Методологическая рефлексия. Вопросы для обсуждения и размышления
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Как можно объяснить с позиций современной теории встречающиеся в педагогической практике явления опережающего («дети-вундеркинды») и замедленного (дети с отставаниями) психического развития?
2. Как можно развести понятия «социальные факторы» и «культурно-исторические источники» детского развития?
3. Согласны ли вы с утверждением, что ребенок открыт для усвоения любой информации, для формирования любых психологических качеств и свойств? Что кладет ограничения такому пониманию детского развития?
4. Почему близнецов надо воспитывать по-особому? В чем главная сложность их воспитания? Приведите теоретическое обоснование необходимости специфического воспитания близнецов.
5. Маугли – человек или…? О чем свидетельствуют описанные в литературе случаи «воспитания» человека в сообществе животных?
6. Почему в одной семье вырастают разные по характеру и способностям дети?
7. В каких сферах человеческой деятельности знания возрастной психологии являются необходимыми? Можно ли согласиться с утверждением, что каждый человек в определенной мере является «возрастным психологом»?
8. Приведите житейские представления (поговорки, пословицы, притчи) о стадиальности жизненного пути человека.
9. В чем сходство и в чем различие периодизаций психического развития Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина, З. Фрейда и Э. Эриксона?
10. Как соотносятся между собой общая и частные периодизации психического развития? Для каких целей необходимы периодизации развития отдельных сторон психики человека?
11. Как в практике школьного обучения реализуются представления о стадиальности детского развития?
12. Возможно ли бескризисное развитие человека?
Темы реферативных и курсовых работ
Основные подходы к построению теории психического развития.
Категория «социальная ситуация развития» в психологии.
Понятие новообразования в психическом развитии.
Со-бытийная общность как объект и источник развития субъекта.
Понятие о предпосылках и условиях психического развития человека.
Понятие о механизмах психического развития.
Движущие силы и направление развития субъективной реальности человека.
Понятие формы психического развития человека.
Понятие возрастного норматива развития в психологии.
Жизненный цикл человека и его периодизации в психологии.
Основные подходы к построению периодизации психического развития.
Культурно-исторический подход к построению периодизации детского развития.
Базисные общности как ступени развития субъективности.
Понятие критических и стабильных периодов в психическом развитии человека.
Кризисы рождения и кризисы развития в жизненном цикле человека.
Возрастное и индивидуальное развитие в жизненном цикле человека.
Рекомендуемая литература
Основная
Анцыферова Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. 1998. № 1.
Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1.
Белоус В. В. Опыт разработки интегративной психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 2.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Гл. III: Проблемы психического развития детей. М., 1996.
Зинченко В. П. Живое Знание. Самара, 1998.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Гл. 1: Детство как предмет психологического исследования. М., 1995.
Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6.
Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2.
Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996.
Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М., 1989.
Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. М., 1996.
Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.
Дополнительная
Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3.
Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1–2.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Гл. III. Проблемы психического развития детей. М., 1996.
Кудрявцев В. Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. 1998. № 3.
Митькин А. А. На пути к системной психологии развития // Психологический журнал. 1997. № 3.
Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
Поливанова К. Н. Психологический анализ процессов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. № 1.
Проблема периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1978.
Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
Чудновский Э. В. Смысл жизни и судьба. М., 1998.
Часть III