Раздел № III. Психология общения

Лекция №.5 Общение как социально-психологическое явление.

Виды общения.

Функции общения.

Типы межличностного общения.

Структура общения

1.

Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В общем, виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психологические процессы, состояния и поведение человека.

Таким образом, общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном и т.д.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи.

Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют, кроме того, межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие индивидуальными уникальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – продавец). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

2.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить 5 основных функции общения

1. прагматическая функция общения. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности

2. Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развития поведения. Деятельности и отношения ребенка к миру и к себе самому опосредовано его общением с взрослыми. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психологические функции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю активность ребенка. Общение ребенка и взрослого - это не только передача первому суммы знаний, которые он механически усваивает, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок зачастую активно и критично прирабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира. Ребенок и принимает, и воспроизводит, реализует опыт других (взрослых) людей.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека « не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Во многих психотерапевтических системах это состояние человека фиксируется понятием « неподтверждение». Причем в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами « Ты не прав» или « Ты плохой» и предполагает известную долю подтверждения (хотя и с негативной оценкой), неподтверждение означает « Тебя здесь нет», « Ты не существуешь». Известно, что повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей «подтверждающей терапии»: ритуалы, знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные процедуры направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности».

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связана с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, эмоциональные межличностные отношения - не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже родственные отношения.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

3.

В социальной психологии выделяют 3 типа межличностного общения:

1) императивное общение – авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива состоит в том, конечная цель общения – принуждение партнера – не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются показы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где достаточно эффективно использование императивного общения. К таки сферам относятся: военные уставные отношения, отношения «начальник – подчиненный» в экстремальных условиях, работа в чрезвычайных обстоятельствах. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

2) Манипулятивное общение – это форма межличностиных отношений, при которой воздействие на партнера по общения с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой « разрешенной манипуляции» является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды. Следует отметить, что владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в другие сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечает Э. Шосторм – один из ведущих критиков «карнегинианского» подхода в общении, манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. В целом в профессии, связанной с работой в коллективе, можно отнести к наиболее подвержиной манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интереснее, привлечь внимание людей к какой либо проблеме и др.) Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение. Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого объект своего воздействия, по сути дела общается с самим собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

3) Диалогичное общение – равноправное субъект-субъектное общение и взаимодействие, имеющее своей целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в том случае, когда соблюдаются, ряд правил:

Во-первых, наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»)

Во-вторых, использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям.

В-третьих, восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения.

В-четвертых, содержание общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблемизация содержания общения).

В-пятых, следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

4.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Указанная сложность феномена общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения. Классическим уже стал подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения – коммуникативную, интерактивную и персептивную.

Коммуникация заключается в обмене информацией межу общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними. Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средствах и механизмах воздействия друг на друга в условиях их совместных действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относят: психическое заражение, внушение и подражание.

Наши рекомендации