Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе

Тема 14. Социальная установка

Цель: формирование представлений о социальных установках как механизмах формирования и изменения поведения, их структуре, функциях,

План:

  1. Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе.
  2. Подходы к исследованию социальных установок в других школах отечественной психологии (категории отношение, направленность личности, личностный смысл).
  3. Традиция исследования социальных установок - аттитюдов в западной психологии.
  4. Определение социальной установки, ее структура.
  5. Функции социальных установок в регуляции поведения личности.
  6. Соотношение социальных установок и реального поведения
  7. Изменения социальных установок
  8. Иерархическая теория установок Ядова

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
  2. Андреева Г. М, Богомолова Н. Hi Петровская Л. А. Зарубежная социальная
  3. психология XX столетия. М., 2001.
  4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. M, 2001.
  5. Богомолова И. Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации//Мир психологии. 1999. № 3. С. 46-52.
  6. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. М, 2000.
  7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 163-194.
  8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. М., 1979
  9. Тихомандрицкая О.А. Социальные изменения и изменение социальных установок. /Социальная психология в современном мире. Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М, 2002.
  10. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
  11. Шихирев Д. Ж Современная социальная психология в США М., 10979.
  12. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  1. Понятие социальной установки.

Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне — в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки фор­мируются под воздействием социума, с другой — они влияют на со­циум, определяя отношение к нему людей.

В житейской практике понятие социальной установки используется в значении,, близком понятию отношение (например: Он не пойдет на матч – у него предубеждение против больших сборищ людей. Ей нравятся брюнеты. N - блондин, он не в ее вкусе).

Социальные установки в социальной психологии обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

Если понятие социальной установки разрабатывается в социальной психологии, то в общей психологии существуют давние традиции исследования установки. В общей психологии установка была предметом специального исследования в трудах выдаю­щегося советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и др.), которые разработали об­щепсихологическую теорию установки.

Д. Н. Уз­надзе ввел представление об установке как «целостной моди­фикации субъекта». Установка – это целостное динамические состояние субъекта, состояние готовности к определенной избирательной активности. Установка возникает при «встре­че» двух факторов — потребности и соответствующей ей объективной ситуации удовлетворения по­требностей, что определяет направлен­ность любых проявлений психики и поведения субъекта. Фиксированная установка возникает в случае повторения данного сочетания (потребности и ситуации). Установка в контексте теории Д.Н.Узнадзе касается реализации простейших физиологических потребностей человека. В данной теории установка трактуется как форма проявления бессознательного.

  1. Подходы к исследованию социальных установок в других школах отечественной психологии (категории отношение, направленность личности, личностный смысл)

Идея выявления особых состояний, которые предшествующих ее реальному поведению, присутствует во многих исследований.

В концепции В.Н.Мясищева используется категория отношений как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами.

В теории Л.И.Божович при анализе процессов формирования личности используется понятие направленности, которое также может быть интерпретировано как своеобразная предрасположенность действовать определенным образом в отношении сфер жизнедеятельности.

В теории А.Н.Леонтьева близким к социальной установке является понятие «личностный смысл», которое рассматривается как отношение мотива и цели предполагаемой деятельности.

В том слу­чае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфи­ческий только для сознания чело­века механизм объективации, бла­годаря которому человек выделяет себя из действительности и на­чинает относиться к миру как к существующему объективно и не­зависимо от него. Установки ре­гулируют широкий спектр осозна­ваемых и неосознаваемых форм психической деятельности челове­ка.

Наши рекомендации