Тема 2. История развития этикета
Этапы становления этикета в России.
Эволюция этикета.
Тема 3. Речевой этикет.
Разновидности вербальных средств общения: прямое (обращение, приветствие, знакомство, беседа, спор, выступление, интервью и т.д.); письменное (деловые официальные и личные бумаги); дистантное (деловой телефонный разговор).
Приветствие, представление, обращение. Самопредставление.
Публичное выступление. Ведение разговора. Телефонный разговор. Автоответчик. Привила сотового телефона. Телеконференция. Телефакс.
Самостоятельная работа:
Ø Применение речевого этикета на практике.
Ø Заказ мест в гостинице для приезжающих на конференцию.
Ø Переговоры с начальником по телефону.
Тема 4. Невербальные средства общения. Этикетные нормы их использования в деловом мире.
Основные средства делового общения. Разновидности невербальных средств коммуникации: прикосновения, взгляды, жесты, походка и осанка, мимика, позы, запахи, пространственное размещение.
Этикетное оформление внешности и гардероба. Стиль одежды и его социальные функции. Консервативный стиль деловой одежды. Свободный стиль одежды. Неофициальный наряд. Аксессуары. Косметика. Подбор гардероба у мужчин и женщин. Торжественная и повседневная одежда. Индивидуальный стиль и этикетные нормы в одежде.
Этикет визитной карточки: виды визитных карточек, основные правила их использования. Ритуал обмена визитными карточками.
Техника рукопожатия. Когда следует пожимать руку. Представление на вечеринках.
Корреспонденция.
Этикет в Интернете (Нэтикет). Этикет электронная почта.
Самостоятельная работа:
Ø Визитные карточки в разных странах мира.
Тема 5. Этикет официальных мероприятий.
Виды приемов. Дневные и вечерние официальные приемы. Приемы с рассадкой и без нее. Приемы типа «бокал шампанского», «бокал вина», завтрак. Приемы типа «чай», «жур фикс», коктейль, фуршет, обед, обед-буфет, ужин.
Сроки проведения официального приема.
Форма одежды для официальных приемов.
Приход делегации на прием и уход с приема.
Поведение на дипломатических приемах.
Виды обслуживания «в стол» и «в обнос». Схемы рассадок на дипломатическом приеме.
Понятие делового завтрака, делового обеда, делового ужина.
Самостоятельная работа:
Ø Оформление помещения для деловых приемов
Тема 6. Культура поведения в общественных местах
Этикетные ситуации вне деловой среды.
Правила поведения на улице.
Лифт и лестница.
Машина и нормы поведения.
Умение вести себя в гостях. Приглашение в гости и ответ на приглашение. Этикет застолья. Обязанности хозяина и хозяйки. Проблема незваных гостей.
Поведение в театре: фойе, зрительном зале, во время спектакля, концерта, в театральном буфете.
Как вести себя во время путешествия. Преодоление языковых барьеров.
Как вести себя в других странах. Учет разнообразия культур.
Поведение в самолете, корабле, автомобиле, поезде, отеле, аэропорту.
Спортивный этикет.
Обряды и торжественные события. Свадебная традиция. Юбилей. Похоронная церемония. Поведение в церкви.
Самостоятельная работа:
Ø Этикет в местах общественного питания, особенности поведения в общественных местах в различных странах.
Ø Национальные нормы этикета стран Ближнего Востока, Сев. Африки и Ирана, стран Персидского залива, Африки.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие №1 Одежда для успеха. Жесты, поза, походка, осанка, манеры общения.
Практическое занятие №2 Об умении держать себя в обществе. Порядок представлений и знакомств.
Практическое занятие №3 Деловая корреспонденция, виды.
Практическое занятие №4 Требования к тесту корреспонденции, электронная корреспонденция.
Практическое занятие №5 Основные правила телефонного этикета. Визитки, деловые подарки, чаевые.
Практическое занятие №6 Переговоры как основной инструмент решения конфликтных ситуаций.
Практическое занятие №7 Организация официальных и неофициальных приемов.
Практическое занятие №8 Особенности национальных норм делового этикета Италии, Польши, Канады, Японии, Китая, Кореи, Индии, Израиля, Египта, Турции.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Этика и этикет: общее и различия
2. Принципы делового этикета.
3. Виды этикета
4. Аргументируйте положение о всеобщем характере этикета.
5. История этикета в мире и в России
6. Каковы различия в использовании жестов, прикосновений, зрительных контактов, пространственном положении собеседников в различных странах?
7. Особенности деловой одежды на Западе и на Востоке.
8. Содержания понятий «хорошие» и «дурные» манеры. Манеры и интеллигентность. Условия хороших манер.
9. Основные правила приветствия. Рукопожатия. Поцелуи. Ответ на приветствия.
10. Правила представления и знакомства: люди одного возраста, члены вашей семьи, на большом приеме, мужчину, женщину, делегация.
11. Телефонный этикет. Мобильный этикет
12. Деловые письма: виды, темы, правила написания.
- Этикет визитных карточек. Типы визиток. Обмен визитными карточками.
14. Четыре зоны межличностного общения. От чего зависит дистанция общения? Национальная специфика дистанций. Статут участников переговоров в зависимости от положения за столом.
15. Основные черты стиля одежды делового мужчины. Цветовые гаммы, аксессуары, подбор обуви и галстуков.
16. Значимые элементы восприятия одежды деловой женщины. Цвета, украшения, прическа, макияж.
17. Подарки в деловых отношениях. Правила преподнесения. Цена подарка. Цветы в подарок.
18. Деловой прием. Дневные и вечерние приемы. Порядок подготовки и встречи гостей. Поведение, внешний вид.
19. Поведение в театре, кино: приветствия, аплодисменты, форма одежды.