Психология деятельности тренеров
Особенности деятельности тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, — достижение его учениками высокого спортивного мастерства в результате многолетней тренировки. Отсюда первая специфика тренерской деятельности — постоянное общение со своими учениками на тренировочных занятиях, сборах и соревнованиях, позволяющее лучше изучить психологию спортсменов и оказывать на них систематическое воздействие.
Вторая особенность деятельности тренера заключается в наличии «профессионального риска»: тренер вынужден ждать высокого результата своих учеников долгие годы (при этом без гарантии, что он будет), а это требует не только терпения, но и нравственной ответственности за здоровье и развитие таланта своих учеников.
Третьей особенностью тренерской деятельности является ее стрессогенностъ в период соревнований — тренер постоянно испытывает очень высокое нервно-эмоциональное напряжение.
Четвертой особенностью деятельности тренеров является их оторванность от дома и семьи в течение длительного времени (в некоторых видах спорта — до девяти месяцев в году).
Пятая особенность: в процессе своей деятельности тренер должен вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса, — с родителями юных спортсменов, представителями администрации, судьями, журналистами. Для успешного общения с ними тренер должен обладать коммуникабельностью, а нередко и выдержкой, так как он находится под постоянным прессом со стороны руководства и спонсоров, требующих высоких спортивных результатов.
Шестая особенность тренерской деятельности, а скорее карьеры, — это неизбежные падения после взлетов (даже триумфальных).
Седьмая особенность — публичность (особенно в спортивных играх), успешная или неудачная деятельность тренера со спортсменами высокого класса обсуждается в средствах массовой информации, его показывают во время телетрансляций матчей, пресс-конференций. Все это вызывает необходимость постоянно держать под контролем свои эмоции, следить за грамотностью речи, соблюдать этику в общении с журналистами.
Помимо основной функции — обучения и развития спортсмена — тренер выполняет и другие различные функции, которые условно делят на следующие группы.
1. Экспертно-консультативные: тренер выступает как специалист, учитель, обладающий большими знаниями по специальным вопросам (методике учебно-тренировочного процесса, тактике ведения соревновательной борьбы, состоянию спортивного инвентаря и т. д.), а при работе с детскими коллективами он должен обладать определенной эрудицией и по другим вопросам, не относящимся к его профессии.
2. Проектировочные: тренер должен уметь осуществлять перспективное и текущее планирование. Особенно следует отметить умение создавать у учеников перспективу, это значительно повышает их самоотдачу.
3 Хозяйственно-организаторские (административные): снабжение спортсменов инвентарем, спортивной формой, аренда спортивных баз для занятий, размещение спортсменов на сборах и соревнованиях, организация врачебного и психофизиологического контроля над состоянием спортсменов и т. п.
4. Представительство: с одной стороны, тренер является для команды представителем руководства, а с другой — он сам представляет команду перед более высокими инстанциями (спорткомитетом и т. п.).
5. Воспитательная: прежде всего целенаправленное влияние на спортсменов, но эта функция осуществляется подчас стихийно, в силу подражания учеников своему учителю.
6. Познавательная (гностическая): познание психологических особенностей учеников, без чего нельзя установить с ними взаимопонимания.
7. Секундантская: управление спортсменами во время соревнований. Осуществляя эту функцию, тренер должен выступать в роли психолога, а для этого ему надо знать психологические особенности своих подопечных, их сильные и слабые стороны.
Следует помнить, что каждый одаренный спортсмен должен иметь свою изюминку. Задача тренера найти эту индивидуальность, а не стремиться всех сделать одинаковыми.
Среди форм психологического воздействия тренера на спортсмена выделяют: проявление внимания, просьба, требование, убеждение, внушение, принуждение, оценивание действий и поступков учеников, поощрение и наказание, юмор (шутка).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наши дни спорт – один из наиболее престижных и популярных видов деятельности. Его общественные функции необычайно многочисленны и разнообразны. Масштабность спортивной практики требует соответствующего масштаба теоретической базы, на которой данная практика осуществляется.
Углубление психологических и общетеоретических представлений о сути современного спорта необходимо для решения насущных практических задач, которые сегодня стоят перед российским спортом на международной арене. Ведь оценка сути современного спорта, его реального и потенциального места в обществе неизбежно образует существенную часть основания, на котором строится мотивационная структура личности человека, посвятившего себя спорту. От правильности и конкретности этой оценки во многом завися те "личностные параметры" спортсмена, которые определяют его успехи в большом спорте.