Акцентации характера у подростков
ОТВЕТ.Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы.Выделяют 10 основных типов акцентуации.1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенномунастроению, оптимисты, быстро переключаются с одногодела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям,романтике.2. Застревание. Склонность к застреванию аффекта, к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Сильноодержимы одной идеей. Слишком устремленные, упертые в одно, зашкаленные.3. Эмотивность. Аффектно-лабильные (неустойчивые). Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу.
От настроения зависит все - и работоспособность, и самочувствие и т. д.; тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. 4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. 5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности. 6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депу рессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении - как гипертимные. 7. Демонстративное. Люди, у которых сильно вы- ражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания (пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными). Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.
8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. 9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.
10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративное, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента).
Тема№15
«Особенности юношеского возраста»
001. КАКОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЮНОСТИ.
ОТВЕТ. Юность определяют как стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости . Юность охватывает возрастной период от 14— 15 до 20 лет. Существует множество теорий юности: психологических, биологических, социологических. Согласно биологическим теориям, юность — это определенный этап эволюции организма, при котором биологические процессы роста детерминируют все остальные. В юношеском возрасте завершается физическое развитие человека. Замедляется рост тела в длину, причем девушки достигают полного роста быстрее, в среднем к 16—17 годам, тогда как юноши — к 17—18. Увеличиваются вес и мускульная сила. Центральным биологическим процессом этого возраста является половое созревание. В психологических теориях юности акцент делается на закономерностях психической эволюции, характерных чертах внутреннего мира и самосознания. Психологические теории определяют юношеский период как стадию духовного развития, которая характеризуется открытием «я», развитием личностной рефлексии. Юность как определенный этап социализации, как переход от зависимости детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого представлена в социологических теориях. Какова социальная ситуация развития в юношеском возрасте? Юность — период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно осознают обе стороны. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются в процессе самоактуализации личности. Креативная акмеология ориентирована на гуманистические традиции в изучении специфики самоактуализации взрослого человека во всех возрастных периодах творческой зрелости специалиста, достижения профессионального акме. Акме — феномен вершины творческой зрелости личности при самоактуализации человека в гражданской, личностной, межличностной, профессиональной, духовной, семейной и других ипостасях жизненной деятельности. Предметом креативной акмеологии как области научного познания является изучение особенностей и тенденций развития креативности как процесса и результата творческой зрелости взрослой личности, изучение объективных и субъективных факторов достижения творческих вершин и профессионального мастерства в процессе ее самоактуализации. Акмеология — гуманитарная, ценностная, гуманистическая дисциплина, содействующая субъекту, а не превращающая его в объект управления. Подобно этике, она является ценностной, т. е. имеющей в виду идеал, но ее задачей является учет той реальности, отправляясь от которой субъект может двигаться к идеалу, так же как этика имеет в виду не только нравственность, но и безнравственность, не только добро, но и зло. Но в отличие от этики, акмеология является более инструментальной дисциплиной, поскольку способы содействия человеку как субъекту должны быть не только конкретны, но и суперконкретны: нужно реальное консультационное, правовое или иное содействие человека в данной ситуации, с учетом его социального положения, профессиональных трудностей, дефицита образования или здоровья и т. д. Акмеология должна иметь особо выверенные теоретические координаты, стратегии, чтобы не «завязнуть» в частностях и эмпирике отдельных случаев. '
002.КАКОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ?
ОТВЕТ. Ранняя взрослость охватывает период жизни человека от 20 до 40 лет. Структура психофизиологического развития взрослых сочетает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. К 25 годам отмечается сенсорный оптимум — зрительная, слуховая, кинестетическая чувствительность достигают своего максимального развития. Показатель объема поля зрения приобретает свое максимальное значение в 20—29 лет.
Возрастная изменчивость чувствительности зависит от профессиональной деятельности человека. Объем, переключение и избирательность вниманиянарастают постепенно от 19 до 33 лет, а после 34 лет начинают постепенно снижаться. Устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. В 18—30 лет отмечают наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти, а период снижения — в возрасте 33—34 лет. Долговременная вербальная память наибольшим постоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития от 36 до 40 лет. В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям. Возрастные изменения памяти менее заметны, если заучивание и постоянная упражНяемость памяти являются одним из компонентов трудовой деятельности человека. В период ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Одной из основных характеристик взрослых людей периода от 20 до 40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.
На протяжении от 20 до 40 лет наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления: практическое мышление имеет самые высокие показатели развития в возрасте 31—32 и 34—35 лет; оптимумы в развитии теоретического мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25 и 32 лет; оптимумы в развитии образного мышления приходятся на возраст 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет. К 30 годам значительно возрастают возможности речемысли- тельной деятельности человека, когда характерным является использование в речи сложносоставных предложений. Развитие интеллекта определяется двумя факторами: внутренним и внешним. Внутренним фактором является одаренность, у более одаренных людей интеллектуальный процесс является более длительным. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс угасания активности психических функций. Вербальная функция интеллекта — функция, которая связана с оперированием словами, с возможностью получения и анализа речевой информации, понимания смысла слов, в периоде от 20 до 35 лет продолжает свое развитие. Невербальная функция интеллекта — функция, связанная с восприятием, оценкой и оперирование образами, достигает оптимума развития в 30—35 лет. В дальнейшем развитие невербального интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Формирование устойчивой положительной эмоциональной связи, установление приносящих взаимное удовлетворение тесных взаимоотношений с другим человеком и достижение эмоционально-когнитивного единства представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений являются главными проблемами в период ранней взрослости, требующими в ранней юности составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Другим важнейшим фактором, составляющим психологическую базу профессионального самоопределения и обеспечивающим готовность старшеклассника ко вступлению в новую жизнь, является наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Можно выделить:потребность в общении и владении способами его построения; теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания (научном, художественном, этическом, правовом), что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах. Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Ею занимались многие специалисты, опыт которых был обобщен Н. С. Пряжниковым. Сам автор предлагает содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, центром которого является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в профессиональной компетентности. По мнению Н. С. Пряжникова, психологическими факторами, составляющими основу профессионального самоопределения, являются: осознание ценности общественно полезного труда; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране; осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации; общая ориентировка в мире профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми); знание о выбираемых целях, о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели (развитая рефлексия, самопознание как важная основа самоопределения) и др. По мнению JI. М. Митиной, основным фактором профессионального самоопределения является активность личности, ее потребность в самореализации, осознание и необходимость изменения собственной личности, преобразование своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде. От того, насколько осознанным окажется процесс профессионального самоопределения, во многом зависит жизненный путь личности в дальнейшем.
003.КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ?
ОТВЕТ. Мышление. Дифференциация учебных дисциплин, необходимость овладения научными понятиями различных наук и их специфической системой знаков способствует развитию теоретического мышления. В разговорах со сверстниками все чаще затрагиваются нравственные, политические и другие темы. Продолжается в юношеском возрасте развитие абстрактно- логического мышления, представляющего собой вид мыслительного процесса, в котором используются определенные понятия. Развитие данного вида мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Юношей начинают интересовать вопросы устройства мироздания.
И. С. Кон отмечает, что в юношеском возрасте начинают наиболее отчетливо проявляться особенности мышления, связанные с половыми различиями. Склонность к абстрактному мышлению больше свойственна юношам, девушки лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные. У девушек художественно- гуманитарные интересы превалируют над естественно-научными.У старших школьников происходит активное развитие креативного (творческого) мышления. Юноша создает проблемные ситуации, видит новое в известном, оригинально ставит вопросы и решает задачи. Память и внимание. Продолжается интеллектуализация познавательных процессов. Восприятие, память, воображение и другие психические процессы все больше приобретают черты произвольности. Более продуктивной становится произвольная память. Юноши могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять. Внимание становится более управляемым. Возникают особенности познания, т. е. когда любое явление может быть рассмотрено с разных сторон. Особенностью юношеского возраста является сочетание широты интеллектуальных интересов с разбросанностью, отсутствием системы и метода, а также адекватной оценки своих возможностей. Становление индивидуального стиля деятельности. Для юношеского возраста характерно становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Причиной этому служит раз витие специальных способностей и растущая дифференциация направленности интересов, причем процесс дифференциации умственных способностей у мальчиков начинается раньше и выражен ярче, чем у девочек.
004.КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ?
ОТВЕТ. В юношеском возрасте закладываются основы эмоциональной жизни. Юность — возраст эмоциональной сенситивности, в этот период интенсивно реализуются все те эмоциональные возможности, потенции, которые присущи натуре человека, определены типом его темперамента. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, более совершенным владением выражения своих чувств и настроений. Наблюдается повышение самоконтроля и саморегуляции, юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. И хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей намного выше, чем у подростков, они чаще всего жалуются на некоторую неустойчивость, подверженность внешним влияниям. Для юности характерно переживание не только предметных чувств (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и формируются чувства обобщенные: появляется чувство прекрасного, трагического, чувство юмора и т. д. Особенность этих чувств заключается в том, что они выражают общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.
005.ЧТО ХАРАКТЕРИЗУЕТ НОВУЮ СТРУКТУРУ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСТВЕ?
ОТВЕТ. В юности происходит бурное развитие личности, проявлением которого являются формирующееся мировоззрение, обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиций декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей, и открытие «я», переживаемое в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости. Личность охватывает то единство поведения, которое характеризуется признаком овладения внутренним миром. Юноша должен быть не только носителем своих способностей, не просто актуализировать их, но и стать их субъектом. Он должен обнаружить свою недостаточность и ограниченность и преодолеть их, восполнить их сам. Переход к взрослой жизни содержит в себе внутренние противоречия, связанные с особенностями развития личности. С одной стороны, молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь в обществе, приобретает статус взрослого человека. Но с другой — опыта «взрослой» жизни у него еще нет, молодому человеку еще только предстоит его приобрести. Различные «взрослые» роли усваиваются им не сразу и не одновременно. Молодой человек старается всячески подчеркнуть свою самостоятельность в выборе и принятии решений, однако сам этот выбор нередко осуществляет импульсивно, под влиянием обстоятельств. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы. Именно жизненные планы Л. С. Выготский рассматривал как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Оптимальные варианты личностного развития предполагают относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего «я» в сочетании с продуктивным поступательным изменением, которое является не просто движением во времени жизни, а подъемом к новым качествам. При этом признаком развития становится разрешение неких ценностно-смысловых противоречий. В тех случаях, когда процесс взросления протекает в кризисных формах, динамика «я» принимает другие формы. Юноши и девушки могут переживать переход от прошлого к настоящему как изменение к худшему, личностный регресс. Прошлое воспринимается как «золотой» период, где осталось все лучшее, что действительно отвечает главнейшим ценностям личности, но что в настоящий момент по каким-то причинам оказалось утраченным. У других, напротив, настоящее и прошлое тесно спаяны, образуют общий полюс, а другой такой же полюс составляют столь же тесно спаянные идеальное и будущее «я». Человек неудовлетворен собой, считает себя инфальтильным, надеется стать другим, но как и почему это произойдет, сказать не может. Наконец, встречается и такой вариант, когда все три временных измерения «я» изолированы друг от друга: настоящее невыводимо из прошлого, а будущее не есть продолжение настоящего. Здесь исповедуется такая концепция собственного развития: детство — это детство, будущее — нечто совсем противоположное, а принадлежащая мне юность — третий мир, особый, не сопоставимый ни с чем. Особое значение для развития юноши имеют изменения в области чувств. Характерной чертой психологии юношеского воз Иногда нарочито крайние взгляды высказываются лишь для того, чтобы подкрепить претензию на оригинальность. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение со взрослыми, называются такие, как выбор будущей профессии, учебные дела, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали, разговоры о себе и своем прошлом, настоящем, будущем, климат в семье и др., иначе говоря, различные аспекты жизненного самоопределения. Более сложными и дифференцированными становятся в старшем школьном возрасте отношения с преподавателями. Старшеклассник не видит в преподавателе подобие или воплощение отца и матери, как обычно происходит в более младших классах. Учительская власть уже невелика. На первый план во взаимоотношениях учителя и юноши выходят индивидуальные человеческие качества преподавателя (способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность). В учителе юноши и девушки хотят увидеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность преподавателя, уровень знания и качества преподавания. При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.
006. КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ КРИЗИС ЮНОСТИ.
ОТВЕТ. На пороге самостоятельной жизни человек делает свой выбор — кем быть и каким быть: он психологически готов вступить в самостоятельную жизнь. С окончанием школы происходит «встреча» идеальных жизненных планов и социальной реальности. Юноши и девушки отстаивают, утверждают свой выбор. С окончанием школы юноши и девушки делают шаг к отделению от семьи — они вступают в самостоятельную жизнь в обществе. В отличие от дошкольников, перед ними открываются, как правило, две возможности: продолжить образование или пойти работать. Образование, которое продолжается на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, даже учеба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. Молодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, обзаводятся собственными семьями. Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало собственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бесконфликтно. С поступлением в начальные, средние и высшие профессиональные учреждения, с началом трудовой деятельности начинается новая эпоха в жизни человека. Феноменология кризиса юности имеет свои особенности у юношей и девушек, ориентированных на продолжение образования и выбравших для себя самостоятельную трудовую деятельность. Для описания феноменологии кризиса юности необходимо указать исходные условия его развития. При выходе в самостоятельную жизнь перед молодыми людьми открывается широкое пространство приложения сил и способностей. Субъективно — весь мир перед ними, и они войдут в него тем путем, который каждый наметил для себя. В своем выборе юноши и девушки выстроили перспективу своей жизни. Выход в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов. Наиболее очевидное проявление кризиса юности, перехода к самостоятельной жизни встречается у юношей и девушек, не поступивших в вузы или колледжи. Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла непоправимая катастрофа: все их жизненные планы рухнули, поставленные цели недостижимы. Крушение надежд переживается очень тяжело — необходимо снова начинать работу по самоопределению. Часть юношей и девушек настаивают на своем выборе и откладывают поступление в вузы на следующий год. Другие выбирают учебные заведения, где меньше конкурс, меняют свой первоначальный выбор. Однако этот путь таит в себе опасность последующего разочарования. Свои опасности и трудности подстерегают юношей и девушек, поступивших в учебные заведения и подтвердивших тем самым свои жизненные планы. Достижение первоначальной цели приносит удовлетворение. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с учебой, другой разочаровывается в специальности, третий сомневается в правильности выбора вуза.
007. КАКОВЫ ЗАДАЧИ ВЗРОСЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК.
ОТВЕТ. Задачи взросления определяют общую характеристику возраста и социальную ситуацию развития. Они заключаются в следующем. К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального и личностного самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношении со сверстниками нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. В этот период формируется нравственное сознание, вырабатываются ценностные ориентации и идеалы, устойчивое мировоззрение, гражданские качества личности. Одна из достигнутых задач — новый уровень развития самосознания: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремление к самопознанию.
Тема№16
«Ранняя взрослость»
001.КАКОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ?
ОТВЕТ. Ранняя взрослость охватывает период жизни человека от 20 до 40 лет. Структура психофизиологического развития взрослых сочетает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. К 25 годам отмечается сенсорный оптимум — зрительная, слуховая, кинестетическая чувствительность достигают своего максимального развития. Показатель объема поля зрения приобретает свое максимальное значение в 20—29 лет.
Возрастная изменчивость чувствительности зависит от профессиональной деятельности человека. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 19 до 33 лет, а после 34 лет начинают постепенно снижаться. Устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. В 18—30 лет отмечают наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти, а период снижения — в возрасте 33—34 лет. Долговременная вербальная память наибольшим постоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития от 36 до 40 лет. В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям.
Возрастные изменения памяти менее заметны, если заучивание и постоянная упражняемость памяти являются одним из компонентов трудовой деятельности человека. В период ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Одной из основных характеристик взрослых людей периода от 20 до 40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.
На протяжении от 20 до 40 лет наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления: практическое мышление имеет самые высокие показатели развития в возрасте 31—32 и 34—35 лет; оптимумы в развитии теоретического мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25 и 32 лет; оптимумы в развитии образного мышления приходятся на возраст 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет. К 30 годам значительно возрастают возможности речемысли- тельной деятельности человека, когда характерным является использование в речи сложносоставных предложений. Развитие интеллекта определяется двумя факторами: внутренним и внешним. Внутренним фактором является одаренность, у более одаренных людей интеллектуальный процесс является более длительным. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс угасания активности психических функций.
Вербальная функция интеллекта — функция, которая связана с оперированием словами, с возможностью получения и анализа речевой информации, понимания смысла слов, в периоде от 20 до 35 лет продолжает свое развитие. Невербальная функция интеллекта — функция, связанная с восприятием, оценкой и оперирование образами, достигает оптимума развития в 30—35 лет. В дальнейшем развитие невербального интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Формирование устойчивой положительной эмоциональной связи, установление приносящих взаимное удовлетворение тесных взаимоотношений с другим человеком и достижение эмоционально-когнитивного единства представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений являются главными проблемами в период ранней взрослости, требующими своего разрешения. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций, среди которых — эмоции родительских отношений.
002. КАКОВА СПЕЦИФИКА «Я-КОНЦЕПЦИИ» В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ?
ОТВЕТ. «Я-концепция» взрослого продолжает развиваться под воздействием внешних и внутренних стимулов. У взрослого человека этот процесс развития «я-концепции» контролируется принятыми личностью социальными понятиями и ценностями. В соответствии с представлениями, устремлениями, критериями оценки определенных социальных групп, к которым относится личность, у нее возникают различные представления относительно личной направленности и способов самоактуализации. Смысл самоактуализации заключается в стремлении личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Актуальный жизненный опыт взрослого человека меняет «я-концеп- цию», преобразуя ее в связи с новым возрастно-психологиче- ским контекстом. Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении различных социальных ролей. Соответственно более актуальными становятся частные «я-концепции», определяемые содержанием роли: супруга, сексуального партнера, родителя, профессионала и т. д. В период ранней взрослости все более дифференцированной становится самооценка личности. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества (например, интеллектуальный уровень), и очень низко другие — уровень межличностных взаимодействий. Предполагается, что это связано с тем, что с возрастом единая «я-концепция» распадается на ряд независимых друг от друга «я-концепций». В период ранней взрослости все отчетливее вырисовываются тендерные особенности «я-концепции» — особенности, связанные с признаками половой принадлежности. Согласно Т. В. Андреевой: у мужчин:
«я-концепция» отличается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве; «я-образ» мужчин осознает себя преимущественно в сферах: работа, любовь, познание; у женщин: «я-концепция» наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации содержит и специфические «женские» модели «я-образа», связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью; «я-концепция» женщин более индивидуализирована, тогда как мужская — более социализирована. Это выражается в том, что женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретным человеком.
003. КАК ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
ОТВЕТ. Ф. Парсонс установил, что каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств личности, поэтому успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью зависит от степени соответствия его индивидуальных качеств требованиям профессии. Выбирая профессию, следует учитывать, что процесс профессионального самоопределения можно рассматривать под разными углами зрения:как серию задач, которые общество ставит перед личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, с помощью которого человек формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда — с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.