Исследование памяти в когнитивной психологии

Классификации видов памяти.

I. Бинарные классификации памяти (по способу запоминания):

1. Непроизвольное → произвольное запоминание (по наличию цели или намерения).

2. Непосредственное → опосредованное (по наличию средств и приемов).

3. Механическое (повторение) → осмысленное (обдумывание).

II. Традиционная классификация видов памяти по материалу запоминания.

Классификация П.П. Блонского: моторная, аффективная, образная, словесно-логическая

III. Классификация когнитивной психологии

Сенсорные регистры (СР). Иконическая и эхоическая память.

Кратковременная память (КП). Питерсоны: 20 сек.

Долговременная память (ДП). Время хранения не ограничено.

+ виды ДП:

Декларативная – знание что делать; память на факты. Виды по Тульвингу:

o Эпизодическая (память на события, которые были пережиты лично)

o Семантическая (память на основные значения слов и понятия)

o Эксплицитная и эмплицитная

· Процедурная – знание как делать; память на умения и навыки.

Теории памяти.

a) Эббингауз(конец 19 в.) первым изучил изменения памяти во времени! – классический ассоцианизм. Перечислить МЕТОДЫ, не забыть про КРИВУЮ ЗАБЫВАНИЯ

б) Бартлетт: теория репродуктивного и продуктивного запоминания. Испорченный телефон.

в) Когнитивисты выделили 3 вида памяти:

1) сенсорная память; сенсорный регистр: опыты Сперлинга (метод частичного отчета). Морэй (1965): исследования эхоической памяти

2) КП, рабочая, оперативная память. Основной механизм этой памяти - повторение! Петерсоны. Опыты Шульмана.

3) ДП – постоянная. ПозжеТульвинг разделил ДП на два вида: эпизодическая и семантическая.

Исследования Брауна и Мак-Нейла.

г) Эпигенетическая теория Блонского.Подтверждение при анализе распада памяти.

д) Культурно-деятельностная школа Выготский-Леонтьев-Лурия.Пробле­ма развития. Опсредствование запоминания. Работы Леонтьева и Занкова. Параллелограмм развития.

НПФ и ВПФ.

2. Развитие памяти (в другой версии вопросов этот вопрос слит с развитием внимания – в таком случае см. вопрос 6 по теме)

Планы рассмотрения развития памяти:

1.Филогенез (Блонский).

2. Социогенез (Жане, Блонский, Леонтьев)

.1. ЖАНЕ. память-реминисценция и память-рассказ.

2. Гипотетическая ситуация "часовой на изолированном посту".

3. Определение истинной памяти. Память – социальное действие, произвольное запоминание, припоминание, память повествования.

4. Амнемозия детей и стариков. + у животных не может быть памяти вообще.

3.Онтогенез Память как ВПФ. ВПФ развиваются на основе НПФ, т.е. социальны, опосредованы, произвольны, системны.

Развитие памяти в социогенезе (Леонтьев)внешнее развитие и внутреннее

Методика двойной стимуляции (Леонтьев)

4.Патогенез Амнезия:. Ретроградная, Конградная амнезия, Антероградная амнезия. + постгипнотические и инфантильные

Классификация амнезий по Рибо: Временные, Периодические, Прогрессирующие. Закон Рибо (закон обратного развития памяти

Врожденные амнезии. Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти.

5.Актуалгенез Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями.

Модель двойственной памяти. 1965 Д.Норман, Н.Во: первичная, вторичная.

Повторение – проговаривание про себя или вслух материала, поступившего в первичную память.

Функции повторения:

1. удержание материала в первичной памяти

2. копирование информации из первичной во вторичную память

3. закрепление информации во вторичной памяти

4. кодирование информации в вербально-акустическую форму

5. группировка элементов

Модель трехкомпонентной системы памяти. Д.Аткинсон, Р.Шиффрин

Генетическая классификация Блонского.

Исследование памяти в когнитивной психологии

1. Определение когнитивной психологии и ее предмета.

2. Основные подходы к изучению памяти:

. 1) процессуальный

2) функциональный.

3) наличие структур:

а) структурный подход (структуры для хранения), предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности

2 механизма памяти по Джемсу, 2хкомпонентная модель – Норманн и Во, 3хкомпонентная модель Аткинсон, Шифрин.

Функциональная характеристика структур памяти. Эксперименты А. Беверли, Тулвинг Аткинсон.

б) уровневый подход (уровни переработки), предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения. Эксперимент Крейка. Теория Крейка-Локхарта. Повторение по Норманну и Во. Эксперимент Гандуса. Тулвинг. Зинченко, Смирнов. Эксперимент Крейка-Тулвинга. Беддели.

Эффекты памяти. 1) недавность, 2) уровень переработки и глубина. 3) идея центрального исполнителя.

Норман, Линдсей, Клацке: Память –последовательная система переработки информации, и каждый ее блок имеет ограниченную емкость.

3 процесса памяти у когнитивистов:1. Кодирование (введение в систему); 2.Хранение; 3.Извлечение (воспроизведение)

1 блок памяти – сенсорная память (регистр). Его характеристики. Модальности. Функции. Опыты Сперлинга.

2 блок – кратковременная память Характеристики. Основной механизм. Эксперимент Петерсонов, опыты Шульмана. 2 механизма забывания.

Структура КП. Буферная модель Аткинсона.

3 блок – долговременная память Определение Клацки.ДП: эпизодическая и семантическая.

3 вида моделей ДП:

1.Сетевые модели. 2 эффекта: эффект величины класса- исследования Брауна и Мак-Нейла и эффект семантической близости

Наши рекомендации