Характеристика периодизации психического развития по Д. Б. Эльконину
В основе периодизации Даниила Борисовича Эльконина лежит ряд фундаментальных положений культурно-исторической теории, разработанной Л. С. Выготским, а также идея о «ведущей деятельности», обоснованная А. Н. Леонтьевым в рамках деятельностного подхода.
Д. Б. Эльконин исходил из предположения, что психическое развитие ребенка во многом определяется познанием двух граней окружающей действительности — предметного мира и мира человеческих отношений. Поэтому ребенок всегда включен в две системы отношений: «человек — предмет» и «человек — человек». Предметный мир отражает то, что было создано человечеством за всю историю существования. Каждый предмет для ребенка представляет интерес не только как объект с определенными физическими свойствами, но и как объект, имеющий определенное социальное значение, а также предполагающий возможность его использовать для удовлетворения потребностей. Для этого особое значение имеет усвоение социально выработанных способов действий с предметами. Мир отношений ребенка с другими людьми позволяет ему «войти в общество». Ведь взрослый помимо того, что является субъектом определенных индивидуально-психологических особенностей, в то же время посредством выполнения различных социальных ролей (в профессии, семье, других сферах) помогает ребенку усвоить необходимые нормы отношений между людьми.
В своей периодизации Д. Б. Эльконин обращается к понятию «ведущая деятельность», введенному А. Н. Леонтьевым. Освоение выделенных систем отношений, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит в разных видах деятельности. Но он считает, что можно выделить две группы ведущих деятельностей. Первую группу образуют деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. К этой группе относятся следующие виды деятельности:
* непосредственно-эмоциональное общение младенца;
* ролевая игра дошкольника;
* интимно-личностное общение подростка.
Эти деятельности значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок — общественный взрослый», или, шире, «человек — человек».
Во вторую группу входят деятельности, направленные на усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (система отношений «человек — предмет»):
* предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста;
* учебная деятельность младшего школьника;
* учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.
Д. Б. Эльконин считает, что в деятельностях первой группы главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельностях второй группы — познавательная сфера. Развитие этих сфер — два важнейших направления психического развития человека. Признавая, что эти два направления образуют единый процесс развития личности, ученый полагал, что на каждом возрастном этапе преимущественное развитие получает одно из них. Ребенок поочередно осваивает системы отношений «человек — человек» и «человек — предмет», что определяет закономерное чередование и развитие соответствующих сфер. Базируясь на таком понимании, Д.Б. Эльконин формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из отношений «человек — человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек — предмет». Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом, периодизация Д. Б. Эльконина основана на понятии «ведущая деятельность». В представленной ниже таблице отражена краткая характеристика возрастных периодов в соответствии с данной периодизацией.
Название возрастного периода | Границы возраста | Ведущая деятельность | Направленность деятельности | Сфера преимущест-венного развития | Основные новообразования возраста |
Младенческий возраст | до 1 года | непосред-ственно-эмо-циональное общение | на познание отношений | мотивацион-но-потребно-стная | потребность в общении, эмоциональные отношения |
Раннее детство | 1 — 3 года | предметно-манипуля-тивная деятельность | на познание предмета | познаватель-ная | речь и наглядно-действенное мышление |
Дошкольный возраст | 3 — 6(7) лет | ролевая игра | на познание отношений | мотивацион-но-потребно-стная | потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст | 6(7) — 10(11) лет | учебная деятельность | на познание начал наук | Познавательная | произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия |
Подростковый возраст | 11 — 14 лет | интимно-личностное общение | на познание системы общения в разных ситуациях | мотивационно-потребно-стная | чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам |
Ранняя юность | 15 — 17 лет | учебно-профессио-нальная | на познание профессии | познавательная | мировоззрение, профессиональ-ные интересы |
В периодизации Д. Б. Эльконина рассматривается отрезок жизни человека с рождения до вступления во взрослую жизнь. Но для глубокого понимания общих возрастных закономерностей психического развития важно анализировать всю жизнь человека, а потому рассмотрим одну из наиболее известных зарубежных периодизаций развития, разработанную Э. Эриксоном.