Профессиональные и имитационные тесты
Как показывает опыт, тесты, имитирующие тот или иной вид профессиональной деятельности или предельно близкие по своему содержанию к той работе, которую предстоит выполнять кандидату в случае занятия имеющейся вакансии, отличаются высокой способностью к предсказанию будущей профессиональной успешности. В число имитационных тестов входят такие тесты, как, например, тест на компьютерное программирование для программистов, стандартный тест на вождение, прослушивание при приеме музыкантов в симфонический оркестр, стандартные тесты по машинописи и т.п.
При использовании профессиональных или имитационных тестов, кандидатам предлагают выполнить задание, близкое по своему содержанию к той профессиональной деятельности, которую им придется осуществлять в случае занятия вакансии, а затем регистрируют качество и/или количество работы. Иногда профессиональный тест представляет собой набор вопросов из той сферы деятельности, к которой относится вакансия; на каждый вопрос предлагается несколько вариантов ответов, лишь один из которых является правильным. Это позволяет по итогам тестированию получить точный показатель в процентах или баллах, отражающий уровень профессиональных знаний кандидата.
Приведем пример простого теста на грамотность.
Прочитайте фразу и выберите правильные варианты написания слов.
На | ¨ колосальной ¨ колоссальной ¨ колассальной | ¨ досчатой ¨ дощатой ¨ дощятой | ¨ террасе ¨ терассе ¨ тирассе | ¨ в близи ¨ вблизи ¨ в блези | ¨ можевельника ¨ можживельника ¨ можжевельника | жена |
¨ не безивесного ¨ небезызвестного ¨ небезивестного | ¨ местного ¨ месного ¨ местново | ¨ подьячего ¨ подъячего | ¨ веснусчатая ¨ веснушчитая ¨ веснушчатая | ¨ Аграфена ¨ Агрофена | ¨ Савична ¨ Саввична |
¨ потчивала ¨ потчевала ¨ подчевала | ¨ исподтишка ¨ испоттишка ¨ изподтишка | ¨ коллежского ¨ колежского ¨ колежсского | ¨ асессора ¨ ассесора ¨ асессора | ¨ Аполона ¨ Аполлона ¨ Апполона | ¨ Филимоновича ¨ Фелимоновича ¨ Фелемоновича |
¨ молюсками и ¨ моллюсками и ¨ маллюсками и | ¨ винегретом ¨ венигретом ¨ винигретом | ¨ под акомпанимент ¨ под аккомпанемент ¨ под аккомпанимент | ¨ акордиона и ¨ аккордеона и ¨ аккордиона и | ¨ виалончели ¨ виолончели ¨ веолончели |
Примером использования имитационных тестов может служить экзамен на проверку навыков вождения при получении водительских прав.
Отбор работников в компании «Примекс»[23]
Максим, энергичный молодой человек 27 лет от роду, пришел работать в «Примекс» – фирму, специализирующуюся на уборке помещений – всего два с половиной года назад. Он тогда доучивался в пединституте на дневном отделении и не мог устроиться на полный рабочий день. Поэтому и пошел в мобильную бригаду, где в свободное от учебы время занимался химчисткой ковролина в офисах.
При приеме на работу служба персонала проводит тесты на профпригодность, рассказывает Максим. – Меня пригласили в одну из комнат офиса и попросили протереть стол, стену, пропылесосить диван. Я сначала не понял, зачем. Но выполнил. Оказалось, это проверка на моральную подготовленность будущего работника к уборке. Она выявляет не только скорость и качество наведения чистоты, но и то, с какой готовностью потенциальный сотрудник берется за дело – не испытывает ли он отвращения к подобным занятиям. Надо сказать, не все проходят этот тест: люди еще не избавились от стереотипа, что уборка – непрестижное, зазорное дело. А кому нужна уборщица, которой противно держать в руках тряпку?
Поднаторев на ковролине, Максим решил стать менеджером. Для такой должности есть свои тесты. Сперва молодого человека попросили рассказать о своем видении работы менеджера, о том, как нужно общаться с клиентами. Максим ответил экзаменаторам, что главное – быть общительным и, как он выразился, обладать «внутренней улыбчивостью». Попал в точку. Затем перешли к тренировкам: сотрудник службы персонала играл роль капризного заказчика, а чистильщик ковролина старательно изображал из себя менеджера. Потом задание усложнилось: перед Максимом раскрыли телефонный справочник и ткнули пальцем в первый попавшийся номер. Это оказался телефон бизнес-центра. Его на том конце провода не только выслушали, но и соединили с руководителем, который после непродолжительного разговора согласился сделать заказ.
Максима приняли, продажи услуг шли у него хорошо. Настолько хорошо, что несколько недель назад его назначили начальником коммерческого отдела. Но и тут он засиживаться не собирается, подумывает о получении второго высшего образования – финансового или экономического. Перспективным сотрудникам компания частично оплачивает обучение.
Результаты, полученные на основании выполнения тестов, позволяют разбить тестируемых на несколько категорий, определяющих принятие дальнейших решений, связанных с отбором.
Профессиональные и имитационные тесты обладают самой высокой надежностью и валидностью из всех видов тестов, используемых при отборе, поскольку они измеряют знания и навыки, непосредственно связанные с предлагаемой работой.
Групповые методы отбора
Групповые методы отбора применяют тогда, когда есть возможность собрать ряд кандидатов вместе, и специалист, занимающийся отбором, оценивает их достоинства и недостатки в процессе использования специальных оценочных процедур. Это могут быть групповые дискуссии, деловые игры, упражнения на решение проблем и анализ практики работы компаний. Групповые методы оценки широко применяются в практике работы центров оценки.
Использование групповых методов при отборе предполагает наличие четких критериев и способов выявления с их помощью таких показателей, которые позволяют определять преимущества одних кандидатов перед другими (например, лидерские качества; аналитические способности; умение убеждать; способность к конструктивному взаимодействию с другими членами группы и др.). Ниже приведен пример такой групповой процедуры, используемой в практике работы центров оценки (подробнее содержание работы центров оценки будет рассмотрено позже в разделе «Отбор руководителей»).
Деловая игра «Организация производства»
Кандидаты разбиваются на группы, по четыре-шесть человек в каждой, с целью организовать производство и управление компанией. Каждая группа по условиям игры наделяется стандартным капиталом, перечнем комплектующих деталей и моделей изделий. Участники должны определить наиболее эффективный способ использования имеющихся у каждой группы ресурсов и наилучшую схему организации производственного процесса.
Главная цель максимизация прибыли. Цены на сырье, материалы и полуфабрикаты меняются каждые 20 минут в течение всего периода игры, длящейся, как правило, один час.
Члены оценочной комиссии оценивают способность кандидатов к планированию, организации, контролю и умение адаптироваться к изменениям.
F | В Приложении 2 приведены некоторые групповые методы отбора. |
Существует множество методов отбора, и задача специалистов – выбрать из этого многообразия наиболее подходящие. В таблице 3 показано, какие качества кандидатов могут быть выявлены с помощью важнейших методов отбора
Таблица 3
Сопоставление разных методов отбора
Методы отбора | |||||||
Качества | Станда-ртная форма | Интервью | Решение пробных задач | Тестиро-вание | Проверка рекомен-даций | Группо-вые методы | Мед. обследо-вание |
Интеллект | | ü | | | |||
Образование | | | | ||||
Профессио-нальный опыт | | | | | | ||
Состояние здоровья | | | | ||||
Личностные характерис-тики | | | | | |||
Мотивация, отношение к работе | | | | | | ||
Коммуника-тивные качества | | | | | |||
Наличие про-тивопоказаний к работе | | | | | | | |
Моральные качества (чест-ность, трудовая этика, ответствен-ность и т.д.) | | | | |
Можно видеть, что чем шире используется комплексный подход, предполагающий использование целого ряда методов, тем более достоверную информацию о кандидате получают в конечном итоге специалисты кадровой службы.