Формула Альберта Меграбяна
При первой встрече с человеком мы доверяем: О на 7% вербальным сигналам (словам); О на 38% паралингвистическим сигналам (тому, как он
говорит); О на 55% невербальным сигналам (позе, жестам, мимике, взгляду и т. п.)-
(А. Меграбян, 2001)
Таблица 1.6. Относительная значимость вербальных, парапингвистических и невербальных сигналов при для понимания другого человека
(по: Яковлева И., 2001)
Вид сигналов | % доверия данному виду сигналов в выборке российских менеджеров и директоров компаний (π = 31) | % доверия данному виду сигналов в выборке студентов-психологов СПбГУ (π = 30) | ||
при первой встрече | при последующих встречах | при первой встрече | при последующих встречах | |
Вербальные сигналы Паралингвистические сигналы Невербальные сигналы | 37 25 | 39 29 | 31 28 | 33 33 |
Суммы |
Если общение людей, вследствие использования возможностей Интернета, будет все более виртуализироваться, из всех видов речи письменная речь на некоторое время станет ведущей, до тех пор пока технические средства не окажутся в состоянии передавать сообщения, не оформленные в виде словесного или символического текста. Это приведет к тому, что вербальные сигналы окажутся более значимыми, чем паралингвистические и невербальные. Если невербальные сигналы будут полностью исключены, а паралингвистические исключены в значительной степени, слова и символы на этот переходный период станут главным психологическим средством влияния.
Пока же развитие человеческой цивилизации идет в сторону усиления роли слова, текста — книжного, компьютерного или какого-то иного. В. В. Налимов предлагал рассматривать личность прежде всего как «носителя смыслов», а поскольку «смыслы распаковываются всегда через тексты», то человек для Налимова — «это текст, или, точнее, многообразие текстов» (Налимов В. В., 1989. С. 14; 6). Можно предположить, что
Глава 1, Понятие психологического влияния и противостояния влиянию______35
психологическое влияние тем более цивилизованно, чем в большей степени оно использует словесный текст, а не другие психологические средства. При этом речь идет о слове написанном, а не сказанном, произнесенном.
Письменный текст приобретает многозначность смыслов при самой незначительной неопределенности в подборе слов или оборотов речи. Примеры из театральной жизни показывают нам, как могут различаться постановки одной и той же пьесы разными режиссерами или спектакли в одной и той же постановке, сыгранные разными актерами. При одном и том же тексте смысл оказывается разным, несмотря даже на то, что во многих пьесах автор дает свои комментарии о невербальном и паралин-гвистическом оформлении текста («волнуясь», «в сторону, с негодованием», «указывает на Мерчуткину», «гонится за Мерчуткиной»7 и т. п.).
Для повышения точности понимания письменный текст в деловой переписке должен быть самодостаточным, не нуждающимся ни в каких невербальных или паралингвистических добавках. Примером может служить текст договора, закона, распоряжения, инструкции, послания по электронной почте и т. д. Во всех этих случаях текст должен быть максимально точным и бесстрастным. Однако, как известно из многочисленных примеров, идеальная точность недостижима даже при составлении юридических документов: если доходит до судебного разбирательства, то вдруг оказывается, что возможно и иное толкование некоторых условий договора, завещания или иного документа.
В современных виртуальных «чатах» используются специальные символы улыбки, шутки, одобрения и т. п. Уже теперь в телеконференциях при достаточно высоком уровне их технического оснащения возможно использование паралингвистических средств и при использовании телеизображения — невербальных. Возможно, скоро с помощью компьютерных средств удастся передать даже прикосновение, например, рукопожатие (см., например: Шапиро Д. И., 2000). Однако до тех пор, пока визуальные и акустические средства отображения не достигнут такого совершенства, что будут способны создавать иллюзию присутствия собеседника, слово останется ведущим способом психологического влияния. С другой стороны, когда такой уровень передачи невербальных и паралингвистических средств окажется достигнутым, будет ли имитация присутствия подчиняться тем же законам психологического воздействия, что существуют теперь, или возникнут новые закономерности?
Каким образом будет проявляться тогда естественная способность психологического влияния — вот вопрос, который нуждается в ответе.
7 Комментарии взяты из пьесы А. П. Чехова «Юбилей».
Глава 2