Исследование семьи, ожидающей ребенка

Особый интерес для практического психолога, оказывающего психологи­ческую помощь семье, может представлять исследование семьи, ожидающей ребенка. Такая семья находится вситуации нормативного кризиса и стоит на пороге изменений, связанных с появлением нового члена семьи.

Ожидание ребенка и перемены, происходящие в связи с этим в семье, не могут не сказываться на психическом состоянии молодой женщины — буду­щей матери. Поскольку во время пренатального периода развития ребенок, по

сути, представляет вместе с телом матери единый организм, то есть живет прак­тически одной жизнью (одним телом) с матерью, ее психологическое неблаго­получие во время беременности, а также сильные нарушения в протекании физиологических процессов могут оказать влияние, и подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее развитие и взаимодействие с окружающей средой. Поэтому очень важное зна­чение приобретает диагностика возможных нарушений, связанных с отноше­нием к факту беременности и будущему ребенку.

В рамках данного издания мы представляем ряд методик, которые могут быть использованы для диагностики характера отношения будущих родителей к ожидаемому ребенку:

□ «Тест отношений беременной» (ТОБ (б)) (И. В. Добряков);

□ Методика «Цветовой тест отношений» (А. М. Эткинд).

В отличие от методик исследования структуры семьи, обладающих универ­сальностью, данные диагностические процедуры могут быть использованы только для исследования процессов, протекающих в семьях, которые находят­ся в ситуации определенного нормативного кризиса, связанного с принятием супругами факта появления в семье новой личности и родительских ролей.

4.4.1. Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б))

Тест отношений беременной предназначен для определения типа пережи­вания беременности у будущей матери (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).

Концептуальными основами создания теста послужили теория психологии отношений В. Н. Мясищева (1960), что позволило рассматривать беременность через призму единства организма и личности, а также понятие «гестационной доминанты». На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавс-ким была предложена теория о существовании в период вынашивания ребен­ка гестационной доминанты (от лат. gestatio — беременность, dominans — гос­подствующий). Понятие «гестационная доминанта» наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Она обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нерв­ной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее вли­яние на другие нервные центры (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Николь­ская И. М., 2003). .

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые, соответственно, определяются биологическими или пси-

хическими изменениями, происходящими в организме женщины, направлен­ными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) вызывает особый интерес пери­натальных психологов и психотерапевтов. Он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при воз­никновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологичес-ких наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними И. В. Добряко-вым было выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.

Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, которые относятся к сво­ей беременности ответственно, но без излишней тревоги. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, бере­менность желанна обоими супругами. Беременная женщина продолжает ве­сти активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую кон­сультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семей­ного воспитания ребенка.

Гипогестогнозический тип ПКГД (от греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность; лат. gestatio — беременность; греч. gnosis — знание) не­редко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Сре­ди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро ис­полнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная. Жен­щины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены рабо­той, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом повышается риск возникновения осложнений. С другой стороны, эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них «не хватает времени» встать на учет в женскую консультацию, посещать врачей, выполнять их назначения.

Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД нередко скептически от­носятся к курсам дородовой подготовки, пренебрегают занятиями. Уход за деть­ми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери «очень заняты». Нередко этот тип ПКГД также встречается у много­детных матерей. Чаще всего ему сопутствуют такие типы семейного воспита­ния, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родитель­ских чувств.

Эйфорический тип ПКГД, (от греч. ей — хорошо; phew — переносить) отме­чается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно ле­чившихся от бесплодия. Нередко беременность у них становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения мер­кантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему

ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщи­ны претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выпол­нения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответ­ствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая ги­перпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Тревожный тип 77А7^характеризуется высоким уровнем тревоги у беремен­ной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дис­гармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-быто­вые условия и т. п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоце­нивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохон-дричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако беремен­ные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оцен­ку и помощь.

К сожалению, именно неправильные действия медицинских работников довольно часто способствуют повышению тревоги у женщин. В этих случаях повышенный уровень тревожности у беременной женщины должен расцени­ваться как ятрогенный, то есть связанный с неправильным оказанием меди­цинской помощи. Большинство беременных женщин с этим типом П КГД нуж­даются в помощи психотерапевта. Став матерями, они отличаются повышенной моральной ответственностью, не уверены в своих силах и способностях вос­питывать ребенка. Воспитание детей чаще всего носит характер доминирую­щей гиперпротекции. Распространено и вынесение конфликта между супру­гами в сферу взаимодействия с ребенком, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

Депрессивный тип ЯАТ^проявляется, прежде всего, резко сниженным фо­ном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто у нее возникают мысли о собственном уродстве. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях по­добное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отно­шения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающи­ми, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет ее состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохонд­рические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тен­денции.

Гинекологу, акушеру, психологу всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщи­ну на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет опре­делить невротический или психотический характер депрессии и провести со-

ответствующий курс лечения. К сожалению, депрессивный тип ПКГД, как и тревожный, нередко формируется у беременной женщины в связи с неосто­рожными высказываниями, поступками медицинского персонала, что явля­ется ятрогенным.

Отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе ПКГД анало­гичны тем, что развиваются при тревожном типе, но выражены в большей сте­пени. Встречаются также эмоциональное отвержение, жестокое обращение. При этом мать испытывает чувство вины, усугубляющей ее состояние.

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуа­ции, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания. Тип ПКГД отражает, прежде всего, личностные изме­нения и реакции женщины, то есть те изменения, которые произошли в систе­ме ее отношений.

Описание методики

Тест содержит три блока утверждений, отражающих отношение беремен­ной женщины:

1. К себе беременной (блок А).

2. К формирующейся системе «мать—дитя» (блок Б).

3. К тому, как к ней относятся окружающие (блок В).

В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные поня­тия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соот­ветствующий ее состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующи­ми разделами:

1. Отношение к беременности.

2. Отношение к образу жизни во время беременности.

3. Отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б (отношения женщины к формирующейся системе «мать—дитя») представлен следующими разделами:

1. Отношение к себе как к матери.

2. Отношение к своему ребенку.

3. Отношение к вскармливанию ребенка грудью.

Блок В (отношение беременной женщины к тому, как к ней относятся окружающие) представлен следующими разделами:

1. Отношение ко мне беременной мужа.

2. Отношение ко мне беременной родственников и близких.

3. Отношение ко мне беременной посторонних людей.

Инструкция:«Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».

А

Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна  
Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна  
С тех пор как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении  
В основном мне приятно сознавать, что я беременна  
Я очень расстроена тем, что беременна  
Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни  
Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать  
Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни  
Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной  
Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам  
Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах  
Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь  
Я думаю, что во время родов все могу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними  
Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе  
Я думаю о родах, как о предстоящем празднике  
Б
Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери  
Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью  
Я не задумываюсь о предстоящем материнстве  
Я уверена, что стану прекрасной матерью  
Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью  
Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним  
Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю  
Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать  
Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю  
Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого  
Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью  
Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью  
Я думаю, что буду кормить ребенка грудью  
Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью  
Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью  

В

Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка  
Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка  
Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне  
Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне  
Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка  
Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними  
Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении  
Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились  
Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей  
Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит  
Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают что я «в положении»  
Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»  
Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»  
Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»  
Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»  

Обработка результатов

После выполнения задания необходимо перенести результаты в таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру (таблица 11).

Таблица 11 Результаты обследования ТОБ (б)

Блоки Разделы О Г Э Т д
-------------—и, —
  Всего          

В нижней строке таблицы — «Всего» — выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оп­тимальный тип ПКГД, «Г» — гипогестогнозический, «Э» — эйфорический, «Т» — тревожный, «Д» — депрессивный.

Если в результате тестирования набрано 7—9 баллов, соответствующих од­ному из типов ПКГД, он может считаться определяющим.

Если ни по какому типу ПКГД преобладания баллов не наблюдается, не­трудно определить, какие подсистемы ПКГД у женщины нуждаются в коррек­ции. Для наглядности можно построить профиль ПКГД в виде гистограммы. По вертикали отмечаются избранные баллы, а по горизонтали — типы ПКГТ (рис. 6).

исследование семьи, ожидающей ребенка - student2.ru

Пример___________________________________________________________________

«Тест отношений беременной» был заполнен будущей матерью. Результа­ты обследования были занесены в соответствующую таблицу.

Как видно из таблицы и рис. б, наибольшее число выбранных утверждений принадлежат первой графе. На основании этого факта тип ПКГД определя­ется как преимущественно оптимальный.

исследование семьи, ожидающей ребенка - student2.ru

Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбран­ных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отноше­ния, которые нуждаются в коррекции.

Пример

У другой женщины, обратившейся за психологической помощью, было выявлено эйфорическое отношение к своей беременности и тревожное отношение к себе — матери. Полученные в результате применения теста данные приведены в таблице:

исследование семьи, ожидающей ребенка - student2.ru

Изучив утверждения, выбранные испытуемой, нетрудно установить, что у женщины отмечается эйфорическое отношение к своей беременности, оп­тимистическое отношение к будущему ребенку, окружающим ее посторон­ним и близким людям, в то время как повышенная тревога связана с пред­стоящими обязанностями матери.

На основе результатов исследования беременную можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки и, при необходимости, оказания психологической помощи.

Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптималь­ный тип ПКГД.

Вторая группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-пси­хических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.

Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, однако выраженность их клинических проявлений

более значительна, чем у представительниц второй группы. Кроме того, сюда следует включать всех женщин, характеризующихся депрессивным типом ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индиви­дуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин уже на ранних этапах развития ребенка, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать психологов на оказа­ние соответствующей помощи. Результаты, полученные при использовании методики, могут быть задействованы непосредственно при оказании психоло­гической помощи, например, в качестве тем психотерапевтической беседы. Таким образом, благодаря обследованию коррекция выявленных отклонений может осуществляться более целенаправленно.

Простота использования теста дает возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, тера­певтами. При выявлении выраженных нарушений у беременных женщин им может быть рекомендовано обращение за помощью к психологу или к психо­терапевту. Рекомендуется проводить тестирование во втором и третьем триме­страх беременности. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является про­филактикой недостатка грудного молока, послеродовых невротических и пси­хических расстройств.

Тест может быть использован также с целью определения эффективности оказания психологической помощи и курсов дородовой подготовки: в таком случае он проводится до начала курса либо встреч с психологом и после его завершения. Изменения результатов тестирования можно использовать для оценки эффективности данной работы. При этом не рекомендуется проводить тестирование чаще одного раза в месяц.

4.4.2. Методика «Цветовой тест отношений»

Автором методики «Цветовой тест отношений» является А. М. Эткинд.

Цветовой тест отношений (ЦТО) представляет собой компактную невер­бальную диагностическую процедуру, методической основой которой являет­ся цветоассоциативный эксперимент. Базовым является предположение, что в цветовых ассоциациях могут отражаться особенности значимых отношений личности.

Методика предназначена для выявления отношения каждого из супругов к беременности и будущему ребенку, а также изучения эмоционального компо­нента отношений членов семьи к различным феноменам семейных отноше­ний (другие члены семьи, события и т. п.).

Цветовой тест отношений можно использовать в работе с детьми, подрост­ками и взрослыми.

Описание методики

Вкачестве стимульного материала используются восемь цветовых карточек размером 5x3 см, представляющих копию стандартных цветовых карточек из восьмицветового теста М. Люшера. Они предъявляются испытуемому при ес­тественном освещении на белом фоне. Набор включает карточки следующих цветов: темно-синий, сине-зеленый, оранжево-красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный и серый.

Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Испытуемому пред­лагается выбрать из разложенных перед ним карточек цвет, подходящий к пред­ложенному психологом понятию, не соотнося его с представлениями об одеж­де или с чем-либо другим. Необходимо исходить только из того, насколько данному понятию подходит этот цвет.

Затем цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаз» и заканчивая «самым некрасивым, непри­ятным». С этой целью психолог предлагает испытуемому выбрать из предложен­ных восьми цветов самый привлекательный. Выбранный цвет убирается, и про­цедура выбора осуществляется снова до тех пор, пока карточки не закончатся.

Наши рекомендации