Социальная терапия и методика ее осуществления (вар.2)
Социальная терапия-совокупность приемов и техник, обеспечивающих воздействие на клиента с целью его включения в соц-ную среду; развития(компенсации) способностей; выравнивания (повышения) соц. статуса. Данная тех-гия основана на социальном принятии, одобрении чел-ка, попавшего в трудную жизненную сит-цию. В соц-ной т-ии используются след приемы:-систематическое поощрение спец-том по соц раб-е всех успехов клиента; - разработка методик и определение тех видов деят-ти, где клиент может проявить свои способности, раскрыться, показать высокие рез-ты и быть успешным; -поддержка его инициативы в выборе видов деят-ти, установлении отношений с окруж-ми людьми; - отказ от негативной критики действий клиента и его личности. Соц т-я проводится для клиентов, утративших свой соц статус, признание и принятие обществом. Это могут быть граждане с огранич возможностями; клиенты, находящиеся в местах лишения свободы, женщины, пострадавшие от насилия. Рез-том соц т-и явл восстановление ресурсов клиента, которые преобладали до возникновения трудной жизненной ситуации, а также их компенсация с помощью усиления оставшихся способностей и достижения высоких рез-тов в значимой для него деят-ти. Средством соц т-и явл терапевтическая среда, которая создается и поддерживается специалистами по соц раб в малых группах клиентов учреждения соц-го обслуживания населения. С помощью данных объединений происходит формирование определенных ценностных ориентаций (взаимная забота, эмпатия, взаимопомощь, поддержка), создаются положительный эмоциональный фон и позитивные отношения. Соц т-я проводитсяс помощью след направлений: арттерапия (изотерапия, библиотерапия, имаготерапия иначе театрализация, музыкотерапия, кинезетерапия иначе воздействие движением, т е танцы), сказкатерапия, ипотерапия (лошади), трудотерапия, смехотерапия. Занятие по соц т-и (это в большей степени про арттерап) сост из подготовительного, основного, заключительного этапов. Подготовительный этап. Спец-т по соц раб определяет состав уч-ков, изучает особенности трудной жизненной ситуации кождого, выбирает напр-е соц т-и, разраб сценарий проведения. Вводный этап занятия включает ритуал приветствия и планирование игр и упражнений. Приветствие должно быть адресовано каждому уч-ку занятия. Инициатива приветствия вначале организации занятий по соц т-и принадлежит спе-ту по соц раб-е. Планирование дальнейшей работы в группе (не более 5 чел-к) осущ-ся с помощью след вариантов. После ознакомления с одной из техник работы с худ произведением (рисование, лепка, театрализация) кажд уч-ку предоставляется свобода в творческом самовыражении, импровизации. Спец по соц раб здесь имеет возможность расширить рез-ты диагностики с помощью наблюдения за клиентом в условиях, приближенных к естественным. Второй вариан планирования занятия структурирован – здесь инициатива и разработка сценария принадлежит спец-ту по соц работе. Он информирует уч-ков группы о порядке, содержании и последовательности форм соц т-ии. Данный вариант планирования необходим при формировании умений и навыков клиента, способствующих преодолению трудной жизненной ситуации. Спец по соц раб сообщае клиентам и цели проводимой формы соц терапии (это может быть игра, театрализованное представление и т д), её значении для приобретения качеств, способностей, умений. Форма сообщения должна быть адекватна возрасту, понятна клиенту и включена в игровой контекст. Основной этап занимает большую часть времени (до ¾ от всего занятия) и по своему содержанию представляет реализацию сценария, разработанного спец-м по соц раб индивидуально или совместно с группой. Заключительный этап занятия предполагает подведение итогов и обеспечение перехода из мира игры, сказки в реальную жизнь, где каждый несет определенную ответственность и имеет обязанности. Для подведения итогов участники рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями, мнениями. В закл проводится заранее продуманный спец-м по соц раб ритуал прощания, способствующий сохранению положит эмоций у клиентов и формирующий у них желание прийти на след занятие.