Развитие малой группы и ее структура
Возникновение и образование малых групп может сильно различаться от типа группы. Образование формальных групп происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в данной группе. В этом случае правильнее говорить о включении индивидов в существующую или формирующуюся группу. Вхождение индивида в ту или иную формальную группу диктуется потребностями, не связанными напрямую с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми.
Образование неформальных групп, напротив, происходит чаще всего на основе потребностей индивидов в общении. Поэтому в образовании неформальных групп большую роль играют эмоциональная привлекательность и психологическая совместимость людей. При этом основными механизмами, способствующими объединению людей в неформальные группы, являются идентификация, эм-патия, рефлексия и аттракция в процессе общения (см. гл. 3.1 настоящей книги).
Результаты исследований показывают (Поздняков, 1992), что отмеченные особенности формирования формальных и неформальных групп могут существенно влиять на специфику складывающихся взаимоотношений в малых группах. Так, в условиях изменения формы собственности на предприятиях эти взаимоотношения силь-
184 Раздел IV. Психология социальных сооби
Психология малых групп: основные понятия, ... 185
но зависели от того, формировались ли эти груп1Ы добровольно ( учетом желания работников работать вместе) ил^ по формальном признаку. В первом случае совместная деятельность сопровождалас усилением групповой сплоченности, во втором — усилением дезин-тегративных тенденций вплоть до распада группы
После образования группы как формальной, так и неформальной, наступает процесс развития малой группы. 1$ современной социальной психологии этот процесс понимается к^к процесс закономерной смены этапов с различными доминируюи1ИМИ тенденциями во внутригрупповых отношениях (объединения или интеграции и разъединения или дифференциации). В отечествгннои социальной психологии изучению процессов развития малых групп, начиная с А. С. Макаренко, уделялось большое внимание (д в. Петровский Л. И. Уманский, Р. Л. Кричевский, Р. Л. Дубовская и др д
Так, Л. И. Уманский (1980) указал на стадиг, развития группы по степени интегрированности в деловой и эмоц140нальной сферах Отличительными признаками развития группы являются:
• направленность (содержание групповых Целей мотивов и ценностей);
• организованность (подготовленность к выполнению совместной деятельности);
• коммуникативность (интеллектуальная, вс)левая и эмоциональная);
• стрессоустойчивость.
Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, референтность, психологический климаТ) формы лидерства, внутри- и межгрупповая активность. Стадии развития группы условно можно фиксировать как положение точьси на континууме. Высшей точкой этого континуума является кол/1ектиВ) характеризующийся единством направленности, организованности и коммуникативности, а'низшей — группа-конгломерат (ТОлько что сформированная группа людей, у которой отсутствую^ все эти признаки). На этом континууме Л. И. Уманский предлагает выделять следующие этапы развития группы:
• номинальная группа (формальное объединение людей для решения поставленных социальных задач);
• группа-ассоциация (начало межличностног0 объединения на основе эмоциональных отношений);
• группа-кооперация (высокий уровень единс:тва в дел0вых отношениях);
• группа-автономия (высокий уровень единства как в деловых, так и в эмоциональных отношениях);
• группа-корпорация (изоляция и концентрация активности ее членов только на узкогрупповых целях).
Особенностью коллектива как высшего уровня развития группы является его интеграция с другими группами на основе направленности на более общие и широкие социально значимые цели. Динамика развития коллектива — это сложный процесс, содержащий как периоды быстрого продвижения по соответствующим этапам, так и периоды длительного пребывания на одном уровне и даже его снижение. При этом отношения в группе могут характеризоваться антипатией, конфликтностью и агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.
В концепции коллектива, разработанной А. В. Петровским, развитие группы оценивается по двум критериям: степени опосредованное™ межличностных отношений содержанием совместной деятельности и степени ее социальной значимости. По первому критерию развитие группы определяется на континууме от диффузной группы (случайное объединение людей, не связанных совместной деятельностью) до высоко организованных групп, межличностные отношения в которых подчинены целям совместной деятельности и опосредованы ею. По второму критерию выделяются группы с положительной и отрицательной направленностью. Развитие группы характеризуется изменением ее свойств по обоим параметрам. При этом возможна регрессия отношений (изменение социальной направленности с положительной на отрицательную или узкогрупповую). На основе изменения свойств группы по этим параметрам возможна соответствующая классификация реально существующих групп.
В западной социальной психологии также предложены разные модели развития группы. Так, Б. Такмен (цит. по Кричевскому, Ду-бовской, 1991) предложил модель развития группы на основе разграничения двух сфер групповой активности — деловой и межличностной. В сфере деловой активности выделяются следующие этапы:
1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения;
2) эмоциональные реакции и противодействие требованиям, предъявляемым членам группы в связи с решением задачи;
3) открытый обмен информацией для достижения взаимопонимания и поиска способов решения задачи;
4) принятие решения и совместные действия по его*реализации.
186 Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология малых групп: основные понятия, ... 187
В сфере межличностной активности выделяются:
1) взаимная ориентировка членов группы на действия друг друга и выработка взаимоприемлемого поведения;
2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия;
3) преодоление разногласий и конфликтов и развитие групповой сплоченности;
4) возникновение функционально-ролевой согласованности; соответствующей содержанию групповой задачи.
В обеих сферах изменения протекают взаимосвязанно, а возникающие конфликты рассматриваются как механизмы группового развития.
Процессы взаимодействия и развития малых групп приводят к различным типам исходов: к формированию групповых структур. Во-первых, члены группы становятся лично знакомы и известны друг другу. Развиваются чувства симпатии и антипатии и формируется более или менее стабильная структура социоэмоциональных отношений и предпочтений. Во-вторых, благодаря групповой композиции члены группы распределяются по позициям большего или меньшего доминирования и по степени вклада в реализацию и выполнение групповых задач и целей. Если ко времени формирования групповой композиции структура влияния, лидерства или структура социальной власти не сформировалась, то часто группа проходит период борьбы за власть. В ряде случаев члены группы «отбирают» друг у друга формальные роли и зачастую формальные роли подкрепляются неформальными, такими, как «болтун», «помощник», «молчун», «насмешник» и другие. В-третьих, в целевых группах наиболее значимым результатом, по определению, является выполнение задачи, достижение групповой цели. Это может быть оценено на основе нескольких качественных или количественных критериев. И, наконец, в-четвертых, формирование групповых структур и достижение групповых целей связано с удовлетворением — неудовлетворением личных потребностей и потребностей, связанных с выполнением задач членов группы, которые, в свою очередь, связаны в большей или меньшей мере со сплоченностью группы.
Под структурой малой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, экономических,
управленческих), и структуру связей, обусловленных общением и психологическими отношениями (структуру эмоциональных отношений, коммуникативную, ролевую и неформально-статусную структуры).
Вслед за Э. Мэйо при исследовании.формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы — это совокупность устойчивых связей и отношений между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов), обеспечивающими группе целостность и самотождественность. Основным элементом формальной структуры являются прежде всего производственные отношения. В определенных границах формальная структура группы остается неизменной, несмотря на то, что ее элементы меняют свои свойства, исчезают и появляются вновь (упразднение должностей, текучесть кадров и т. д.). Неформальная (или неофициальная) структура — это реально складывающиеся в группе или организации устойчивые связи, взаимоотношения, структура.общения и взаимного влияния. Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии — количественного измерения эмоциональных отношений в малых группах (симпатии, неприязни, безразличия), предложенный Дж. Морено. Как вид специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социо-граммы, социометрические индексы) социометрия была разработана в исследованиях по разрешению конфликтов в малых группах. Она получила большое распространение и применение среди социальных психологов и социологов во многих странах. Современные социально-психологические исследования малых групп и коллективов почти всегда включают социометрию в качестве основного или дополнительного метода изучения групп.
В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее типичным является выделение социометрической (неформально-статусной), коммуникативной и ролевой структур, а также структуры власти и влияния. Социометрическая структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, межличностной привлекательности — отталкивания, популярности и непопулярно-
188 Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология малых групп: основные понятия, ... 189
сти. Основными характеристиками социометрической структуры малой группы, выявляемыми при помощи социометрии, являются:
• социометрический статус членов группы, т. е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений;
• характеристики взаимных предпочтений и отклонений;
• наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними;
• относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы).
Графическое отображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется социограммой, пример которой представлен на рис. 4.1.
/\ Мужчины (^) Женщины
---------- *■ Односторонние выборы
•* *■ Взаимные выборы
--------- *■ Односторонние ртвержения
^-------- >. Взаимные отвержения .
Рис. 4.1. Социограмма, отражающая взаимоотношения в группе из 11 человек
Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются:
• положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации);
• частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;
• тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).
Примеры типов коммуникативных структур приведены на рис. 4.2.
В группах с централизованными коммуникативными структурами прием и передача информации осуществляются через одного индивида, занимающего центральную позицию. Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами участие индивидов в коммуникационном процессе распределено более равномерно. Такие группы успешнее решают сложные и творческие задачи, в них выше удовлетворенность индивидов членством в группе.
А. Централизованные
а) фронтальная б) радиальная в) иерархическая
Б. Децентрализованные
ооооо
г) цепная д) круговая е) полная
Рис. 4.2. Типы коммуникативных структур в малых группах и коллективах
190 Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология малых групп: основные понятия, ... 191
Так, в ряде экспериментальных исследований (Фашо, Московией, Бейвелие, Ливитт и др.) было показано, что централизованные коммуникативные сети способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные — более высокой удовлетворенности членов группы. Было выявлено, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих усилий, — децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.
Ролевая структура малой группы — это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т. е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. С этой точки зрения при анализе группового решения задач часто выделяются различные типы лидеров: «генератор идей», «эксперт», «критик», «организатор», «мотиватор» и другие. В целом при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Одна из возможных классификаций подобных ролей приведена в табл. 4.1 (адаптировано из книги К. Рудестам. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 1997). Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются членами группы в групповом взаимодействии.
Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризующая направленность и интенсивность и# взаимного влияния в групповых взаимодействиях. Власть является необходимым элементом жизнедеятельности любой социальной системы (и малой группы в том числе). Ее содержанием является подчинение воле носителей власти всех субъектов данной системы. Основными слагаемыми структуры социальной власти выступают роли носителей власти и подчиненных. Позиции каждого из этих слагаемых в ролевой структуре власти противоположны и неравнозначны. Роли властвующих выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных. Роли подчиненных по линии субординации зависят от ролей властвующих и по своему содержанию сводятся к-актам повиновения воле, декретируемой сверху. Носителями тех или иных ролей во властных отношениях могут быть отдельные индивиды или коллективы. Существуют различные способы реализации властных ролей — физи-
Таблица 4.1. Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки
Решение задач | 1 Оказание поддержки |
Инициатор | Вдохновитель |
Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач | Поддерживает начинания других, проявляет понима-ние чужих идей и мнений |
Разработчик | Гармонизатор |
; Детально прорабатывает идеи и предложения, ; выдвинутые другими членами группы | Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и, таким образом, сохраняет в группе гармонию |
Координатор | Примиритель |
\ Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов ' группы | Поступается в чем-то своим мнением и соглашается \ с мнениями других, поддерживая, таким образом, групповую гармонию |
Контролер | Диспетчер |
! Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса | Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения |
Оценщик | Нормировщик |
Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи | Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов |
Погонщик | Ведомый |
Стимулирует группу и побуждает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше сделанного | Пассивно следит за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений |
ческое и психическое принуждение, приемы убеждения и поощрения (материального или нематериального), использование авторитета (престижа самой роли властвующих, ее символики, конкретных носителей власти) и т. д. Эти методы и приемы на практике применяются все вместе, хотя, смотря по обстоятельствам, может превалировать один из них. Властные отношения — это всегда отношения двухсторонние. Это предполагает, с одной стороны, изъявление воли носителя власти, с другой — непременное повиновение подчиненных этой воле. Следовательно, властные отношения и власть как таковая наличествуют в действительности только тогда, когда «сомкнуты» обе стороны этого отношения (Мамут, 1995). Поэтому в специальной литературе в зависимости от способа осуществления
192 Раздел IV. Психология социальных сообществ
Психология малых групп: основные понятия, ... 193
влияния выделяют различные виды социальной власти: легитимной (законной), экспертной, референтной, вознаграждения, принуждения и др. Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния, если речь идет о формальной организованной группе, и неофициального (неформального), в основе которого лежит феномен лидерства.