Исследование памяти в когнитивной психологии
Классификации видов памяти.
I. Бинарные классификации памяти (по способу запоминания):
1. Непроизвольное → произвольное запоминание (по наличию цели или намерения).
2. Непосредственное → опосредованное (по наличию средств и приемов).
3. Механическое (повторение) → осмысленное (обдумывание).
II. Традиционная классификация видов памяти по материалу запоминания.
Классификация П.П. Блонского: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая
III. Классификация когнитивной психологии
Сенсорные регистры (СР). Иконическая и эхоическая память.
Кратковременная память (КП). Питерсоны: 20 сек.
Долговременная память (ДП). Время хранения не ограничено.
+ виды ДП:
Декларативная – знание что делать; память на факты. Виды по Тульвингу:
o Эпизодическая (память на события, которые были пережиты лично)
o Семантическая (память на основные значения слов и понятия)
o Эксплицитная и эмплицитная
· Процедурная – знание как делать; память на умения и навыки.
Теории памяти.
a) Эббингауз(конец 19 в.) первым изучил изменения памяти во времени! – классический ассоцианизм. Перечислить МЕТОДЫ, не забыть про КРИВУЮ ЗАБЫВАНИЯ
б) Бартлетт: теория репродуктивного и продуктивного запоминания. Испорченный телефон.
в) Когнитивисты выделили 3 вида памяти:
1) сенсорная память; сенсорный регистр: опыты Сперлинга (метод частичного отчета). Морэй (1965): исследования эхоической памяти
2) КП, рабочая, оперативная память. Основной механизм этой памяти - повторение! Петерсоны. Опыты Шульмана.
3) ДП – постоянная. ПозжеТульвинг разделил ДП на два вида: эпизодическая и семантическая.
Исследования Брауна и Мак-Нейла.
г) Эпигенетическая теория Блонского.Подтверждение при анализе распада памяти.
д) Культурно-деятельностная школа Выготский-Леонтьев-Лурия.Проблема развития. Опсредствование запоминания. Работы Леонтьева и Занкова. Параллелограмм развития.
НПФ и ВПФ.
2. Развитие памяти (в другой версии вопросов этот вопрос слит с развитием внимания – в таком случае см. вопрос 6 по теме)
Планы рассмотрения развития памяти:
1.Филогенез (Блонский).
2. Социогенез (Жане, Блонский, Леонтьев)
.1. ЖАНЕ. память-реминисценция и память-рассказ.
2. Гипотетическая ситуация "часовой на изолированном посту".
3. Определение истинной памяти. Память – социальное действие, произвольное запоминание, припоминание, память повествования.
4. Амнемозия детей и стариков. + у животных не может быть памяти вообще.
3.Онтогенез Память как ВПФ. ВПФ развиваются на основе НПФ, т.е. социальны, опосредованы, произвольны, системны.
Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)внешнее развитие и внутреннее
Методика двойной стимуляции (Леонтьев)
4.Патогенез Амнезия:. Ретроградная, Конградная амнезия, Антероградная амнезия. + постгипнотические и инфантильные
Классификация амнезий по Рибо: Временные, Периодические, Прогрессирующие. Закон Рибо (закон обратного развития памяти
Врожденные амнезии. Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти.
5.Актуалгенез Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями.
Модель двойственной памяти. 1965 Д.Норман, Н.Во: первичная, вторичная.
Повторение – проговаривание про себя или вслух материала, поступившего в первичную память.
Функции повторения:
1. удержание материала в первичной памяти
2. копирование информации из первичной во вторичную память
3. закрепление информации во вторичной памяти
4. кодирование информации в вербально-акустическую форму
5. группировка элементов
Модель трехкомпонентной системы памяти. Д.Аткинсон, Р.Шиффрин
Генетическая классификация Блонского.
Исследование памяти в когнитивной психологии
1. Определение когнитивной психологии и ее предмета.
2. Основные подходы к изучению памяти:
. 1) процессуальный
2) функциональный.
3) наличие структур:
а) структурный подход (структуры для хранения), предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности
2 механизма памяти по Джемсу, 2хкомпонентная модель – Норманн и Во, 3хкомпонентная модель Аткинсон, Шифрин.
Функциональная характеристика структур памяти. Эксперименты А. Беверли, Тулвинг Аткинсон.
б) уровневый подход (уровни переработки), предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения. Эксперимент Крейка. Теория Крейка-Локхарта. Повторение по Норманну и Во. Эксперимент Гандуса. Тулвинг. Зинченко, Смирнов. Эксперимент Крейка-Тулвинга. Беддели.
Эффекты памяти. 1) недавность, 2) уровень переработки и глубина. 3) идея центрального исполнителя.
Норман, Линдсей, Клацке: Память –последовательная система переработки информации, и каждый ее блок имеет ограниченную емкость.
3 процесса памяти у когнитивистов:1. Кодирование (введение в систему); 2.Хранение; 3.Извлечение (воспроизведение)
1 блок памяти – сенсорная память (регистр). Его характеристики. Модальности. Функции. Опыты Сперлинга.
2 блок – кратковременная память Характеристики. Основной механизм. Эксперимент Петерсонов, опыты Шульмана. 2 механизма забывания.
Структура КП. Буферная модель Аткинсона.
3 блок – долговременная память Определение Клацки.ДП: эпизодическая и семантическая.
3 вида моделей ДП:
1.Сетевые модели. 2 эффекта: эффект величины класса- исследования Брауна и Мак-Нейла и эффект семантической близости