Использование компьютерных тренажеров в практике профессионального обучения
Не так давно в московском метрополитене появился тренажер для диспетчеров. Тренажерный кабинет, где диспетчеры смогут обучаться, проходить курсы повышения квалификации и тренинг на случай чрезвычайных ситуаций, оснащен современной техникой.
Тренажер работает в режиме реального времени и имитирует движение поездов на Замоскворецкой линии. Эта линия – самая напряженная, она обслуживает 18% всех пассажиров московского метро. Тренажер выглядит как огромный экран, испещренный зелеными, черными и белыми линиями, которые обозначают пути и движущиеся составы. «Тренер» задает диспетчеру критическую ситуацию (сбой в движении поездов, в работе светофоров и т.д.), а тот, в свою очередь, должен найти выход.
Работа у диспетчеров очень сложная и нервная, трудовой день составляет 12 часов, и все это время необходимо напряженно следить за движением поездов – ведь сбои в движении поездов могут возникнуть в любой момент. Поэтому, по мнению главного диспетчера метрополитена Ольги Мартыновой, такие тренажеры пойдут на пользу не только новичкам, но и кадровым работникам.
В ближайшее время крупнейшие авиационные учебные центры России должны будут обзавестись новым тренажером для подготовки вертолетчиков. Эти тренажеры очень точно имитируют реальные ситуации, с которыми вертолетчикам приходится сталкиваться в полете. Тренажер представляет собой копию кабины самого массового на сегодняшний день вертолета «Ми-ВМТВ». Создать ощущение реальности полета позволяет компьютерная визуализация всего «происходящего» вокруг «вертолета»: вместо окон в учебной кабине установлен экран с панорамой 180 градусов. За счет сокращения числа учебных полетов тренажер позволяет снизить затраты на обучение и поддержание квалификации пилотов на 30-40 процентов.
В настоящее время для обучения пилотов используются тренажеры 30-летней давности. Громоздкость и отсутствие визуализации – не единственные их недостатки. Дело в том, что старые тренажеры имитируют кабину снятого с производства и практически не используемого сегодня вертолета «Ми-6», поэтому пилоты, планирующие летать на современных машинах, едва ли смогут получить на них хорошую подготовку. Новый тренажер пока существует в единственном экземпляре в учебном центре, изготовившей его санкт-петербургской авиаремонтной компании.
У нас в стране сейчас начали использоваться сложные компьютерные тренажеры для обучения летчиков тому, как приземляться в крупных международных аэропортах при любых погодных условиях
Постоянное усложнение компьютерных технологий, доступность Интернета, возможность удаленной коммуникации между преподавателем и студентами придало новый смысл понятию компьютерного обучения. Дистанционное образование, являющееся новой формой заочного образования, дает возможность преподавателям ведущих российских и зарубежных учебных заведений читать лекции для студентов, которые находятся за сотни и тысячи километров от них, что позволит охватить дистанционным образованием те регионы России, где сказывается нехватка высших учебных заведений и преподавательских кадров.
Все большее развитие получает онлайновое обучение, когда студенты и преподаватель, находясь далеко друг от друга, получают возможность взаимодействовать (проводить консультации, сдавать зачеты и т.п.) в режиме реального времени, связываясь друг с другом при помощи компьютера. Это революционный подход к образованию, но он может быть эффективно реализован только в регионах с хорошей телекоммуникационной инфраструктурой.
Ведущие образовательные учреждения, работающие в системе бизнес-образования, начинают все шире использовать возможности современных компьютерных технологий. Так, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, академик А. Аганбегян говорит: "Мы сейчас делаем ставку на дистанционное обучение. Считаем это нашим будущим".
Групповые обсуждения
В известном смысла групповые дискуссии являются скорее дидактическим приемом, чем методом обучения. Этот прием широко используется в других формах обучения (семинары, разбор практических ситуаций, деловые и ролевые игры и пр.). Выделение групповых обсуждений в качестве метода преследует цель его более внимательного разбора и анализа.
Групповые дискуссии по заданной тематике проводятся в небольших группах обучающихся (от 4 до 7 человек). Групповые обсуждения очень широко используются в практике бизес-образования как за рубежом, так и у нас в стране. Например, в Гарвардской школе бизнеса, являющимся одним из признанных лидеров в сфере бизнес-образования, групповые дискуссии среди слушателей являются основным методом обучения.
Групповые обсуждения позволяют максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению ими изучаемого материала. Это обусловлено тем, что здесь не преподаватель рассказывает слушателям о том, как должно быть, что является правильным, а сами слушатели вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, по схеме, предложенной преподавателем. Например, слушателям дается описание конфликтной ситуации при взаимодействии руководителя подчиненного и группе предлагается найти ошибки, допущенные руководителем, либо указать качества, отличающие успешного руководителя, либо важнейшие рычаги воздействия на подчиненных, имеющиеся у руководителя, и т.п. На обсуждение вопросов, предложенных для обсуждения, преподаватель выделяет определенное время (обычно от 5 до 20 минут), в течение которого группа должна подготовить развернутый ответ.
Чтобы стимулировать групповую работу преподаватель может задавать определенные рамки (например, указать не менее 10 ошибок), вводить правила группового обсуждения (например, высказываться всем без исключения по очереди), предлагать определенный алгоритм выработки общего мнения (примеру, сначала каждый индивидуально готовит в письменном виде свой вариант решения поставленной проблемы, а затем эти решения обсуждаются в группе и вырабатывается общее решение).
Можно назначить лидера, который возьмет на себя руководство ходом группового обсуждения и представления выработанных предложений. Однако если этого не делать, то это вовсе не значит, что обсуждение будет идти неуправляемо. Опыт показывает, что в группе, почти всегда находится человек, готовый взять на себя ответственность за результаты группового обсуждения. В том случае, если в группе оказывается два или несколько лидеров, они начинают осуществлять руководство ходом дискуссии за счет некоторого разделения обязанностей (либо по очереди выступают в роли лидера, либо один руководит обсуждением, а другой докладывает результаты).
Если в группе несколько лидеров, то борьба за лидерство или личные качества отдельных слушателей (стремление победить любой ценой, неспособность принять чужие мнения, оценки и др.) могут спровоцировать конфликт между ними. В таких случаях необходимо вмешательство преподавателя, так как конфликтные отношения в группе резко снижают эффективность групповой работы. Иногда здесь полезным оказывается назначение лидеров обсуждения по очереди. Преподаватель может использовать принцип очередности, когда при обсуждения разных вопросов роль лидера, в задачи которого входит руководство процессом обсуждения, отслеживание установленных правил ведения обсуждения (высказываться по очереди, не перебивать и т.п.) и представление решений или предложений, выработанных группой, будут исполнять разные люди.
Чтобы обсуждение было успешным, участники должны придерживаться определенных правил. Эти правила обычно устанавливаются преподавателем.
Рекомендации для участников групповых дискуссий