Причины пассивности работника
Состояние трудовой мотивации сегодня характеризуется следующими признаками:
~ общей трудовой пассивностью;
~ низкой значимостью общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста;
~ определением социального статуса личности;
~ желанием иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей.
Низкая отдача работника бывает вызвана следующими причинами:
— чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;
— отсутствие психологической и организационной поддержки;
— недостаток необходимой информации;
— недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;
— незнание работником результатов своего труда;
— неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;
— некорректность оценки работника руководителем. Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности.
Процесс потери интереса к труду можно рассмотреть как состоящий из шести стадий.
Стадия 1. Растерянность
Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится, связано ли это с ним самим, с начальником, с работой. Усилия работника пока не сказываются на производительности. Он легко контактирует с сослуживцами, а иногда даже пытается справиться с трудностями за счет более интенсивной работы, что в свою очередь может только усилить стресс.
Стадия 2. Раздражение
Разноречивые указания руководителя, неопределенность ситуации постепенно вызывают раздражение работника, связанное с ощущением собственного бессилия. Поведение приобретает демонстративные черты, подчеркивается недовольство в сочетании с повышенной производительностью. Работник преследует две цели: зарекомендовать себя с лучшей стороны и на этом фоне подчеркнуть бездеятельность руководства.
Стадия 3. Подсознательные надежды
Работник винит начальника и надеется на его промах, начинает его избегать, пытается утаивать служебную информацию, необходимую для решения задач подразделения. Качество его труда и производительность остаются в норме.
Стадия 4. Разочарование
На этой стадии восстановить подорванный интерес к работе гораздо труднее. Производительность труда снижается до минимально допустимой. Его поведение напоминает маленького ребенка, он полагает, что, если будет «вести себя плохо», начальник обратит на него внимание. В этот период страдают такие чувства работника, как уверенность в уважении со стороны подчиненных, сознание своего авторитета, привычка к хорошему отношению со стороны других сотрудников.
Стадия 5. Потеря готовности к сотрудничеству
Работник подчеркивает границы своих обязанностей, сужая их до минимума. Некоторые начинают вызывающе пренебрегать работой, а то и вымещать дурное расположение духа на коллегах, находя удовлетворение в унижении других. Суть этой стадии — не борьба за сохранение интереса к работе, а попытка сохранить самоуважение.
Стадия 6. Заключительная
Окончательно разочаровавшись в своей работе, сотрудник перейдет на другое место либо будет относиться к работе как к каторге. Один такой работник может сыграть в группе роль катализатора, привести к выплескиванию наружу скрытого чувства недовольства всего коллектива.
Нужды и потребности
Критерием в распределительных отношениях различного рода благ (выгод) выступают статусные различия (должность, квалификационные разряды, звания и т. п.), стаж работы, принадлежность к определенной социальной группе (инвалид, ветеран, участник войны и др.).
Мотивы труда различаются:
♦ по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности:
♦ по благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих нужд;
♦ по уровню цены, которую работник готов заплатить за получение необходимых благ.
Элементами системы мотивов к труду являются: содержательность труда, его общественной полезность; статусные мотивы, общественное признание трудовой деятельности; получение материальных благ и ориентированные на определенную интенсивность работы.
Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду.
Этапы мотивации как процесса:
Первый - возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.
Второй - осуществляется поиск путей удовлетворения потребностей.
Третий - - определение целей (направлений) действия, т. е. выясняется, что именно и какими средствами можно сделать, чтобы удовлетворить потребность.
Четвертый - реализация действия, т. е. затрата усилия для осуществления действия, позволяющего удовлетворить потребность.
Пятый - получение вознаграждения за реализацию действий. Выполнив определенную работу, человек получает то, что поможет удовлетворить его потребность.
Шестой - удовлетворение потребности.
При этом человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности или продолжает искать новые возможности.