Развитие малой группы и ее структура

Возникновение и образование малых групп может сильно разли­чаться от типа группы. Образование формальных групп происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями лю­дей объединиться именно в данной группе. В этом случае правиль­нее говорить о включении индивидов в существующую или форми­рующуюся группу. Вхождение индивида в ту или иную формальную группу диктуется потребностями, не связанными напрямую с по­требностью в общении и объединении именно с данными людьми.

Образование неформальных групп, напротив, происходит чаще всего на основе потребностей индивидов в общении. Поэтому в об­разовании неформальных групп большую роль играют эмоциональ­ная привлекательность и психологическая совместимость людей. При этом основными механизмами, способствующими объедине­нию людей в неформальные группы, являются идентификация, эм-патия, рефлексия и аттракция в процессе общения (см. гл. 3.1 на­стоящей книги).

Результаты исследований показывают (Поздняков, 1992), что отмеченные особенности формирования формальных и неформаль­ных групп могут существенно влиять на специфику складывающих­ся взаимоотношений в малых группах. Так, в условиях изменения формы собственности на предприятиях эти взаимоотношения силь-

184 Раздел IV. Психология социальных сооби

Психология малых групп: основные понятия, ... 185



Развитие малой группы и ее структура - student2.ru Развитие малой группы и ее структура - student2.ru но зависели от того, формировались ли эти груп добровольно ( учетом желания работников работать вместе) ил^ по формальном признаку. В первом случае совместная деятельность сопровождалас усилением групповой сплоченности, во втором — усилением дезин-тегративных тенденций вплоть до распада группы

После образования группы как формальной, так и неформаль­ной, наступает процесс развития малой группы. 1$ современной со­циальной психологии этот процесс понимается к^к процесс законо­мерной смены этапов с различными доминируюи1ИМИ тенденциями во внутригрупповых отношениях (объединения или интеграции и разъединения или дифференциации). В отечествгннои социальной психологии изучению процессов развития малых групп, начиная с А. С. Макаренко, уделялось большое внимание (д в. Петровский Л. И. Уманский, Р. Л. Кричевский, Р. Л. Дубовская и др д

Так, Л. И. Уманский (1980) указал на стадиг, развития группы по степени интегрированности в деловой и эмоц140нальной сферах Отличительными признаками развития группы являются:

• направленность (содержание групповых Целей мотивов и ценностей);

• организованность (подготовленность к выполнению совмест­ной деятельности);

• коммуникативность (интеллектуальная, вс)левая и эмоцио­нальная);

• стрессоустойчивость.

Целостными характеристиками группы выступают также спло­ченность, референтность, психологический климаТ) формы лидерст­ва, внутри- и межгрупповая активность. Стадии развития группы условно можно фиксировать как положение точьси на континууме. Высшей точкой этого континуума является кол/1ектиВ) характери­зующийся единством направленности, организованности и комму­никативности, а'низшей — группа-конгломерат (ТОлько что сфор­мированная группа людей, у которой отсутствую^ все эти призна­ки). На этом континууме Л. И. Уманский предлагает выделять следующие этапы развития группы:

• номинальная группа (формальное объединение людей для ре­шения поставленных социальных задач);

• группа-ассоциация (начало межличностног0 объединения на основе эмоциональных отношений);

• группа-кооперация (высокий уровень единс:тва в дел0вых от­ношениях);

• группа-автономия (высокий уровень единства как в деловых, так и в эмоциональных отношениях);

• группа-корпорация (изоляция и концентрация активности ее членов только на узкогрупповых целях).

Особенностью коллектива как высшего уровня развития группы является его интеграция с другими группами на основе направлен­ности на более общие и широкие социально значимые цели. Дина­мика развития коллектива — это сложный процесс, содержащий как периоды быстрого продвижения по соответствующим этапам, так и периоды длительного пребывания на одном уровне и даже его сни­жение. При этом отношения в группе могут характеризоваться ан­типатией, конфликтностью и агрессивностью как формами прояв­ления дезинтеграции.

В концепции коллектива, разработанной А. В. Петровским, раз­витие группы оценивается по двум критериям: степени опосредо­ванное™ межличностных отношений содержанием совместной дея­тельности и степени ее социальной значимости. По первому крите­рию развитие группы определяется на континууме от диффузной группы (случайное объединение людей, не связанных совместной деятельностью) до высоко организованных групп, межличностные отношения в которых подчинены целям совместной деятельности и опосредованы ею. По второму критерию выделяются группы с по­ложительной и отрицательной направленностью. Развитие группы характеризуется изменением ее свойств по обоим параметрам. При этом возможна регрессия отношений (изменение социальной на­правленности с положительной на отрицательную или узкогруппо­вую). На основе изменения свойств группы по этим параметрам возможна соответствующая классификация реально существующих групп.

В западной социальной психологии также предложены разные модели развития группы. Так, Б. Такмен (цит. по Кричевскому, Ду-бовской, 1991) предложил модель развития группы на основе разгра­ничения двух сфер групповой активности — деловой и межличност­ной. В сфере деловой активности выделяются следующие этапы:

1) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее ре­шения;

2) эмоциональные реакции и противодействие требованиям, предъявляемым членам группы в связи с решением задачи;

3) открытый обмен информацией для достижения взаимопони­мания и поиска способов решения задачи;

4) принятие решения и совместные действия по его*реализации.

186 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология малых групп: основные понятия, ... 187



В сфере межличностной активности выделяются:

1) взаимная ориентировка членов группы на действия друг друга и выработка взаимоприемлемого поведения;

2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимо­действия;

3) преодоление разногласий и конфликтов и развитие групповой сплоченности;

4) возникновение функционально-ролевой согласованности; со­ответствующей содержанию групповой задачи.

В обеих сферах изменения протекают взаимосвязанно, а возни­кающие конфликты рассматриваются как механизмы группового развития.

Процессы взаимодействия и развития малых групп приводят к различным типам исходов: к формированию групповых структур. Во-первых, члены группы становятся лично знакомы и известны друг другу. Развиваются чувства симпатии и антипатии и формиру­ется более или менее стабильная структура социоэмоциональных отношений и предпочтений. Во-вторых, благодаря групповой ком­позиции члены группы распределяются по позициям большего или меньшего доминирования и по степени вклада в реализацию и вы­полнение групповых задач и целей. Если ко времени формирования групповой композиции структура влияния, лидерства или структура социальной власти не сформировалась, то часто группа проходит период борьбы за власть. В ряде случаев члены группы «отбирают» друг у друга формальные роли и зачастую формальные роли подкре­пляются неформальными, такими, как «болтун», «помощник», «молчун», «насмешник» и другие. В-третьих, в целевых группах наи­более значимым результатом, по определению, является выполне­ние задачи, достижение групповой цели. Это может быть оценено на основе нескольких качественных или количественных критериев. И, наконец, в-четвертых, формирование групповых структур и дос­тижение групповых целей связано с удовлетворением — неудовле­творением личных потребностей и потребностей, связанных с вы­полнением задач членов группы, которые, в свою очередь, связаны в большей или меньшей мере со сплоченностью группы.

Под структурой малой группы понимается совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совмест­ная деятельность и общение, при исследовании малых групп наибо­лее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, экономических,

управленческих), и структуру связей, обусловленных общением и психологическими отношениями (структуру эмоциональных отно­шений, коммуникативную, ролевую и неформально-статусную структуры).

Вслед за Э. Мэйо при исследовании.формальных групп и орга­низаций принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы — это со­вокупность устойчивых связей и отношений между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инст­рукциями, официальной структурой организации, формальным ста­тусом индивидов), обеспечивающими группе целостность и само­тождественность. Основным элементом формальной структуры яв­ляются прежде всего производственные отношения. В определенных границах формальная структура группы остается неизменной, не­смотря на то, что ее элементы меняют свои свойства, исчезают и по­являются вновь (упразднение должностей, текучесть кадров и т. д.). Неформальная (или неофициальная) структура — это реально склады­вающиеся в группе или организации устойчивые связи, взаимоотно­шения, структура.общения и взаимного влияния. Для изучения не­формальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии — количественного измерения эмоциональных отношений в малых группах (симпатии, неприязни, безразличия), предложенный Дж. Морено. Как вид специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социо-граммы, социометрические индексы) социометрия была разработана в исследованиях по разрешению конфликтов в малых группах. Она получила большое распространение и применение среди социаль­ных психологов и социологов во многих странах. Современные со­циально-психологические исследования малых групп и коллективов почти всегда включают социометрию в качестве основного или до­полнительного метода изучения групп.

В социально-психологических исследованиях малых групп наи­более типичным является выделение социометрической (нефор­мально-статусной), коммуникативной и ролевой структур, а также структуры власти и влияния. Социометрическая структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуе­мых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста. В основе этой структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, межличностной привлекательности — отталкивания, популярности и непопулярно-

188 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология малых групп: основные понятия, ... 189



Развитие малой группы и ее структура - student2.ru сти. Основными характеристиками социометрической структуры малой группы, выявляемыми при помощи социометрии, являются:

• социометрический статус членов группы, т. е. положение, ко­торое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений;

• характеристики взаимных предпочтений и отклонений;

• наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними;

• относительное число взаимных предпочтений (так называе­мая социометрическая сплоченность группы).

Графическое отображение структуры межличностных выборов и отвержений в группе называется социограммой, пример которой представлен на рис. 4.1.

Развитие малой группы и ее структура - student2.ru

/\ Мужчины (^) Женщины

---------- *■ Односторонние выборы

•* *■ Взаимные выборы

--------- *■ Односторонние ртвержения

^-------- >. Взаимные отвержения .

Рис. 4.1. Социограмма, отражающая взаимоотношения в группе из 11 человек

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными ха­рактеристиками коммуникативной структуры группы являются:

• положение, которое занимают члены группы в системе ком­муникаций (доступ к получению и передаче информации);

• частота и устойчивость коммуникативных связей в группе;

• тип коммуникативных связей между членами группы (центра­лизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

Примеры типов коммуникативных структур приведены на рис. 4.2.

В группах с централизованными коммуникативными структура­ми прием и передача информации осуществляются через одного ин­дивида, занимающего центральную позицию. Это способствует по­вышению управляемости группы и более быстрому решению про­стых задач. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами участие индивидов в коммуникационном процессе рас­пределено более равномерно. Такие группы успешнее решают слож­ные и творческие задачи, в них выше удовлетворенность индивидов членством в группе.

Развитие малой группы и ее структура - student2.ru
Развитие малой группы и ее структура - student2.ru

А. Централизованные

Развитие малой группы и ее структура - student2.ru

а) фронтальная б) радиальная в) иерархическая

Развитие малой группы и ее структура - student2.ru

Развитие малой группы и ее структура - student2.ru Б. Децентрализованные

ооооо

г) цепная д) круговая е) полная

Рис. 4.2. Типы коммуникативных структур в малых группах и коллективах

190 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология малых групп: основные понятия, ... 191



Развитие малой группы и ее структура - student2.ru Так, в ряде экспериментальных исследований (Фашо, Москови­ей, Бейвелие, Ливитт и др.) было показано, что централизованные коммуникативные сети способствуют более быстрому решению за­дач, а децентрализованные — более высокой удовлетворенности членов группы. Было выявлено, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централи­зованные сети, а для решения сложных задач, требующих творче­ских усилий, — децентрализованные. Наиболее успешными оказа­лись группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.

Ролевая структура малой группы — это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т. е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группово­го процесса. С этой точки зрения при анализе группового решения задач часто выделяются различные типы лидеров: «генератор идей», «эксперт», «критик», «организатор», «мотиватор» и другие. В целом при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием под­держки другим членам группы. Одна из возможных классификаций подобных ролей приведена в табл. 4.1 (адаптировано из книги К. Рудестам. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 1997). Ана­лиз ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются членами группы в групповом взаимодействии.

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это со­вокупность связей между индивидами, характеризующая направлен­ность и интенсивность и# взаимного влияния в групповых взаимо­действиях. Власть является необходимым элементом жизнедеятель­ности любой социальной системы (и малой группы в том числе). Ее содержанием является подчинение воле носителей власти всех субъ­ектов данной системы. Основными слагаемыми структуры социаль­ной власти выступают роли носителей власти и подчиненных. По­зиции каждого из этих слагаемых в ролевой структуре власти проти­воположны и неравнозначны. Роли властвующих выражаются в директивном воздействии на статус и поведение подчиненных. Роли подчиненных по линии субординации зависят от ролей властвую­щих и по своему содержанию сводятся к-актам повиновения воле, декретируемой сверху. Носителями тех или иных ролей во властных отношениях могут быть отдельные индивиды или коллективы. Су­ществуют различные способы реализации властных ролей — физи-

Таблица 4.1. Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки

Решение задач 1 Оказание поддержки
Инициатор Вдохновитель
Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоле­ния трудностей и решения задач Поддерживает начинания других, проявляет понима-ние чужих идей и мнений
Разработчик Гармонизатор
; Детально прорабатывает идеи и предложения, ; выдвинутые другими членами группы Служит посредником в ситуациях, когда между чле­нами группы возникают разногласия, и, таким обра­зом, сохраняет в группе гармонию
Координатор Примиритель
\ Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов ' группы Поступается в чем-то своим мнением и соглашается \ с мнениями других, поддерживая, таким образом, групповую гармонию
Контролер Диспетчер
! Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет откло­нения от намеченного курса Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует про­цессы общения
Оценщик Нормировщик
Критически оценивает работу группы и предло­жения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов
Погонщик Ведомый
Стимулирует группу и побуждает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше сделанного Пассивно следит за группой. Выступает в роли зри­теля и слушателя в групповых дискуссиях и при при­нятии решений

ческое и психическое принуждение, приемы убеждения и поощре­ния (материального или нематериального), использование авторите­та (престижа самой роли властвующих, ее символики, конкретных носителей власти) и т. д. Эти методы и приемы на практике приме­няются все вместе, хотя, смотря по обстоятельствам, может прева­лировать один из них. Властные отношения — это всегда отноше­ния двухсторонние. Это предполагает, с одной стороны, изъявление воли носителя власти, с другой — непременное повиновение подчи­ненных этой воле. Следовательно, властные отношения и власть как таковая наличествуют в действительности только тогда, когда «сомкнуты» обе стороны этого отношения (Мамут, 1995). Поэтому в специальной литературе в зависимости от способа осуществления

192 Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология малых групп: основные понятия, ... 193



влияния выделяют различные виды социальной власти: легитимной (законной), экспертной, референтной, вознаграждения, принужде­ния и др. Основными характеристиками структуры социальной вла­сти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руко­водства группой как официально закрепленного социального влия­ния, если речь идет о формальной организованной группе, и неофициального (неформального), в основе которого лежит фено­мен лидерства.

Наши рекомендации