Эталоны экспрессии презрения
1-й эталон | 2-й эталон | 3-й эталон | 4-й эталон | 5-й эталон | 6-й эталон |
Глаза сужены | недоброжелательное отношение | губы плотно сжаты | улыбка кривая | взгляд холодный | недоброжелательное отношение |
уголки рта опущены | отворачивается от партнера по обще-нию | уголки рта опущены | брови нахмурены | кривая улыбка | раздражительный |
брови нахмурены | взгляд холодный | походка высокомерная | не разговаривает | губы плотно сжаты | отворачивается от партнера по общению |
голова поднята вверх | походка высокомерная | голова поднята вверх | походка высокомерная | уголки рта опущены | |
кривая улыбка | взгляд холодный |
9.7. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния... 263
Таблица 9.6 Эталоны экспрессии страдания
1-й эталон | 2-й эталон | 3-й эталон | 4-й эталон | 5-й эталон | 6-й эталон |
губы опущены | брови сдвинуты к переносице | молчание | губы сжаты | рот в болезненной гримасе | замкнутый |
на лбу морщины | молчание | движения медленные | брови сдвинуты | глаза прикрыты | не желает общаться |
глаза печальные | малоподвижный взгляд | глаза печальные | глаза прикрыты | плачет | |
руки сжаты | рот в болезненной гримасе | плачет | не желает общаться |
качеств личности переживающему человеку. Шестой эталон нетипичный, встречается относительно редко, однако его появление свидетельствует о еще одном виде избирательного отношения к показателям экспрессивного поведения, а именно выбор тех признаков, которые предполагают присутствие партнера.
Основной тип эталонов экспрессии страха (табл. 9.7) в отличие от эталонов удивления, презрения, страдания - это «пантомимико-соматический». Наряду с мимикой в эталон входят различные элементы экспрессивного поведения: пантомимика, интонация, экстралингвистические характеристики, сомато-вегетативные реакции. Это отчетливо видно при рассмотрении 1-го и 2-го эталонов. Они включают признаки, которые часто фиксировались испытуемыми и относятся к различным элементам экспрессивного поведения. Четвертый эталон - мимический. Он также
Таблица 9.7 Эталоны экспрессии страха
1-й эталон | 2-й эталон | 3-й эталон | 4-й эталон | 5-й эталон | 6-й эталон |
крик | глаза расширены | смятение | брови приподняты | дрожь | движения резкие |
бег | поза застывшая | движения резкие | рот приоткрыт | бледный | голос дрожит |
брови приподняты | бледный | крик | глаза расширены | взгляд бегающий | взгляд бегающий |
голос дрожит | тело дрожит | взгляд бегающий | пот | руки, ноги дрожат | |
лицо искажено | рот приоткрыт | пот | |||
рот приоткрыт |
264 Глава 9. Понимание эмоций Другого человека
включает признаки, которые часто называются, но такое их сочетание встречается значительно реже, чем сочетание элементов, входящих в 1-й и 2-й эталоны.
Таким образом, в отличие от предыдущих состояний, для которых типичными были мимические эталоны, для страха характерным является пантомимико-сома-тический эталон. Общее между эталонами страха и других состояний то, что в пантоми-мико-соматических эталонах преобладают обобщающие, целостные показатели экспрессивного поведения, а в мимических - единичные признаки.
Типичным для экспрессии гнева является пантомимико-соматический эталон (табл. 9.8). Наряду с ним Лабунская выявила и мимические эталоны (2-й, 5-й, 6-й), которые состоят из конкретных изменений лицевой экспрессии гнева.
Для эталонов гнева характерна подчеркнутая психомоторика (человек описывается мечущимся, жестикулирующим и т. д.). По содержанию и структуре эталоны экспрессии гнева отражают закономерности, описанные на основе анализа эталонов других состояний.
Как полагает Лабунская, полученные результаты свидетельствуют, что опознание мимики осуществляется на основе выделенных в рисунке комплексов-признаков. Умение расчленить и представить схематически вариации признаков мимических выражений оказывает положительное влияние на процесс его опознания. Вместе с этим представленность в эталонах отдельных признаков не всегда достаточна для опознания выражения, особенно в том случае, если оно имеет сложную структуру.
Таким образом, по мнению Лабунской, в общении будут более успешно распознавать эмоциональные состояния людей те партнеры, которые успешно экстериоризу-ют эталоны графическим способом, а их вербальные эталоны включают в основном мимику. Актуальность эталона определяется тем, какое по сложности выражение приходится опознавать субъекту. Анализ результатов, полученных при определении связей между вышеназванными показателями, позволил ей также сделать вывод о том, что более успешными в общении будут индивиды, у которых сложились графические эталоны экспрессии и которые могут спонтанно их экстериоризировать в течение небольшого промежутка времени. Данный навык оказывается более важным, чем умение вербализовать признаки экспрессии.