Эмоциональные состояния. их характеристика

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственно чувств (в узком значении).

Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. В одних случаях эмоции побуждают к действию, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. В других случаях эмоции (называемые астеническими) характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека.

Аффекты – эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил. Развитие аффекта характеризуется различными стадиями. В начале аффектного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего. Движения становятся все более безотчетными. Индуктивное торможение все более охватывает кору полушарий, что ведет к дезорганизации мышления; возбуждение нарастает в подкорковых узлах. Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству. На этой стадии нормальный человек может сдержаться. Здесь важно затормозить развитие аффекта (досчитать до 10).на дальнейших стадиях аффекта человек утрачивает контроль над собой, совершая безотчетные действия.

Настроения - представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни. Настроения находятся в большой зависимости от общего состояния здоровья, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции. Для улучшения настроения важны занятия спортом. Источники настроения не всегда ясны переживающему его человеку, но они всегда имеют свои причины.

Стрессовые состояния – особые формы переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, угрозы. Состояние человека при стрессе характеризуется поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в других – в пассивности. Незначительный стресс может способствовать мобилизации сил. Поведение человека в стрессовых ситуациях зависит от типа нервной системы.

Переживание чувств сопровождается внешними проявлениями.

Чувства (в узком значении) – отражают отношение человека к обхекту его устойчивых потребносте, который закреплен в направленности личности. Хар-ся устойчивость и длительностью. Имеют предметный хар-р.

Страсти - устойчивое глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Любовь – это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта.

Можно выделить след. эмоц.состояния:

интерес (+, способствует развитию навыков и умений, мотивирует деят-сть),

радость (+, связано с возможностью удовл-ть актуальную потребность),

удивление (нейтрал, эмоц.реакция на внезапно возникшие обстоятельства),

страдание (-,связано с невозможностью удов-ия важнейших потребностей, астенический хар-р), гнев (-, протекает в форме аффекта и вызывается внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовл-ия оч важной потребности, стенический характер),

отвращение (-, вызывается объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологич, нравств и эстетич принципами),

презрение (-, возн-ет в межличностных отношениях и порождается рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизн.позициями объекта чувства, представляются субъекту как низменные, одно из следствий – деперсонализация),

страх (-, появляется при получении субъектом информации о возможном ущербе или опасности. Может быть как стенической, так и астенической, протекает в виде стрессовых состояний, устойчивого настроения тревожности или в виде аффекта),

стыд (-, выражается в осознании несоответствия собственных помыслов не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении).

Переживания чувств не всегда имеют однозначный характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя в своеобразном сочетании два противоположных чувства; например, любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности (явление амбивалентных чувств).

Различия чувств человека и животного:

1) У человека чувства сложнее

2) У человека много чувств, которых у животных нет

3) Человек овладевает своими чувствами.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

Особый вид преднамеренных действий составляют волевые действия. Необходимое условие волевого действия – преодоление трудностей. Могут быть простыми и сложными (включает ряд простых).

Воля – это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной (обеспечивает активность личности, кот характ-ся произвольностью) и тормозной (проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности). Побуждения чел-ка к действию образуют иерархию мотивов.

Поступки человека объективно обусловлены. Мотивы, включающие волевое действие, возникают как результат внешних воздействий. Т.о. волевые действия являются детерминированными, т.е. причинно обусловленными. Проявлением воли явл-ся деяние – социально значимый результат деятельности, ответственность за который несет сам субъект.

Внешняя локализация контроля – приписывание ответственности за результат своих действий внешним силам.

Внутренняя локализация контроля – индивид принимает ответственность за свои поступки на себя.

Одно из проявлений риска – поведение человека в условиях риска. Риск – это характеристика деятельности при неопределенности для субъекта ее исхода и наличии предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. Причины риска:

1) Расчет на выигрыш, величина которого превышает степень неблагоприятных последствий при неуспехе – ситуативный риск. Различают оправданный (когда взвешены все «за» и «против») и неоправданный риск.

2) Характеризуется предпочтением опасного варианта действия, способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, превосходящие исходную задачу – надситуативная активность личности.

Основу воли составляют потребности, которые образуют разнообразную мотивацию действий и поступков. Мотивация- это 1) источник активности, 2) направленность активности и 3) средство саморегуляции поведения.

Звенья волевого акта:

Влечение – мотив деят-сти, представляющий недостаточно отчетливо осознанную потребность.

Желания – мотив, характеризующийся достаточной осознанностью. Осознаются не только потребности, но и пути удовлетворения. Иногда у человека возникает борьба мотивов (желания противопоставляются или сталкиваются), в рез-те появляется решение. Это решение может быть отсрочено, тогда возникает намерение.

Исполнение – последний момент волевого действия. Решение переходит в действие.

Волевое усилие- это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения.

Воля - это власть над собой.

Абулия – отсуствие побуждений к деятельности, неспособность принят решение. Апраксия – нарушение целенаправленности действия (болезни).

Индвид.особ-сти воли:

Слабоволие (проявление – лень, трусость, нерешительность).

Решительность – способность самостоятельно принимать ответственные решения и реализовать их. Самообладание, настойчивость и др.

Большую роль играет моральная воспитанность воли.

25. Личность и ее структура.

Б. Г. Ананьев выделил 4 уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств (родовая принадлежность), с природными предпосылками для развития собственно человеческих признаков и качеств (возм-ть прямохождения, развития интеллекта=этим заведомо отличается от детеныша животного).

Личность – системное Социальная качество, приобретаемое индивидом в предметной деят-ти и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Квазиличность – личность, за которой не стоит реальный индивид (допустимо): Козьма Прутков А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых.

Межличностное связи формируют личность в коллективе:

-субъект-субъектные отношения (общение),

-субъект-объектные (предметная деят-ть),

-субъект-объект-субъектные (опосредованное отношение индивидов ).

Человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей (темперамент, характер, привычки…). Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Но: ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступят как характеристика его личности, пока он не будет включен в спортивную команду.

Необходим индивидуальный подход к учащемуся: учет памяти, внимания, способностей… + личностный подход: изучение условий и обстоятельств включенности подростка в систему межличностных отношений с окружающими.

Психические свойства личности.

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека.

Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.

Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности.

Социальные установки — это убеждения людей.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.

Опросники описывают индивидуальность личности (интроверсия – экстраверсия, эмоциональность – уравновешенность, тревожность, агрессивность). Хотя и предполагается некое социальное окружение (неизменная среда).

Индивидуально-психологические качества могут быть преобразованными в личность индивида как члена коллектива. Или же некоторые черты индивидуальности человека могут выступить как необходимое проявление его личности.

Т.о. структура личности шире структуры индивидуальности.

В личности человека выделяют 2 осн подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов – биологического и социального.

5) «эндопсихика»: внутренняя взаимосвязь психических элементов и функций, внутр механизм человеческой личности, отождествл с нервно-психической организацией человека. Восприимчивость, особенности памяти. мышления и воображения… Эндопсихика имеет природную основу.

6) «экзопсихика»: отношение человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности. Система отношений человека, его опыт, интересы, склонности, идеалы… Экзопсихика имеет социальную основу.

Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. (их нельзя разделять механически).

Составляющие структуры личности:

3) внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема: индивидуальность, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

4) интериндивидная подсистема: представленность в системе межличностных отношений.

5) метаиндивидная (надиндивидная) подсистема: «вклады» в других людей; процесс продолжения субъекта в другом индивиде, обеспечение своей «идеальной» представленности как личности в других людях за счет произведенных в них «вкладов» (=персонализация)

АКТИВНОСТЬ личности.

Это способность человека производить общественно-значимые преобразования окружающего, проявляющегося в общении, совместной деятельности, творчестве. Активная жизненная позиция, выражающаяся в идейной принципиальности, последовательности отстаивания своих взглядов, единстве слова и дела, сознательное отношение к общественному долгу, гражданственность, коллективизм, творческое отношение к деятельности, убежденность…

Сверхнормативная активность предполагает осуществление деятельности, которая не является строго обязательной для данной личности, но которая отвечает идеалам и высшим ценностям общества. Типично для социалистического общества, невозможно в капиталистическом обществе.

Открытие «Я». (И. С. Кон, советский социолог). «Я» формируется с младенчества в течение всей жизни (особ до юношеского возраста).

Образ «Я» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он взаимодействует с другими.

Т.о. образ «Я» вписывается в структуру личности. Это установка по отношению к самому себе. 3 компонента:

1) когнитивный (представление о своих способностях, внешности, соц значимости)

2) эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие…),

3) поведенческий (волевой) (стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей, повысить свой статус..)

Образ «Я» - не статическое, а динамическое образование личности (может быть неск сменяющих др друга)

* «реальное Я» - сиюминутное представление о себе

* «идеальное Я» - то, каким должен быть человек, соответствую ожиданиям окружающих (под влиянием кино, литер..). Это необходимый ориентир в самовоспитании личности.

* «фантастическое Я» - то, каким субъект желал бы стать.

В структуру личности также входят:

+самооценка (оценка личностью самой себя, своих возм-тей, качеств и места среди других людей)

+ожидаемая оценка

+ оценка личностью группы

Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид поставил перед собой.

У. Джемс в нач 20в предложил формулу:

Формирование личности. в 2 смыслах.

3) как ее развитие, его процесс и результат (психологический подход)

4) как ее целенаправленное воспитание (педагогический подход

Движущие силы личности:

** биогенетическая концепция: роль биологического, наследственного фактора. спонтанный хар-р развития личности (пассивная личность)

** социогенетическая концепция: роль прямых воздействий окружающей социальной среды + пассивная личность. НО почему тогда в одной и той же среде вырастают разные люди?

Т.О. движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Ведущая роль в формировании личности принадлежит воспитанию.

26. Общая характеристика направленности, мотивов и целей личности.

МОТИВ – это то, ради чего совершается действие. Могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе не осознаваемыми.

НАПРАВЛЕННОСТЬ личности (куда и на что ориентирована активность).

Это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

ЦЕЛЬ – это объект потребности.

Когда осознается не только цель как идеальное предвосхищение результата деятельности человека, но и реальность осуществления этой цели в значимом объекте, то это рассматривается как перспектива личности.

Фрустрация – состояние расстройства, подавленности. противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, барьерами, которые являются реально непреодолимыми или воспринимаются как таковые

Интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности. Т.о. интересы – постоянные побудительные механизмы познания.

Интересы различаются по:

-содержанию (к чему интерес),

-цели: а) непосредственные (эмоц привлекательность объекта), б) опосредствованные (когда реальное общественное значение чего-либо и субъективная значимость его для личности совпадают),

-широте,

-степени их устойчивости, длительности (могут стать существенными чертами психологического склада)

Убеждения – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, - это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественно-научных..), то они могут рассматриваться как мировоззрение человека (имеет классовый хар-р).

Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности именно определенным образом к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Предвзятость – как результат поспешных и недостаточно обоснованных выводов из некоторых фактов личного опыта человека. Стереотипы мышления – стандартизированные суждения, принятые в определенной общественной группе.

Установки – позитивные (выполнение указаний врача) и негативные (предубеждение, расизм).

Структура установки:

7) когнитивная – образ того, что готов познать и воспринять человек,

8) эмоционально-оценочная – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки,

9) поведенческая – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

27. Направленность личности.

Напр – ведущая характеристика личности.

Это: «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Направл. личности всегда соц. обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Формы направленности:

10) влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности, это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

11) Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Имеет побуждающую силу.

12) Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

13) Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

14) Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

15) Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

16) Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

28. Представления о личности различных психологических школ и направлений.

Три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше попять его поведение. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. Но их определения для целостного описания нормальной личности являлись слишком узкими.

В первые десятилетия XX в. личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. Насчитывают, по крайней мере, 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации.

***По способу объяснения поведения:

-психодинамические (описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик),

-социодинамические (роль внешних ситуаций)

-интеракционистские (основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека).

***по способу получения данных о личности:

-экспериментальные (анализ и обобщение собранных опытным путем данных),

-неэкспериментальные (жизненные впечатления, наблюдения и опыт àтеоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту)

***личность как структурное или динамическое образование:

-структурное (главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться).

-Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

***в рамках возрастной и педагогической психологии.

*** по тому, на что обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Б. В. Зейгарник рассматривает существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития. При этом она выделяет следующие группы теорий: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистические теории личности, теории личности экзистенциальной психологии, теории личности французской социологической школы и др.

1) Фрейдизм.

*Метод психоанализа: путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд подробно остановился на механизмах человеческого поведения.

* две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного.

*в структуре личности три основных компонента: ид, эго и супер-эго.

*для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.).

*Человек активен в результате того, что в нем живут инстинктивные побуждения, унаследованные от животных предков (половой инстинкт и и-т самосохр). Активность – биологическая, природная сила.

* Человек и общество чужды др другу, их гармония возможна лишь при подавлении одного силой другого.

2) Неофрейдизм (А. Кардинер, Э. Фромм, К. Хорни).

*на первом плане – зависимость личности от среды. При этом личность выступает в качестве простой проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически определяется. Среда проецирует на личность свои важнейшие качества.

3) гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт)

В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к «вытесненным в бессознательное» впечатлениям и переживаниям ребенка, «гуман. пс.» главным фактором активности личности считает ее устремленность к будущему, к максимальной реализации (самоактуализации). Напр, творческий человек самореализуется. НО неужели он не хочет продемонстрировать свое творение? Т.О. здесь –субъкт-объект-субъектная связь!

И для психоаналитических, и для экзистенциалистских концепций личности характерно противопоставление одинокого индивида враждебному ему обществу.

4) советская психология, исходя из марксистско-ленинской теории говорит, что человек обнаруживает свою активность в деятельности (совместной).

Наши рекомендации