Структура музыкального восприятия
В психологических исследованиях рассматриваются различные подходы к структуре музыкального восприятия:
· восприятие музыкальной интонации как смысловой основы музыки (A. Андреев, Б. В. Асафьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьев, B. В. Медушевский, В. П. Морозов, Е. В. Назайкинский, О. В. Овчинникова, Б. А. Яворский, и др.);
· восприятие структуры художественного и, в частности, музыкального произведения (Л. С. Выготский, М. Касслер, А. Моль, Е. В. Назайкинский, В. Фукс и др.);
· механизмы перехода между уровнями иерархии музыкальной формы и их восприятие (Б. Асафьев);
· восприятие музыкального произведения как целостного художественного образа (B. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. Г. Ражнов, Т. И. Сумина и др.);
· восприятие музыки как "музыкального языка", где музыка рассматривается либо как семиотический объект, либо акцентируется внимание на коммуникативной природе музыки (М. Г. Арановский, Е. Я. Басин, Ю. Кон, В. Лукьянов, В. В. Медушевский, Г. Р. Тараева, J. P. Swain, и др. );
· информационный подход к музыкальному восприятию (Г. В. Иванченко, Е. Coons, D. Kraehenbuehl, J. M. Mandler, L. В. Meyer, R. Pinkerton);
· восприятие музыки в контексте психологических свойств личности (Б. Асафьев, Н. Л. Нагибина, М.С. Старчеус, Т. Адорно, Г. Вельд, Т. Мисьяк и др.).
Музыкaльно-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях – перцептивном, связанном с восприятием музыки и на aпперцептивном, связанном с её представлением.
Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения.
А.Н.Сохор выделяет:
1) стадию возникновения интереса к произведению, которое предстоит услышaть, и формировaния установки на его восприятие,
2) стадию слушания,
3) стадию понимания и переживания,
4) стадию интерпретации и оценки, подчеркивая, что деление это условно, поскольку последовательность стадий может меняться, одна стадия может сливаться с другой. Понимание, оценка и переживaние чaсто протекают слитно, нерaсчлененно.
Большое значение всеми исследователями придаётся первой стадии музыкально слуховой деятельности – формирование установки (готовность к восприятию), которая зависит от слушательских ожиданий и от ситуации музыкального восприятия. По-разному люди воспринимают музыку в условиях концерта и, слушая её по радио или по телевидению, индивидуально или испытывая эффект эмоционального влияния и присутствия других людей. С различной установкой воспринимают музыку композитор, исполнитель, музыковед. Решающими в формировании установок оказываются общемузыкaльные характеристики, связанные с отношением к музыке в целом, музыкальными интересами, вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями, эмоциональное состояние, предшествующее акту восприятия.
Структура восприятия музыкального произведения, включающая эмоциональное переживание, как основу, временное восприятие, связь музыкальных и речевых интонаций, знаково-символических средств, пространственно-исторические компоненты, жизненный опыт и адекватность восприятия имеет личностную направленность и создает в сознании воспринимающего человека целостный смысловой образ произведения, и на этой основе впечатления, а также музыкального предпочтения:
Центральным звеном всего процесса музыкально-слуховой деятельности является переживание музыки.
На данном этапе восприятие осуществляется в психофизиологическом уровне восприятия и, соответственно, не опосредовано сознанием. Исследователи художественного восприятия называют этот слой низшим слоем восприятия, связанным с «первичными эмоциями», «элементарными эмоциями», с прямым воздействием произведения искусства на психику реципиента.
Это этап сопереживания, эмпатии. На данном этапе окружающий мир (и произведение искусства как явление окружающего мира) отражаются в сфере бессознательного.
Итог первого этапа – рождение целостного образа переживания, основные характеристики которого – эмоциональная сила этого переживания, богатство ассоциативных связей, но главное: новое отношение к явлению (еще неосознанное, но отчасти пережитое).
Процесс музыкального переживания не ограничивается актом восприятия музыки. В отсутствие звучания человек продолжает переживать музыку на уровне слуховых представлений. Процесс переживания, оценки, переработки музыкальной информации может продолжаться в течение очень длительного времени.
Восприятие музыки – пространственно-временное.
Закономерности восприятия "музыкального времени" при всей своей специфике являются отражением общепсихологических законов восприятия времени:
1) закона заполненного временного отрезка – время заполненное кажется коротким в переживании, длинными – в воспоминании, незаполненное наоборот. То есть оценка времени зависит от его наполненности событиями, определенным содержанием. Чем больше событий, явлений, действий человек воспринимает и производит в единицу времени, тем быстрее оно течет в настоящем, тем меньше возможности человекa обращать внимание на его течение.
2) закон эмоционально детерминированной оценки времени – оценка времени связана с эмоциональной окрашенностью воспринимаемых событий. Время, заполненное положительными эмоциями, кажется короче, время, заполненное отрицательными эмоциями, длиннее.
Восприятие звуковысотной стороны музыки осуществляется благодаря соинтонированию, пропеванию элементов музыкальной ткани.
Восприятие ритмической стороны связано с движением человека в такт музыке.
Говоря о музыкальной ткани, применяются понятия «выше» и «ниже», что относится к движению в пространстве, несмотря на то, что музыка объективно движется во времени, объединяя прошлое, настоящее и будущее. При этом руки музыканта-исполнителя могут двигаться вправо-влево (пианист), к себе – от себя (например, левая рука скрипача). Наиболее парадоксальна ситуация с виолончелью и контрабасом – движение мелодии вниз сопровождается движением руки вверх (и наоборот)!
Выразительность музыки, её способность воздействовать на слушателя связано родством музыкальной и речевой интонации. Ещё древние философы обращали внимание на близость музыки к декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком.
Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой и музыкальной интонации, а также вытекающие из общности материала и функций родства принципов организации интонационного процесса относятся к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыки.
Наряду с этими внутренними факторами, объединяющими речь и музыку, существуют и внешние: цепочка связей музыки и речи в вокальных жанрах и в других формах синтеза, общий коммуникативный опыт человека – опыт разнообразных форм общения, среди которых речь не является единственной, но выделяется по своей роли.
Сходство музыкальной и речевой интонаций проявляется в наличии опорных звуков, в расположении главного опорного звука в нижнем регистре голосового диапазона, чередовании волнообразных подъемов и спусков звуковысотного движения с нисходящим движением как итогом смыслового высказывания.
Роднят музыкальную интонацию с речевой и грамматические правила – наличие пауз, цезур, вoпросно-ответная структура и т.п.
Напряжения, идущие вверх, ослабления, идущие вниз, - характерный прием в интонационном высказывании. Это обусловлено неодинаковым напряжением голосовых связок.
Значения музыкально-интонационной системы:
1) экспрессивное, связанно с эмоциональной стороной и волевыми устремлениями человека. Это могут быть интонации ликования, торжества, призыва к действию, ощущения тревоги, гнева и т.д. Б.Асафьев выделял в музыке П.Чайкoвского как характерные черты стиля интонации "ласки, сочувствия, участия, материнского или любовного привета, сострадания, дружескoй поддержки.";
2) логическое значение, характеризующееся семантикой смыслов: вопросы, утверждения, отрицания, завершения мысли. Во многом они закрепились в так называемых риторических фигурах, которые первоначально были выделены в ораторской речи;
3) это жанровое значение:
- воплощение типических жанровых формул, соотносящихся с различными трудовыми и бытoвыми процессами, то есть с видами социальной практики;
- сам характер высказывания: песенный, речитативный, повествовательный, патетический, скерцозный и т.п.
4) определяется национальными особенностями интонации как выражением культуры мышления народа.
Б.Асафьев утверждал, что "речевая и часто музыкальная интонация – ветви одного звукового потока".
Б.В.Асафьев выдвинул, "понятие "интонационного словаря эпохи" как определенной сферы значений. Например, ниспадающая интонация стона, вопросительная, вопросительная, утвердительная, фанфарная имеют в традиции сложившееся значение.
Включаясь в ткань целостного художественного восприятия, интонации входят в сферу содержания и раскрывают, свои художественные смыслы. Таким путем происходит переплавка запечатленной и выраженной в интонации объективной реальности в сложнейшую образную систему музыкального сочинения.
Пространственные ощущения, представления и аналогии, возникающие при восприятии музыки, вполне естественными. Комплекс пространственных представлений, связанных с музыкой, занимает огромную oбласть от смутных дo ярких впечатлений, от абстрактных до конкретных, от непосредственно связанных с пространством до условных, от опирающихся на звуковую локализацию, на пространственные свойства самого звучания, до компонентов, в которых исходным моментом является время.
Одной из важнейших функций, выполняемых пространственными компонентами музыкального восприятия, является их участие не только в элементарном звуковом анализе, но и в образовании художественных ассоциаций, объединяющих разнородные представления в единое целое.
Помогая возникновению не слуховых образов, сочетающихся со звуковыми, пространственные компоненты восприятия тем самым способствуют многогранному отражению "действительности в музыке, "преодолению" её слуховой, чувственной специфичности.
Ассоциации представлений – один из необходимых элементов полноценного эстетического восприятия произведений искусств.
Многообразные музыкально – выразительные приемы, средства, элементы музыкального контекста, в которых фокусируется влияние всего целого, ассоциируется, как правило, не с ярко осознанными, чётко зримыми, осязаемыми образами – представлениями, а с не успевающими подняться до уровня осознания смутными комплексными ощущениями, часто эмоционального характера. И лишь при последующем самоанализе эти скрытые компоненты восприятия могут приобретать форму представления, образного метафорического определения.
Влияние опыта на восприятие - одна из наиболее общих закономерностей психологии.
Зависимость восприятия от самых разных причин – от личности, возраста, профессии, от привычек словoупoтребления, от среды, от национальности и т.д. проявляется в сфере музыкальной изобразительности, звуковой символике, специфических компонентах музыкальных произведений (ладовой организации музыки, приёмах интонационно-мелодического развития, типах ритма, фактуры, тембра, гармoнических особенностях музыки и т.д.).
Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на основе запаса конкретных жизненных, в том числе и музыкальных, впечатлений, умений, привычек.
Тезаурус – набор закрепившихся в памяти у того или инoго человека следов его прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживить под воздействием художественного произведения.
Адекватностьесть соответствие, эквивалентность образа воспринимаемому объекту.
В музыкальном произведении содержание воплощено в очень обобщенной форме, кроме того оно вариантно функционирует в рамках множественных исполнительских трактовок, каждая из которых обладает значительной степенью самостоятельности. Всё это создаёт трудности адекватного восприятия музыки.
Психология музыкального восприятия
восприятие музыкальный общение бессознательный
Восприятие:
1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
2. Процесс формирования этого образа (перцепция, перцептивный процесс)
3. Система действий, направленных на ознакомление с предметом (то есть чувственно-познавательная деятельность наблюдения)
Таким образом, восприятие это и результат (образ) и процесс, и деятельность (система действий)
Отличие восприятие от ощущения:
Ощущение – отражение отдельных свойств предмета
Восприятие – отражение предмета в целом.
Особенность восприятия музыки – подключение каналов, не связанных со слухом. Это явление носит название синестезии.
Синестезия – любые ассоциации, связанные с музыкой, отдельными звуками, тембрами и тональностями.
Виды синестезий(по Б.Галееву):
7. Визуальные («картинка», цвет, абстрактная форма и т.п.)
8. Осязательные и кинестетические (ощущение музыки как движущейся материи, например, изображение содержания музыки через танец)
9. Вкусовые («терпкие» гармонии и т.п.)
10. Обонятельные («ароматы» звучащих пластов и т.п.)
11. Температурные («прохладный» тембр флейты и т.п.)
12. Гравитационные («тяжёлый» рок и т.п.)
Возникновение синестезий:
1. Как мыслимый образ (представление) или как реальное соощущение
2. Непроизвольно или при усилии воли
3. Всегда или иногда
Свойства образа восприятия:
6. Наличие сенсорных качеств. Любой образ, хотя и не сводится к сумме ощущений, может быть разложен на сенсорные элементы. К примеру, то, что в нашем восприятии фигурирует как «тоническое трезвучие до мажора», на самом деле лишь сумма звуковых волн, обладающих высотами, громкостью и тембром.
7. Целостность образа. Образ организован. Это гештальт – некая фигура на нейтральном фоне. Когда мы слушаем музыку, какие-то элементы становятся «фигурой» (например, мелодия). Всё остальное – фон. Когда студент готовится к «викторине» по истории музыки – «фигуры» совершенно иные вплоть до парадоксов (стук грампластинки в главной партии некой сонаты…)
8. Константность образа или постоянство свойств. Например, мы можем узнать мелодию в любых регистрах, тембрах и тональностях, хотя физические характеристики мелодии изменены.
9. Предметность образа – образ для человека это самостоятельная «вещь» с собственным наименованием. В музыке – многоуровневая система образов. Существуют элементарные образы, которые мы держим в сознании – образы интервалов, аккордов. Образы музыкальных произведений относятся к сложным образам.
10. Индивидуальный характер образа – у каждого человека своя система образов
Иллюзии восприятия
Ошибки восприятия или искажение реальности, связанное с особенностями самих раздражителей.
К примеру, в трёхголосном диктанте гармонического склада человек может «услышать» четвёртый голос.