Нейропсихологические методы исследования психич функций. Принципы построения нейропсихологического обследования
Нейропсихологические методы имеют большое значение при создании абилитационных и реабилитационных программ, направленных на восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений мозга или вследствие их недоразвития. Только в том случае, когда психолог или педагог-дефектолог хорошо представляет структуру нарушенных и сохранных компонентов ВПФ, т.е. умеет оценить степень дефекта и специфику структурно-функциональной недостаточности, приводящей к нарушениям ВПФ, он может выбрать адекватные методы и приемы психологической коррекции. В работах различных авторов подчеркивается важность использования нейропсихологических методов в (ре)абилитации и отличие последней от процесса спонтанного выздоровления (Цветкова Л.С, 1985; Марковская И.Ф., 1993; Bondy K.N., 1994; Preiss M., 1995, 1995; Girard D. et al., 1996; Kinsella G.J. et al., 1997). Начинает развиваться направление, объединяющее нейропсихологические методы и приемы, позволяющие наиболее эффективно обучать детей с нарушениями ВПФ, — "нейропедагогика" (Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю., 1997; Москвина Н.В., Москвин В.А., 1997; Хризман Т.П., Еремеева В.Д., 1998, и др.).
Особое место нейропсихологические исследования занимают в изучении межполушарной асимметрии мозга, поскольку дают возможность выявлять латеральные особенности мозговой организации ВПФ и, тем самым, латеральные закономерности работы мозга вообще (Симерницкая Э.Г., 1978; Трауготт Н.Н., 1981; Деглин В.Л., 1984; Хомская Е.Д., 1986; Вассерман Л.И. с соавт., 1997, и др.).
Функциональной специализации больших полушарий и межполушарному взаимодействию посвящено много работ (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Спрингер С, Дейч Г., 1983; Костандов Э.А., 1983; Бианки В.Л., 1985; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1994; Деглин В.Л., 1996, и др.)- Эта проблема разрабатывается в рамках многих дисциплин — нейроанатомии, нейрофизиологии, нейробиоло-гии, нейропсихологии. Проведено большое количество исследований, так или иначе доказывающих различия в онтогенетическом развитии и функционировании правого и левого полушарий мозга.
Существование анатомической асимметрии полушарий обсуждается во многих работах. Так, A.M.Galaburda с соавт. (1978), N.Geschwind, W.Levitsky, (1968) отметили больший размер planum temporale и frontal operculum слева, там, где расположены классические речевые зоны Вернике и Брока. Аналогичные находки были сделаны и у новорожденных детей (Witelson S., Pallie W., 1973; Wada J. et al., 1975). Предполагается и половой диморфизм в организации головного мозга: отмечается, например, что асимметрия в размерах planum temporale у женщин выражена гораздо слабее, чем у мужчин, уже при рождении (Witelson S., Pallie W., 1973; Geschwind N., Galaburda A.M., 1985; Galaburda A.M. et al., 1990).
В литературе прошлых лет левое полушарие часто рассматривалось как доминантное, основное, а правому отводилась роль субдоминантного, вспомогательного. В последнее время на смену традиционным представлениям о ведущей роли левого полушария (у правшей) пришла концепция относительной доминантности полушарий. Исследования O.L.Zangwill (1967), B.Milner (1974), других ученых позволили установить некоторые функциональные соотношения при парной работе полушарий. Были получены доказательства того, что полушария могут совместно участвовать в выполнении любого вида экспериментальных заданий (Tucker D.M., 1981; Балонов Л.Я., Деглин В.Л., 1976, Зальцман А.Г., 1990; Зальцман А.Г., Меерсон Я.А., 1990, и др.). Другими словами, левое полушарие ответственно не только за речевые, а правое — не только за зрительно-пространственные функции, скорее, можно утверждать, что оба полушария работают, взаимно дополняя друг друга.
Например, в своих исследованиях Л.Я.Балонов и В.Л.Деглин (1976) показали, что функции полушарий специализированы в отношении высоких уровней обработки речевых сигналов. S.Causolli (1979) сделал заключение о специализации полушарий по стратегии обработки информации, а именно, правому полушарию свойственно обрабатывать информацию глобально, пространственно, синтетически, а левому — последовательно, аналитически. К аналогичному выводу о том, что полушария специализируются не столько на определенной модальности, сколько по типу обработки информации, стратегии, пришли C.Tomlinson-easey и Ronald R.Kelly (1979). Левое полушарие осуществляет последовательный анализ; правое решает глобальные, синтетические, "gestalt-like" задания.
Е.Goldberg и L.D.Costa (1981) также предположили, что оба полушария имеют различный способ обработки информации, каждый из которых адекватен определенному классу задач и отражает определенные стадии в решении последних. Они предполагали, что правое полушарие имеет больше ассоциативных полей и специализировано в интермодальной интеграции; левое полушарие имеет больше областей специфической модальности и специализировано в интрамодальной интеграции. Отсюда был сделан вывод, что левое полушарие доминирует в процессах анализа и классификации по уже существующей схеме, а правое полушарие более приспособлено к восприятию и обработке новой информации и конструированию новых схем, которые затем "передаются" в левое полушарие и используются им.
E.Goldberg и L.D.Costa (1981) постулировали, что причиной такой разницы является то, что левое полушарие имеет более выраженное представительство модально-специфичных полей, а правое — интермодальных, ассоциативных полей. R.C.Gur с соавт. (1980) косвенно подтвердили предложенную концепцию нейроанатомически, обнаружив, что отношение массы серого вещества к массе белого вещества в левом полушарии намного превосходит аналогичную величину для правого полушария, т.е. количество немиелинизированных волокон и нейронов в левом полушарии намного больше.
Те же E.Goldberg и L.D.Costa (1981) заключают, что ни одно полушарие не может считаться "ответственным" за выполнение какого-либо задания само по себе или за обработку информации в какой-либо одной модальности. В подавляющем большинстве случаев, когнитивная деятельность включает в себя обоюдную, взаимодополняющую работу обоих полушарий. Эта точка зрения, в целом, аналогична популярному взгляду на функционирование полушарий как на аналитико-холистическую дихотомию. В левом полушарии информация обрабатывается шаг за шагом, аналитически, в то время как правое полушарие функционирует более целостным, глобальным способом.
В.Л.Деглин (1984) показал, что левое полушарие формирует концептуальные время и пространство, а правое — перцептивные. В экспериментальном обзоре S.Witelson (1977) делает заключение, что любой познавательный или поведенческий акт управляется преимущественно одним полушарием и в меньшей степени — другим. Кроме того, одно и то же задание может быть решено различными способами, так, что специализация полушарий будет "замаскирована" (Witelson S., 1977).
Основные дихотомии, характерные для работы обоих полушарий и описанные в литературе, собраны Я.А.Меерсоном (1997). Им же описаны закономерности функционирования мозга, сущность которых заключается в том, что роль каждого полушария в анализе и синтезе тех или иных стимулов определяется не столько характером стимуль-ного материала, сколько характером той задачи, которая решается субъектом, и тем функциональным уровнем переработки информации, с которым преимущественно связано решение этой задачи.
Выделяют два функциональных уровня переработки информации:
1) перцептивный уровень, на котором протекают процессы анализа перцептивно-образных свойств стимулов, без учета их категориальных, семантических характеристик и связанный, в большей мере, с правым полушарием;
2) категориальный уровень — более высоко организованный уровень, на котором анализируются категориальные характеристики стимулов, оценивается их содержательная сторона; этот уровень связан с левым полушарием.
Таким образом, нейропсихологический подход к изучению проблемы межполушарной асимметрии мозга, который использовали многие отечественные и зарубежные ученые, оказался одним из наиболее продуктивных, а принципы интегративной деятельности мозга, подтвержденные их многочисленными исследованиями, являются основой современной нейропсихологической диагностики.
Нейропсихологическое обследование позволяет выявить актуальный уровень развития ребенка, исследовать высшие психические функции, т.е. восприятие, внимание, память, мышление, фонематический слух, пространственные представления, основы саморегуляции, а также развитие сенсомоторного уровня. Такое обследование дает возможность родителям, не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности, определить индивидуальные творческие способности, предрасположенность ребенка к тому или иному виду деятельности, выбрать наиболее подходящий вид обучения и дополнительного образования