Социально-психологический подход к изучению личности
· Биологический – развитие личности представляет собой развертывание генетической программы
· Социологический – личность представляет собой продукт культурно 0 историч развития
· Индвидуально – психологический – на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы
· Социально – психологический6
· - объясняет механизмы социализации личности
- раскрывает ее соц- псих структуру
- позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее
Понятие и уровни Я-концепции личности
Я-концепция'' -- это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми. ``Я-концепция'' включает в себя три компонента: 1) когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д.; 2) эмоционально-оценочный компонент - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. 3) поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.
6. Схема Я-концепции: самоуважение, самоконтроль, самоэффективность, самопрезентация.
Самоуважение – один из важнейших элементов Я – концепции, присущих каждому человеку, является его отношение к самому себе.
Человек с высоким уровнем самоуважения ценит себя гораздо выше и воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самоуважения.
Самооценкаосуществляется, когда активизируется какой-либо аспект или Я – концепция в целом.
Предметом самооценкиможет служить весь спектр качеств человека – от физического Я до творческого Я, весь его ролевой набор.
Самооценка показывает как индивид оценивает какой-то определенный аспект своей личности – физический, нравственный, интеллектуальный.
Самоуважениевыражает обобщённую самооценку. Оценивая определённые аспекты свей личности, человек одни из них может ставить высоко, а другие не очень.
Мотивы самооценки:
- понимание себя ( поиск точных знаний о себе, положит и отриц.)
- повышение собственной значимости ( поиск благоприятных знаний о себе)
- самопроверка (поиск истинных знаний о себе)
Как повысить самоуважение :
- с помощью внешних обстоятельств.(одежда)
- сосредоточиться на несовершенстве других (люди проводят соц сравнени, будучи уверенными в успехе)
- теория управления страхом
Последствия позитивной/негативной самооценки:
Негативная самооценкаассоциируется с низкими соц. способностями, депрессией. Особо у женщин.
Негативная самооценка(и связанные с ней отрицательные эмоции) приводят к ослаблению иммунной системы и, как следствие, к большой уязвимости.
Самоконтроль –касается тенденции людей регулировать свое поведение либо на основе внешних событий, реакция других людей.
Человек с низким самоконтролем более последовательно реагирует на различные ситуации, чем человек с высоким самоконтролем.
Самоэффективность – оценка человеком своих способностей или умения выполнить какое – то задание, достичь какой-то цели или преодолеть какое-то препятствие.
Чувство эффективности собственного Я варьируется в зависимости от задачи.
А. Бандура
Повышение самоэффективности:
1. Личное участие и успех
2. Опосредованный опыт(наблюдение)
3. Вербальное убеждение
4. Эмоциональное убеждение
Самопрезентация –процесс, посредством которой мы создаем впечатление о себе своими словами, невербальным поведением и действиями.
Самопрезентацияне всегда простой и непосредственный процесс, иногда мы хотим произвести на людей определённое впечатление. В этом случае мы стараемся управлять впечатлениями.