Глава 1. предмет социально-психологической теории, ее значение и место в психологической науке
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Под редакцией А.Н. Сухова, А.А. Деркача
Рекомендовано
Советом Учебно-методического объединения университетов РФ
по психологии в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений
Москва
УДК 15(075.8)
ББК 88.5я73
С 69
Авторы:
А. Н. Сухов (предисловие к части I, гл. 1, § 1, 2; гл. 2, § 1, 2; гл. 3, § 1; гл. 4, § 1, 2;
гл. 5, § 1, 2, 4; гл. 6, § 1, 2; гл. 7, §1,2, 3; гл. 10, §1,2; гл. 11,§ 1, 2; гл. 12, § 1, 2; гл. 13, § 1, 2;
гл. 14, § 1, 2; гл. 15, § 2; гл. 16, § 1, 2, 3; гл. 17, § 1, 2; гл. 18, § 1, 2; гл. 19, § 1, 2; заключение
к части I; предисловие к части II; гл. 22, § 1, 2, 3; гл. 24, § 1, 2, 3, 4, 5; гл. 25, § 1, 2;
гл. 26, § 1, 2; гл. 27, § 1, 2, 3, 4; гл. 28, § 1, 2, 3; гл. 29, § 1, 2, 5; заключение к части II);
И. В. Солодникова (гл. 3, § 2); В. В. Солодников (гл. 9, § 1, 2); В. Н. Казанцев (гл. 3, § 3;
гл. 21, § 1,2; гл. 23, § 1,2; гл. 24, § 1, 2, 3, 4; гл. 25, § 2; гл. 29, § 1); А. А. Бодалев (гл. 5, §3);
Р. Л. Кричевский (гл. 8 §1, 2, 3); Е. М. Дубовская (гл. 8, § 1, 2, 3); А. В. Чечкова (гл. 10, § 1;
гл. 11, § 2; гл. 26, § 1; гл. 28, § 4; гл. 29, § 2); В. В. Новиков (гл.11, § 1); В. Е. Семенов (т. 15,§1);
Л. И. Шершнев (гл. 16, § 3); Г. А. Ковалев (гл. 20, § 1, 2); Г. И. Марасанов (гл. 26, § 2; гл. 28, § 5,6);
О. В. Кантицкий (гл. 27, § 4); Г. И. Аксенова (гл. 29, § 3); И. И. Купцов (гл. 29, § 3);
Н. В. Яковлева (гл. 29, § 4)
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор О. С. Анисимов;
доктор психологических наук, профессор М. Ф. Секач
Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев,
С 69 В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 600 с.
ISBN 5-7695-0627-Х
В учебном пособии с современных позиций излагаются социально-психологическая теория и основные направления прикладной социальной психологии. Рассматриваются социально-психологические теории личности, система отношений и общения, социальная напряженность и конфликты, природа социальных влияний, дается характеристика социальных институтов и общностей, раскрываются основы социально-психологической диагностики, воздействия и консультирования.
Книга может быть интересна и полезна также психологам, социологам, социальным работникам, преподавателям вузов.
УДК 15(075.8)
ББК 88.5я73
Учебное издание
Сухов Анатолий Николаевич, Бодалев Алексей Александрович,
Казанцев Валерий Николаевич и др.
Социальная психология
Учебное пособие
Редактор Л. И. Хлопова. Технический редактор Е. Ф. Коржуева.
Компьютерная верстка: Е. В. Поляченко. Корректоры В. Н. Рейбекель, Э. Г. Юрга
Подписано в печать 06.12.2000. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага тип. № 2.Усл. печ. л. 37,5. Тираж 30000 экз. (1-завод 1-10000 экз.). Заказ № 79.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия».
105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095)165-4666, 367-0798, 305-2387.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
ISBN 5-7695-0627-Х© Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др., 2001
© Издательский центр «Академия», 2001
Часть I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Несколько поколений отечественных социальных психологов сформировалось под влиянием социально-психологических теорий, изложенных в учебниках и учебных пособиях, авторами которых являлись Е. С. Кузьмин, Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин, Г. П. Предвечный, А. Г. Ковалев и др. Но если оценивать эту учебную литературу с современных позиций, то можно установить некоторое несовершенство ее содержания. Объясняется это, разумеется, не квалификацией авторов, а наличием идеологического фильтра, отсутствием эмпирической базы, не позволяющей говорить об истинных закономерностях социально-психологических явлений. Учебники и учебные пособия по социальной психологии готовились в определенной идеологической ситуации, к которой так чувствительна именно эта наука.
По мере возникновения благоприятных социально-политических условий отечественная социально-психологическая теория из мифологии, своеобразной социальной «служанки» стала превращаться в науку как таковую. Но преодолеть кризис в области социально-психологической теории оказалось непросто. Дело в том, что здесь невозможно ограничиться отказом от одних принципов, теорий, терминов и переходом к использованию других. Это лишь смена вывесок, не более того. Например, можно заменить слова «марксистская психология» на «гуманистическую психологию», однако суть проблемы останется прежней. Кризис связан с глубинными процессами в обществе, с закостеневшим менталитетом. Поэтому необходимо освобождение общества и науки от догм, изменение взглядов на жизнь и отношения к человеку, понимание его непреходящей ценности.
Отечественную социальную психологию как направление научного знания могут создать те, кто знает действительность не теоретически, а изнутри. Это не отрицание мировой социально-психологической теории, а констатация фактов. Нельзя в современных социально-исторических условиях исходить из сложившихся в прошлом теоретических схем. Наложение их на реалии нередко приводит к казусам. При этом нужно понять и то, почему социологизируется социально-психологическая теория. В настоящее время не обойтись без анализа тех факторов, зачастую социологических, которые определяют содержание социально-психологических явлений. Когда произойдет смена социальных институтов, сложится новая система отношений, утвердится новый образ жизни, тогда наступит время для более тонкого и корректного социально-психологического анализа. Пока обстоятельства позволяют создать лишь «каркас» социально-психологической теории, адекватной сегодняшней действительности, вычленить круг проблематики, относящейся к ее компетенции.
Одновременно надо очистить, говоря образно, авгиевы конюшни нашей науки, т.е. освободить социально-психологическую теорию от идеологии и наполнить ее соответствующим содержанием. Задача не из простых. Поначалу решить ее можно преимущественно на описательном уровне.
Псевдонаучными, а точнее, несостоятельными оказались многие принципы, целые так называемые научные школы, получившие свою известность в прошлом в результате политических спекуляций. Самое же печальное заключается в том, что теория социальной психологии пока не готова дать достойный ответ на запросы социальной практики. Во многих случаях на практике она оказалась неприменимой.
Так получилось, что из поля зрения теории социальной психологии выпал ряд явлений, без учета которых нельзя понять ни общество, ни личность.
Значительный урон теории отечественной социальной психологии в начале 90-х годов нанесла внутрицеховая борьба, которая привела социальных психологов к размежеванию. В основе этой борьбы лежала политическая конъюнктура со стороны представителей отдельных научных школ. Вместо консолидации усилий, конструктивного взаимодействия, так необходимого для преодоления теоретического кризиса, возникла конфронтация, не позволившая плодотворно работать ведущим социальным психологам. Она усугубила ситуацию, связанную с традиционным соперничеством между московскими и санкт-петербургскими социальными психологами.
Как правило, учебники и учебные пособия по социальной психологии в прошлом публиковались под одноименным названием. И только одно учебное пособие, подготовленное профессором Б. Д. Парыгиным, называется «Основы социально-психологической теории». Еще в 70-е годы он понял, что невозможно объять необъятное и объединить под одной крышей и теоретическую, и прикладную социальную психологию.
Включение в данное учебное пособие социально-психологической теории в качестве самостоятельной части объясняется рядом причин: прежде всего насущной потребностью в «инвентаризации» социально-психологической теории, ее критической переоценке с учетом мирового опыта в этой области, в освобождении от идеологических догм и развитии на основе последних научных достижений.
Кроме того, это вызвано и необходимостью преодоления наметившейся конфронтации между теоретиками и практиками в среде социальных психологов. Надо признать, что виной этому -во многом скомпрометировавшая себя в прошлом социально-психологическая теория. Говоря точнее, не теория, а оторванные от жизни теоретизирование, схоластика, предосудительный академизм, боявшийся практики и отгораживавшийся от ее запросов. Но это не значит, что нужно вообще отказаться от социально-психологической теории. Наоборот, без тесной связи с теорией невозможно нормальное развитие прикладных направлений социальной психологии: социально-психологической диагностики; социально-психологического консультирования; организации различных видов социально-психологической помощи.
Без фундаментальной теории неосуществимо и плодотворное исследование социально-психологических явлений в области политики, экономики, национальных отношений, управления, а также развитие таких психологических отраслей, как политическая психология, этнопсихология, экономическая психология. Сегодня, как никогда, общество нуждается в социально-психологических знаниях. При этом следует подчеркнуть, что только тогда, когда будет создана капитальная, научно фондированная и по-настоящему практичная социально-психологическая теория, она сможет быть серьезным подспорьем в решении жизненно важных проблем.
Концепция первой части предлагаемого учебного пособия основывается на определенном подходе к освещению социально-психологических явлений - показывать их не только в нормальных, но и в сложных условиях. Кроме того, авторы предприняли попытку профилировать социально-психологическую теорию, использовать ее для лучшего понимания криминогенных проблем.
В настоящее время во многих учебных заведениях функционируют психологические факультеты. В первую очередь учебное пособие предназначено для их слушателей. Но оно может представить определенный интерес и для слушателей других факультетов, а также для специалистов, работающих с людьми и с их различными объединениями.
Социальная ориентированность кадров - одно из условий успеха реформ, проводимых в России. Авторский коллектив надеется, что данное учебное пособие поможет большему осознанию и необходимости такой ориентированности и ее реализации в практических делах. Это пособие перестроечного периода, отражающее состояние социальной психологии при переходе от тоталитаризма к нормальному устройству жизни. Естественно, что его авторам, профессиональное сознание которых тоже претерпевает перестройку, не все социально-психологические явления, связи между ними, а также причины, их порождающие, удалось проанализировать достаточно глубоко и полно. Особенность пособия состоит также в том, что оно критично и содержит примеры, иллюстрирующие реальную социальную психологию, а не только теоретические схемы.
Учебное пособие в отдельных случаях напоминает психологическую публицистику, что объясняется стремлением отказаться от академической манеры письма, сложившейся в отечественной социальной психологии. Это не противоречит традиции мировой социальной психологии. Напротив, именно в таком стиле уже подготовлено и опубликовано немало книг по вопросам психологии.
В определенной степени материал учебного пособия подан с криминологическим уклоном. Работники правоохранительных органов найдут в нем ответы на вопросы об организованной и общеуголовной преступности. Но специальный акцент на этом не ставится. Срез реальных социально-психологических явлений сделан прежде всего на норме и только затем - в сфере социальной патологии. Поэтому главное назначение учебного пособия состоит в том, чтобы помочь читателю разобраться во всем многообразии психологических процессов общественной жизни. Авторский коллектив выражает признательность всем тем, кто советом и конструктивными замечаниями помог в подготовке данного учебного пособия.
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ