Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе
Тема 14. Социальная установка
Цель: формирование представлений о социальных установках как механизмах формирования и изменения поведения, их структуре, функциях,
План:
- Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе.
- Подходы к исследованию социальных установок в других школах отечественной психологии (категории отношение, направленность личности, личностный смысл).
- Традиция исследования социальных установок - аттитюдов в западной психологии.
- Определение социальной установки, ее структура.
- Функции социальных установок в регуляции поведения личности.
- Соотношение социальных установок и реального поведения
- Изменения социальных установок
- Иерархическая теория установок Ядова
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
- Андреева Г. М, Богомолова Н. Hi Петровская Л. А. Зарубежная социальная
- психология XX столетия. М., 2001.
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. M, 2001.
- Богомолова И. Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации//Мир психологии. 1999. № 3. С. 46-52.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. М, 2000.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С. 163-194.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. М., 1979
- Тихомандрицкая О.А. Социальные изменения и изменение социальных установок. /Социальная психология в современном мире. Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М, 2002.
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
- Шихирев Д. Ж Современная социальная психология в США М., 10979.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Понятие социальной установки.
Значение исследований установки в школе Д.Н.Узнадзе
Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне — в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой — они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.
В житейской практике понятие социальной установки используется в значении,, близком понятию отношение (например: Он не пойдет на матч – у него предубеждение против больших сборищ людей. Ей нравятся брюнеты. N - блондин, он не в ее вкусе).
Социальные установки в социальной психологии обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
Если понятие социальной установки разрабатывается в социальной психологии, то в общей психологии существуют давние традиции исследования установки. В общей психологии установка была предметом специального исследования в трудах выдающегося советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и др.), которые разработали общепсихологическую теорию установки.
Д. Н. Узнадзе ввел представление об установке как «целостной модификации субъекта». Установка – это целостное динамические состояние субъекта, состояние готовности к определенной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов — потребности и соответствующей ей объективной ситуации удовлетворения потребностей, что определяет направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Фиксированная установка возникает в случае повторения данного сочетания (потребности и ситуации). Установка в контексте теории Д.Н.Узнадзе касается реализации простейших физиологических потребностей человека. В данной теории установка трактуется как форма проявления бессознательного.
- Подходы к исследованию социальных установок в других школах отечественной психологии (категории отношение, направленность личности, личностный смысл)
Идея выявления особых состояний, которые предшествующих ее реальному поведению, присутствует во многих исследований.
В концепции В.Н.Мясищева используется категория отношений как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами.
В теории Л.И.Божович при анализе процессов формирования личности используется понятие направленности, которое также может быть интерпретировано как своеобразная предрасположенность действовать определенным образом в отношении сфер жизнедеятельности.
В теории А.Н.Леонтьева близким к социальной установке является понятие «личностный смысл», которое рассматривается как отношение мотива и цели предполагаемой деятельности.
В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфический только для сознания человека механизм объективации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как к существующему объективно и независимо от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека.