративное. Люди, у которых сильно вы- ражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания (пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными). Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. 9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративное, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента).

Тема№15

«Особенности юношеского возраста»

001. КАКОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЮНОСТИ.

ОТВЕТ. Юность определяют как стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрос­лости . Юность охватывает возрастной период от 14— 15 до 20 лет. Существует множество теорий юности: психологических, биологических, социологических. Согласно биологическим теориям, юность — это определен­ный этап эволюции организма, при котором биологические процессы роста детерминируют все остальные. В юношеском воз­расте завершается физическое развитие человека. Замедляется рост тела в длину, причем девушки достигают полного роста быст­рее, в среднем к 16—17 годам, тогда как юноши — к 17—18. Уве­личиваются вес и мускульная сила. Центральным биологиче­ским процессом этого возраста является половое созревание. В психологических теориях юности акцент делается на законо­мерностях психической эволюции, характерных чертах внутрен­него мира и самосознания. Психологические теории определяют юношеский период как стадию духовного развития, которая ха­рактеризуется открытием «я», развитием личностной рефлексии. Юность как определенный этап социализации, как переход от зависимости детства к самостоятельной и ответственной дея­тельности взрослого представлена в социологических теориях. Какова социальная ситуация развития в юношеском возрасте? Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимос­тью от взрослых, которые определяют главное содержание и на­правление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые ребен­ком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно осоз­нают обе стороны. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, свое­го места в этом мире могут стать особенно напряженными. Неко­торые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко вклю­чаются в новую систему отношений. Они больше интересуются в процессе самоактуализации личности. Креативная акмеология ориентирована на гуманистические традиции в изучении специ­фики самоактуализации взрослого человека во всех возрастных периодах творческой зрелости специалиста, достижения про­фессионального акме. Акме — феномен вершины творческой зрелости личности при самоактуализации человека в гражданской, личностной, меж­личностной, профессиональной, духовной, семейной и других ипостасях жизненной деятельности. Предметом креативной акмеологии как области научного по­знания является изучение особенностей и тенденций развития креативности как процесса и результата творческой зрелости взрослой личности, изучение объективных и субъективных фак­торов достижения творческих вершин и профессионального ма­стерства в процессе ее самоактуализации. Акмеология — гуманитарная, ценностная, гуманистическая дисциплина, содействующая субъекту, а не превращающая его в объект управления. Подобно этике, она является ценностной, т. е. имеющей в виду идеал, но ее задачей является учет той реаль­ности, отправляясь от которой субъект может двигаться к идеалу, так же как этика имеет в виду не только нравственность, но и без­нравственность, не только добро, но и зло. Но в отличие от эти­ки, акмеология является более инструментальной дисциплиной, поскольку способы содействия человеку как субъекту должны быть не только конкретны, но и суперконкретны: нужно реаль­ное консультационное, правовое или иное содействие человека в данной ситуации, с учетом его социального положения, про­фессиональных трудностей, дефицита образования или здоровья и т. д. Акмеология должна иметь особо выверенные теоретиче­ские координаты, стратегии, чтобы не «завязнуть» в частностях и эмпирике отдельных случаев. '

002.КАКОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ?

ОТВЕТ. Ранняя взрослость охватывает период жизни человека от 20 до 40 лет. Структура психофизиологического развития взрослых со­четает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. К 25 годам отмечается сенсорный оптимум — зрительная, слу­ховая, кинестетическая чувствительность достигают своего мак­симального развития. Показатель объема поля зрения приобре­тает свое максимальное значение в 20—29 лет.

Возрастная изменчивость чувствительности зависит от про­фессиональной деятельности человека. Объем, переключение и избирательность вниманиянарастают постепенно от 19 до 33 лет, а после 34 лет начинают постепенно снижаться. Устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. В 18—30 лет отмечают наиболее высокие показатели кратко­временной вербальной памяти, а период снижения — в возрасте 33—34 лет. Долговременная вербальная память наибольшим по­стоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития от 36 до 40 лет. В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям. Возрастные изменения памяти менее заметны, если заучива­ние и постоянная упражНяемость памяти являются одним из компонентов трудовой деятельности человека. В период ранней взрослости мышление отличается более гиб­кими переходами во взаимосвязях образных, логических и дей­ственных компонентов. Одной из основных характеристик взрослых людей периода от 20 до 40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интегра­ции различных видов мышления.

На протяжении от 20 до 40 лет наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления: практическое мышление имеет самые высокие показатели развития в возрасте 31—32 и 34—35 лет; оптимумы в развитии теоретического мышления обнаруже­ны в возрасте 20, 23, 25 и 32 лет; оптимумы в развитии образного мышления приходятся на возраст 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет. К 30 годам значительно возрастают возможности речемысли- тельной деятельности человека, когда характерным является ис­пользование в речи сложносоставных предложений. Развитие интеллекта определяется двумя факторами: внутрен­ним и внешним. Внутренним фактором является одаренность, у более одаренных людей интеллектуальный процесс является более длительным. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс угаса­ния активности психических функций. Вербальная функция интеллекта — функция, которая связана с оперированием словами, с возможностью получения и анализа речевой информации, понимания смысла слов, в периоде от 20 до 35 лет продолжает свое развитие. Невербальная функция интеллекта — функция, связанная с восприятием, оценкой и оперирование образами, достигает оп­тимума развития в 30—35 лет. В дальнейшем развитие невербаль­ного интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Формирование устойчивой положительной эмоциональной связи, установление приносящих взаимное удовлетворение тес­ных взаимоотношений с другим человеком и достижение эмоцио­нально-когнитивного единства представлений о самом себе, сво­ем месте в мире, в системе межличностных отношений являются главными проблемами в период ранней взрослости, требующими в ранней юности составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Другим важнейшим фактором, составляющим психологиче­скую базу профессионального самоопределения и обеспечиваю­щим готовность старшеклассника ко вступлению в новую жизнь, является наличие способностей и потребностей, которые позво­ляют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жиз­ни. Можно выделить:потребность в общении и владении способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в раз­личных формах теоретического сознания (научном, художест­венном, этическом, правовом), что выступает в виде сложивших­ся основ научного и гражданского мировоззрения, а также разви­той рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производ­ственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах. Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Ею занимались многие специалисты, опыт кото­рых был обобщен Н. С. Пряжниковым. Сам автор предлагает со­держательно-процессуальную модель профессионального само­определения, центром которого является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в профессиональ­ной компетентности. По мнению Н. С. Пряжникова, психологи­ческими факторами, составляющими основу профессионально­го самоопределения, являются: осознание ценности общественно полезного труда; общая ориентировка в социально-экономической ситуа­ции в стране; осознание необходимости общей и профессиональной под­готовки для полноценного самоопределения и самореализации; общая ориентировка в мире профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (семей­ными, личностными, досуговыми); знание о выбираемых целях, о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели (развитая рефлек­сия, самопознание как важная основа самоопределения) и др. По мнению JI. М. Митиной, основным фактором профессио­нального самоопределения является активность личности, ее потребность в самореализации, осознание и необходимость из­менения собственной личности, преобразование своего внут­реннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде. От того, насколько осознанным окажется процесс профессионального самоопределения, во мно­гом зависит жизненный путь личности в дальнейшем.

003.КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ?

ОТВЕТ. Мышление. Дифференциация учебных дисциплин, необхо­димость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков способствует развитию теоре­тического мышления. В разговорах со сверстниками все чаще зат­рагиваются нравственные, политические и другие темы. Продолжается в юношеском возрасте развитие абстрактно- логического мышления, представляющего собой вид мыслитель­ного процесса, в котором используются определенные понятия. Развитие данного вида мышления знаменует появление не толь­ко нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Юношей начинают интересовать вопросы устрой­ства мироздания.

И. С. Кон отмечает, что в юношеском возрасте начинают наи­более отчетливо проявляться особенности мышления, связан­ные с половыми различиями. Склонность к абстрактному мыш­лению больше свойственна юношам, девушки лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные. У девушек художественно- гуманитарные интересы превалируют над естественно-научными.У старших школьников происходит активное развитие креа­тивного (творческого) мышления. Юноша создает проблемные си­туации, видит новое в известном, оригинально ставит вопросы и решает задачи. Память и внимание. Продолжается интеллектуализация по­знавательных процессов. Восприятие, память, воображение и другие психические процессы все больше приобретают черты произвольности. Более продуктивной становится произвольная память. Юноши могут сознательно использовать приемы рацио­нального запоминания учебного материала и логически его рас­пределять. Внимание становится более управляемым. Возника­ют особенности познания, т. е. когда любое явление может быть рассмотрено с разных сторон. Особенностью юношеского возраста является сочетание ши­роты интеллектуальных интересов с разбросанностью, отсут­ствием системы и метода, а также адекватной оценки своих воз­можностей. Становление индивидуального стиля деятельности. Для юно­шеского возраста характерно становление индивидуального сти­ля интеллектуальной деятельности. Причиной этому служит раз витие специальных способностей и растущая дифференциация направленности интересов, причем процесс дифференциации умственных способностей у мальчиков начинается раньше и вы­ражен ярче, чем у девочек.

004.КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ?

ОТВЕТ. В юношеском возрасте закладываются основы эмоциональ­ной жизни. Юность — возраст эмоциональной сенситивности, в этот период интенсивно реализуются все те эмоциональные возможности, потенции, которые присущи натуре человека, опре­делены типом его темперамента. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характе­ризуется большей дифференцированностью эмоциональных ре­акций и способов выражения эмоциональных состояний, более совершенным владением выражения своих чувств и настроений. Наблюдается повышение самоконтроля и саморегуляции, юно­ша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. И хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей намного выше, чем у подростков, они чаще всего жа­луются на некоторую неустойчивость, подверженность внешним влияниям. Для юности характерно переживание не только предметных чувств (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и формируются чувства обобщенные: появляется чувство пре­красного, трагического, чувство юмора и т. д. Особенность этих чувств заключается в том, что они выражают общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

005.ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ НОВУЮ СТРУКТУРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСТВЕ?

ОТВЕТ. В юности происходит бурное развитие личности, проявлени­ем которого являются формирующееся мировоззрение, обоб­щенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиций декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей, и открытие «я», переживаемое в форме чувства своей индивидуальной целост­ности и неповторимости. Личность охватывает то единство поведения, которое харак­теризуется признаком овладения внутренним миром. Юноша должен быть не только носителем своих способностей, не просто актуализировать их, но и стать их субъектом. Он должен обнару­жить свою недостаточность и ограниченность и преодолеть их, восполнить их сам. Переход к взрослой жизни содержит в себе внутренние проти­воречия, связанные с особенностями развития личности. С од­ной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но с другой — опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому че­ловеку еще только предстоит его приобрести. Различные «взрос­лые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Молодой человек старается всячески подчеркнуть свою самостоятель­ность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор не­редко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные пла­ны. Именно жизненные планы Л. С. Выготский рассматривал как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Оптимальные варианты личностного развития предполагают относительную преемственность прошлого, настоящего и буду­щего «я» в сочетании с продуктивным поступательным измене­нием, которое является не просто движением во времени жизни, а подъемом к новым качествам. При этом признаком развития становится разрешение неких ценностно-смысловых противо­речий. В тех случаях, когда процесс взросления протекает в кри­зисных формах, динамика «я» принимает другие формы. Юноши и девушки могут переживать переход от прошлого к настоящему как изменение к худшему, личностный регресс. Прошлое воспринимается как «золотой» период, где осталось все лучшее, что действительно отвечает главнейшим ценностям лич­ности, но что в настоящий момент по каким-то причинам оказа­лось утраченным. У других, напротив, настоящее и прошлое тес­но спаяны, образуют общий полюс, а другой такой же полюс со­ставляют столь же тесно спаянные идеальное и будущее «я». Человек неудовлетворен собой, считает себя инфальтильным, надеется стать другим, но как и почему это произойдет, сказать не может. Наконец, встречается и такой вариант, когда все три временных измерения «я» изолированы друг от друга: настоящее невыводимо из прошлого, а будущее не есть продолжение настоя­щего. Здесь исповедуется такая концепция собственного разви­тия: детство — это детство, будущее — нечто совсем противопо­ложное, а принадлежащая мне юность — третий мир, особый, не сопоставимый ни с чем. Особое значение для развития юноши имеют изменения в об­ласти чувств. Характерной чертой психологии юношеского воз Иногда нарочито крайние взгляды высказываются лишь для того, чтобы подкрепить претензию на оригинальность. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение со взрослыми, называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали, разговоры о себе и своем прошлом, настоящем, будущем, климат в семье и др., иначе говоря, различные аспекты жизненного самоопределения. Более сложными и дифференцированными становятся в стар­шем школьном возрасте отношения с преподавателями. Стар­шеклассник не видит в преподавателе подобие или воплощение отца и матери, как обычно происходит в более младших классах. Учительская власть уже невелика. На первый план во взаимоотношениях учителя и юноши выхо­дят индивидуальные человеческие качества преподавателя (спо­собность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность). В учителе юноши и девушки хотят увидеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность преподавателя, уровень знания и качества преподавания. При переходе от подросткового возраста к юношескому проис­ходит изменение в отношении к будущему: если подросток смот­рит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на на­стоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учеб­ного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психоло­гических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализую­щей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятель­ной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся зна­чимыми.

006. КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИС ЮНОСТИ.

ОТВЕТ. На пороге самостоятельной жизни человек делает свой выбор — кем быть и каким быть: он психологически готов вступить в само­стоятельную жизнь. С окончанием школы происходит «встреча» идеальных жизненных планов и социальной реальности. Юно­ши и девушки отстаивают, утверждают свой выбор. С окончанием школы юноши и девушки делают шаг к отделе­нию от семьи — они вступают в самостоятельную жизнь в обществе. В отличие от дошкольников, перед ними открываются, как пра­вило, две возможности: продолжить образование или пойти ра­ботать. Образование, которое продолжается на этом этапе разви­тия, является уже не общим, а специальным, профессиональ­ным, даже учеба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. Молодые люди приобретают большую или мень­шую степень материальной независимости от родителей, обзаво­дятся собственными семьями. Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало соб­ственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бес­конфликтно. С поступлением в начальные, средние и высшие профессиональные учреждения, с началом трудовой деятельнос­ти начинается новая эпоха в жизни человека. Феноменология кризиса юности имеет свои особенности у юношей и девушек, ориентированных на продолжение образования и выбравших для себя самостоятельную трудовую деятельность. Для описания феноменологии кризиса юности необходимо указать исходные условия его развития. При выходе в самостоя­тельную жизнь перед молодыми людьми открывается широкое пространство приложения сил и способностей. Субъективно — весь мир перед ними, и они войдут в него тем путем, который каждый наметил для себя. В своем выборе юноши и девушки вы­строили перспективу своей жизни. Выход в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов. Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла непопра­вимая катастрофа: все их жизненные планы рухнули, поставлен­ные цели недостижимы. Крушение надежд переживается очень тяжело — необходимо снова начинать работу по самоопределе­нию. Часть юношей и девушек настаивают на своем выборе и от­кладывают поступление в вузы на следующий год. Другие выби­рают учебные заведения, где меньше конкурс, меняют свой пер­воначальный выбор. Однако этот путь таит в себе опасность последующего разочарования. Свои опасности и трудности подстерегают юношей и деву­шек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем са­мым свои жизненные планы. Достижение первоначальной цели приносит удовлетворение. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в спе­циальности, третий сомневается в правильности выбора вуза.

007. КАКОВЫ ЗАДАЧИ ВЗРОСЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК.

ОТВЕТ. Задачи взросления определяют общую характеристику возрас­та и социальную ситуацию развития. Они заключаются в следую­щем. К концу юношеского периода завершаются процессы физи­ческого созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профес­сионального и личностного самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юноше­ском возрасте окончательно преодолевается свойственная пред­шествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверж­дается самостоятельность личности. В отношении со сверстниками нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. В этот период формируется нравственное сознание, вырабатыва­ются ценностные ориентации и идеалы, устойчивое мировоззре­ние, гражданские качества личности. Одна из достигнутых задач — новый уровень развития само­сознания: открытие своего внутреннего мира во всей его индиви­дуальной целостности и уникальности; стремление к самопознанию.

Тема№16

«Ранняя взрослость»

001.КАКОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ?

ОТВЕТ. Ранняя взрослость охватывает период жизни человека от 20 до 40 лет. Структура психофизиологического развития взрослых со­четает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. К 25 годам отмечается сенсорный оптимум — зрительная, слу­ховая, кинестетическая чувствительность достигают своего мак­симального развития. Показатель объема поля зрения приобре­тает свое максимальное значение в 20—29 лет.

Возрастная изменчивость чувствительности зависит от про­фессиональной деятельности человека. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 19 до 33 лет, а после 34 лет начинают постепенно снижаться. Устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. В 18—30 лет отмечают наиболее высокие показатели кратко­временной вербальной памяти, а период снижения — в возрасте 33—34 лет. Долговременная вербальная память наибольшим по­стоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития от 36 до 40 лет. В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям.

Возрастные изменения памяти менее заметны, если заучива­ние и постоянная упражняемость памяти являются одним из компонентов трудовой деятельности человека. В период ранней взрослости мышление отличается более гиб­кими переходами во взаимосвязях образных, логических и дей­ственных компонентов. Одной из основных характеристик взрослых людей периода от 20 до 40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интегра­ции различных видов мышления.

На протяжении от 20 до 40 лет наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления: практическое мышление имеет самые высокие показатели развития в возрасте 31—32 и 34—35 лет; оптимумы в развитии теоретического мышления обнаруже­ны в возрасте 20, 23, 25 и 32 лет; оптимумы в развитии образного мышления приходятся на возраст 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет. К 30 годам значительно возрастают возможности речемысли- тельной деятельности человека, когда характерным является ис­пользование в речи сложносоставных предложений. Развитие интеллекта определяется двумя факторами: внутрен­ним и внешним. Внутренним фактором является одаренность, у более одаренных людей интеллектуальный процесс является более длительным. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс угаса­ния активности психических функций.

Вербальная функция интеллекта — функция, которая связана с оперированием словами, с возможностью получения и анализа речевой информации, понимания смысла слов, в периоде от 20 до 35 лет продолжает свое развитие. Невербальная функция интеллекта — функция, связанная с восприятием, оценкой и оперирование образами, достигает оп­тимума развития в 30—35 лет. В дальнейшем развитие невербаль­ного интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Формирование устойчивой положительной эмоциональной связи, установление приносящих взаимное удовлетворение тес­ных взаимоотношений с другим человеком и достижение эмоцио­нально-когнитивного единства представлений о самом себе, сво­ем месте в мире, в системе межличностных отношений являются главными проблемами в период ранней взрослости, требующими своего разрешения. В период ранней взрослости человек пере­живает новый комплекс эмоций, среди которых — эмоции роди­тельских отношений.

002. КАКОВА СПЕЦИФИКА «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ?

ОТВЕТ. «Я-концепция» взрослого продолжает развиваться под воз­действием внешних и внутренних стимулов. У взрослого человека этот процесс развития «я-концепции» контролируется приняты­ми личностью социальными понятиями и ценностями. В соот­ветствии с представлениями, устремлениями, критериями оцен­ки определенных социальных групп, к которым относится лич­ность, у нее возникают различные представления относительно личной направленности и способов самоактуализации. Смысл самоактуализации заключается в стремлении личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятель­ности свои таланты, способности, возможности и т. п. Актуаль­ный жизненный опыт взрослого человека меняет «я-концеп- цию», преобразуя ее в связи с новым возрастно-психологиче- ским контекстом. Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении различных социальных ролей. Соот­ветственно более актуальными становятся частные «я-концеп­ции», определяемые содержанием роли: супруга, сексуального партнера, родителя, профессионала и т. д. В период ранней взрослости все более дифференцированной становится самооценка личности. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества (например, интел­лектуальный уровень), и очень низко другие — уровень межлич­ностных взаимодействий. Предполагается, что это связано с тем, что с возрастом единая «я-концепция» распадается на ряд неза­висимых друг от друга «я-концепций». В период ранней взрослости все отчетливее вырисовываются тендерные особенности «я-концепции» — особенности, связан­ные с признаками половой принадлежности. Согласно Т. В. Андреевой: у мужчин:

«я-концепция» отличается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве; «я-образ» мужчин осознает себя преимущественно в сфе­рах: работа, любовь, познание; у женщин: «я-концепция» наряду с «мужскими» типами направлен­ности самоактуализации содержит и специфические «женские» модели «я-образа», связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью; «я-концепция» женщин более индивидуализирована, тогда как мужская — более социализирована. Это выражается в том, что женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком.

003. КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

ОТВЕТ. Ф. Парсонс установил, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств личности, поэтому успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответ­ствия его индивидуальных качеств требованиям профессии. Выбирая профессию, следует учитывать, что процесс профес­сионального самоопределения можно рассматривать под разны­ми углами зрения:как серию задач, которые общество ставит перед личнос­тью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, с помощью которого человек формирует баланс между своими предпочтения­ми и склонностями, с одной стороны, и потребностями сущест­вующей системы общественного разделения труда — с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Наши рекомендации