Синдром дисморфофобии и дисморфомании
Суть этих нарушений состоит в опасении (дисморфофобия) или страстной убежденности без критического отношения (дисморфомания) в наличии у себя физического недостатка, неприятного для других.
Дисморфофобия - навязчивый страх невротического (непсихотического) характера; дисморфомания - сверхценная или бредовая идея (психотического уровня).
Данный синдром свойственен преимущественно подростковому возрасту, более 80% случаев падает на период полового созревания. Однако он не так специфичен для этого периода, как аноректический синдром, потому что дисморфофобия или дисморфомания могут встречаться и у взрослых и у детей.
Дисморфофобии и дисморфомании чаще возникают у девочек. Развиваются они, как правило, в среднем и старшем подростковом возрасте.
Чаще всего недостаток видится у себя на лице - крупный, уродливый нос (" комплекс Сирано де Бержерака"), оттопыренные уши, круглое "как луна" лицо, большой рот и т.п. В других случаях опасения сосредоточены на фигуре - чрезмерная полнота или худоба, слишком большие ягодицы, кривые или тонкие "как соломинка" ноги. Для подростков женского пола болезненные мысли нередко касаются размеров груди, талии, живота, бедер. У мальчиков же опасения иногда касаются гениталий - слишком маленький или "кривой" и уродливый половой член. Такие мальчики не могут мочиться в присутствии посторонних, избегают общественных туалетов.
У подростков мужского пола дисморфофобии и дисморфомании часто сочетаются с задержанным или недостаточным сексуальным развитием. Поэтому темой для переживаний служит малый рост, евнухоидные пропорции тела, слаборазвитые вторичные половые признаки. У девочек же данный синдром часто развивается на фоне акселерации и болезненно переживается чрезмерно большой рост, гирсутизм и т.д.
К кругу дисморфофобических и дисморфоманических расстройств многие также относят болезненные мысли больного о том, что он постоянно распространяет неприятные запахи, наиболее часто - запах кишечных газов.
Переживания о наличии у себя физического недостатка возникают чаще остро, под действием ситуации, в которой подросток становится объектом неблагожелательного внимания окружающих или нелестного замечания в свой адрес (подростка обозвали "толстым", "нос крючком или картофелиной" и т.п.). Так, например, действительно крупный, но отнюдь не уродливый нос, после реплики одной из подруг ("Не суй свой здоровенный нос в мои дела") начинает казаться огромным и отвратительным.
В некоторых ситуациях провоцирующего толчка обнаружить не удается и переживания вызревают постепенно или вспыхивают внезапно, как озарение.
Дисморфофобический синдром может встречаться у подростков как:
1. Преходящие (транзиторные) подростковые дисморфофобии. Эти явления могут встречаться как преходящие у практически здоровых подростков, особенно если те отличаются повышенной ранимостью, впечатлительностью. Эти переживания были точно подмечены и мастерски описаны у себя еще Чарльзом Дарвиным. Ломающийся голос, покрытое юношескими угрями лицо, нескладная фигура в период интенсивного роста, колебания массы тела - все это создает благоприятную почву для дисморфофобических переживаний с преувеличением значений недостатков во внешности. отношение к этим переживаниям первое время практически не критичное.
Однако преходящие (транзиторные) дисморфофобии существенно отличаются от иных дисморфофобий и дисморфоманий 2-мя следующими особенностями:
а) Они не сказываются на всем поведении подростка. Например, мальчик, лицо которого покрыто юношескими угрями, избегает общества девочек, но свободно чувствует себя в своей мальчишеской компании. Действительно, очень худощавый подросток избегает пляжей, бассейнов и бань, не ходит на занятия физкультурой, но в других местах забывает о своей худобе.
б) Подобная дисморфофобия поддается психотерапии, а с возрастом вообще проходит.
Таким образом, подобные дисморфофобии имеют под собой какие-то реальные основания, психогенный генез и вполне благоприятный исход.
2. Встречаются случаи, когда переживания по поводу своих физических недостатков существуют в качестве крайне стойкого "моносимптома". Их принято оценивать как своеобразные реактивные заболевания - затяжные реактивные состояния подросткового возраста (однако их генез не чисто психогенный - не меньшую роль играют эндогенные предпосылки, одной из которых является сенситивная акцентуация характера - пугливость, чрезмерная впечатлительность, чувство собственной неполноценности).
По содержанию такие дисморфофобии не отличаются от транзиторных дисморфофобий, но им присуща страстная, не поддающаяся никаким психотерапевтическим воздействиям убежденность в наличии дефекта - чисто воображаемого или преувеличенного. Эта убежденность может достигать уровня настоящего паранойяльного бреда.
Дисморфофобии целиком овладевают больным, становятся главенствующими в его жизни, именно они определяют, регулируют все поведение больного. Они заслоняют все другое - волнения за близких, планы на будущее, прежние увлечения; превращают подростка в замкнутого, уклоняющегося от контактов, занятого только самим собой, озлобленного и раздражительного субъекта. Эти состояния могут приводить к утрате работоспособности и социальной дезадаптации. Иногда присоединяются идеи отношения.
Дисморфофобии нередко диссимулируются. Тогда о них приходится догадываться по поведению подростка. Например, по стремлению часто и подолгу в отсутствии посторонних подозрительно рассматривать себя в зеркало - "симптом зеркала" Абели-Дельма. По той же причине подростки могут упорно отказываться фотографироваться, даже для того, чтобы получить паспорт.
Больные могут упорно добиваться косметических операций - требовать " исправить нос", "вырезать жир из ягодиц" и т.п.
Прогноз в этих случаях менее благоприятен. Полного выздоровления часто не наступает. Однако с годами больные приучаются настолько хорошо скрывать свои переживания от посторонних, что эти переживания почти не сказываются на их поведении или же забота о своей внешности утрачивает прежнюю актуальность.
3. Дисморфофобии при вялотекущей и прогредиентной шизофрении. Здесь речь уже нередко идет не об одном проявлении дисморфомании, а о нескольких, причем также нередко очень вычурно излагаемых. Болезненная симптоматика в этих случаях развернута и включает в себя:
· наличие подавленного настроения;
· маскировку больными (с элементами нелепости) своих переживаний;
· активную деятельность, направленную на исправление мнимого дефекта (вплоть до хирургических операций), причем иногда сами больные выполняют у себя калечащие операции;
· тенденцию к возникновению и развитию идей отношения.
Наряду с дисморфоманией обычно скоро начинают вырисовываться и другие психопатологические симптомы - появляются галлюцинации, бред, который, как правило, так или иначе связан с мнимым дефектом ("тощая фигура - из-за онанизма", "длинный нос служит антенной для радиостанции инопланетян"). Т.е. здесь уже, как правило, довольно отчетливая, заметная симптоматика шизофрении.
По началу психогенез дисморфомании сходен с описанным при аноректическом синдроме. Как отмечалось ранее, в подростковом возрасте собственная внешность, желание быть привлекательным становится предметом особого внимания и заботы. Бурный рост изменяет телесные ощущения. Возникающие диспропорции в росте частей тела, неуклюжесть и неловкость в ходе освоения его новых особенностей рождают недовольство своими физическими данными.
Вместе с тем у детей с невропатическими состояниями, а также избалованных в условиях неправильного воспитания, невротическая анорексия может приобретать затяжное течение с длительным упорным отказом от еды. В этих случаях возможно снижение массы ребенка.
Лечение дисморфофобий и дисморфоманий зависит от их вида.
АНОРЕКТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
Так же, как и у взрослых, отказ от пищи, как симптом психического заболевания у подростков, бывает связан с различными причинами, например, с бредовой мотивацией - при бреде самообвинения больной считает себя недостойным пищи, тех денег, которые на нее затрачены; при бреде преследования и, особенно, отравления, возникают подозрения, что пища отравлена и ее естественно нельзя есть.
Причиной отказа от пищи могут стать и галлюцинации - императивные слуховые, приказывающие "не есть" или обонятельные, когда кажется, что от пищи исходит странный и неприятный запах.
Отказ от пищи может быть проявлением истерической реакции, но тогда он непродолжителен и всегда носит явно демонстративный характер. Подросток не ест, когда едят другие члены семьи или товарищи по интернату, но наедине или тайком охотно поглощает пищу. Этот отказ чаще всего обусловлен инфантильной реакцией оппозиции, носит символический характер. Таким поступком подросток как бы призывает обратить на него особое внимание, в чем-то ублажить.
Протестный отказ от пищи может быть одной из форм группового нарушения поведения ("голодовка") и также бывает сопряжен с предъявлением каких-либо требований. Групповые отказы у подростков всегда непродолжительны.
С протестным отказом от пищи приходится также сталкиваться в случаях принудительной госпитализации подростков. Но и в таких случаях подросток вскоре начинает есть - как только убеждается, что путем отказа от еды он ничего не достигнет.
Однако в особых случаях отказ от пищи становится ведущим и чрезвычайно упорным синдромом, тогда говорят об анорексии или об аноректическом синдроме.
Собственно говоря, это обозначение неточно - в дословном переводе с древнегреческого an orexis - отсутствие аппетита. Здесь же аппетит обычно бывает сохранен и даже наоборот, подросток может испытывать мучительный голод и тем не менее упорно отказываться от пищи.
Хотя начало научному исследованию анорексии положено У.Гуллом в 1868г. и наблюдается все усиливающееся число исследований этой проблемы, однако и до настоящего времени сохраняются многочисленные дискуссии, касающиеся ее этиологии, патогенеза, нозологической принадлежности. Сторонники психоаналитических концепций пытаются объяснить анорексию у подростков его подсознательным желанием задержать голодом половое созревание, "остаться в детстве".
Все же синдром анорексии считается характерным для подросткового возраста и встречается в двух случаях - при вялотекущей шизофрении (одно из проявлений неврозоподобной формы) и при особом подростковом заболевании, которое в психиатрической литературе фигурирует под названием anorexia nervosa - нервная ( психическая) анорексия, которая в подавляющем большинстве случаев наблюдается у девочек.
В обоих случаях ведущим является прогрессирующее ограничение себя в еде. Начинается оно чаще всего с исключения из пищевого рациона отдельных видов пищи, либо калорийных (масла, хлеба, сладкого), либо по своеобразному и прихотливому выбору. Далее вообще перестают есть по утрам или за ужином, едят только раз в день. Затем диета включает лишь узкий набор пищевых продуктов и то в небольшом количестве, например, только яблоки или только огурцы и капуста. Наконец, диета доводится до крайности, когда в день съедается, например, корочка хлеба или половина яблока.
Все это делается во имя того, чтобы "похудеть", "согнать жир", "исправить фигуру", а при похудании продолжение диеты объясняется стремлением "не располнеть" или странными маловразумительными мотивами.
Аппетит при этом не утрачен, чувство голода перебарывается. Иногда бывают "срывы" - не удержавшись, подросток наедается досыта. Но сразу же за этим происходит "ожесточение" рациона. Чтобы побороть голод, дети иногда часами жуют маленький кусочек пищи. Подавляемый голод нередко толкает подростка к разного рода заместительной деятельности. Девочки охотно готовят для других, приготавливают изысканные блюда, угощают, даже силком кормят младших братьев и сестер. Лишь при далеко зашедшем истощении аппетит действительно пропадает.
Ни уговоры, ни просьбы, ни угрозы или принуждения близких не могут заставить таких больных достаточно есть. Чтобы избежать скандалов дома, насильственного кормления и помещения в больницу, подростки с анорексией идут на обман и различные ухищрения, обнаруживая при этом большую выдумку и изворотливость - стараются размазать пищу по тарелке; съедают еду и тут же, уйдя в туалет, вызывают рвоту; тайком принимают слабительное, иногда до изнурения делают физические упражнения, моют и перемывают полы.
Следствие голодания является прогрессирующее истощение. На протяжении недель и месяцев развивается картина алиментарной дистрофии. Лицо становится бледным, с сероватым или желтоватым оттенком, кожа сухой, конечности холодными, иногда синюшными. Подкожная клетчатка исчезает, мышцы истощаются. У девочек наступает аменорея.
Несмотря на истощение, может сохраниться достаточная и даже повышенная активность. Интеллектуальные способности, память, успехи в учебе заметно не страдают.
Госпитализации в больницу сопротивляются, рыдают. В больнице постоянно разговаривают о выписке, требуют ее, врачам и родственикам дают постоянные обещания "дома начать все есть", а родственникам еще и про тяжелые условия в больнице, часто при этом обманывая, что их в больнице избивают и корят родителей, что те их бросили, хотят избавиться от них (часто врачи даже не разрешают свидания родителей с такими больными).
Настроение при аноректическом синдроме обычно несколько снижено, но отчетливой депрессии нет. Интересы больных сосредоточены на диете.
Аноректический синдром нередко сочетается с дисморфофобией, т.е. с опасением располнеть, стать уродливым от избытка жира.
С известной долей условности можно выделить 3 этапа болезни
а) первый этап - дисморфоманический, когда у больных могут иметь место идеи отношения ("они слишком жирные и окружающие с осуждением смотрят на них") и подавленное настроение;
б) второй этап - аноректический, период активной коррекции "излишней полноты" - идеи отношения уже полностью исчезают и депрессивные переживания становятся все менее выраженными;
в) третий этап - кахектический.
Особенностью психогенеза аноректического синдрома является его несомненная связь с процессом полового созревания. В этом периоде возникает интерес к своей внешности, болезненная чувствительность к ее оценке со стороны, опасения по поводу своей непривлекательности. Чрезмерная полнота тела в сознании подростка ассоциируется с пассивностью, неповоротливостью, служит предметом постоянных насмешек сверстников. отсюда стремление избавиться от "излишнего" веса и боязнь располнеть. Сторонники психоаналитических концепций пытаются объяснить анорексию у подростков подсознательным желанием задержать голодом половое созревание, "остаться в детстве".
Для нервной анорексии характерны довольно типичные преморбидные особенности личности - пунктуальность, аккуратность, упрямство, стремление к самоутверждению, сочетающиеся с неспособностью к решительным поступкам, очень большая привязанность к матери.
Начало голодания, как правило, связано с реальной психотравмирующей ситуацией (обидные замечания, не принята в спортивную или хореографическую секцию, желание походить на ограничивающую себя в еде мать, известную актрису и т.д.), т.е. причина психологически понятна, в отличие от шизофрении, где причина странная, вычурная.
При шизофрении также и нередко странная, вычурная диета, необычные физические упражнения (например, 3 раза в день по 15 минут сидеть на корточках).
О шизофреническом процессе говорит и нарастающая аутизация таких больных, когда они теряют друзей, становятся безразличными к своим прежним увлечениям, появляется склонность к бесплодному мудрствованию при объяснении своего поведения, более значительная выраженность идей отношения. Если анорексия развивается у мальчиков, то это, как правило, означает наличие у них шизофренического процесса.
Невротическая анорексия нередко наблюдается у детей раннего и дошкольного возраста. Как правило, в этих случаях этиологическую роль играют разнообразные психотравмирующие моменты: разлука с матерью, помещение в детское учреждение, неровный воспитательный подход к ребенку, физические наказания, недостаточное внимание к ребенку, реже - шоковые и субшоковые психические травмы. Непосредственным поводом часто является попытка матери насильственно накормить ребенка при отказе его от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (резкий окрик, испуг, ссора родителей).
Способствующими факторами являются резко повышенная вегетативная возбудимость, соматическая ослабленность ребенка, чрезмерная тревожность родителей в отношении питания ребенка и процесса его кормления, а также неправильное воспитание с удовлетворением всех прихотей и капризов ребенка, ведущее к его чрезмерной избалованности.
Клинические проявления анорексии при этом довольно однотипны и просты. У ребенка отсутствует желание есть любую пищу или он проявляет большую избирательность в еде, отказываясь от многих обычных продуктов. Как правило, он неохотно садится за стол,, очень медленно ест, подолгу "перекатывает" пищу во рту. В связи с повышенным рвотным рефлексом, часто во время еды возникает рвота. Прием пищи вызывает у ребенка пониженное настроение, капризность, плаксивость.
Течение невротической анорексии может быть непродолжительным, не превышая 2-3-х недель, что чаще наблюдается после острых или подострых психических травм, сопровождающихся испугом.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Методы исследования нарушений психических процессов и состояний у детей.
Рекомендуемая лит-ра: Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с. (гл. 2.)
2. Современное состояние и перспективы применения психологических методик в диагностике аномального развития.
Рекомендуемая лит-ра: Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989. - С.66-93с.
3. Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности.
Рекомендуемая лит-ра: Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с. (гл. 4)
4. Нарушения темпа психического развития (задержка психического развития; недоразвитие психических процессов).
Рекомендуемая лит-ра: Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с. (гл. 5)
5. Зрительное восприятие и особенности памяти у детей с ЗПР.
Рекомендуемая лит-ра: Дети с задержкой психического развития / В.И.Лубовской, Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени и др. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256с. (С.35-69)
6. Мыслительная деятельность у детей с ЗПР.
Рекомендуемая лит-ра: Дети с задержкой психического развития / В.И.Лубовской, Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени и др. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256с. (С.70-106)
7. Интеллектуальная недостаточность при церебрастенических и психоорганических синдромах, детских церебральных параличах и общих недоразвитиях речи.
8. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (при врождённой или рано приобретенной глухоте и тугоухости, при слепоте и слабовидении, возникших в раннем детстве); вследствие дефектов воспитания и дефицита информации с раннего детства.
Рекомендуемая лит-ра: Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Рук-во для врачей: изд. 2-е, перераб . и доп. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.
9. Современные методы психологической коррекции и консультирования детей.
Рекомендуемая лит-ра: Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с. (гл. 12)
10. Изменение социальной ситуации развития ребёнка как один из методов психологической коррекции.
Рекомендуемая лит-ра: Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с. (гл. 13)
11. Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста.
Рекомендуемая лит-ра: Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 160 с. (гл. Ш)
12. Л.С. Выготский о первичных и вторичных нарушениях.
13. Методы психологической диагностики аномального развития у детей.
14. Проблемы диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Специальная психология как отрасль знаний и профессиональная деятельность.
2. Предмет, цели, задачи специальной психологии.
3. Связь специальной психологии с другими науками.
4. Сущность и функции компенсаторных механизмов. Понятие о психологической коррекции. Формы и виды реабилитации.
5. Исторические этапы становления специальной психологии.
6. Роль Л. С. Выготского в становлении отечественной специальной психологии.
7. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющие.
8. Особенности исследовательских методов в специальной психологии.
9. Положение инвалида в современном обществе.
10. Классификации отклонений в психическом развитии.
11. Сущность депривационных феноменов.
12. Причины отклонения психического развития.
13. Основные типы дизонтогенеза.
14. Ведущий, осложненный и сложный дефект; первичные и вторичные нарушения развития.
15. Возрастная динамика развития ребёнка (в норме).
16. Деменция и олигофрения; основные понятия.
17. Идиотия и имбецильность (общая характеристика).
18. Дебильность (общая характеристика).
19. Олигофрении эндогенной природы.
20. Олигофрении, обусловленные внутриутробными вредностями.
21. Олигофрении, обусловленные постанатальными вредностями.
22. Пограничная интеллектуальная недостаточность (общая характеристика); тотальная и парциальная ЗПР.
23. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе.
24. Причины ЗПР; общие характерные особенности детей с ЗПР
25. Зрительное восприятие у детей с ЗПР.
26. Память у детей с ЗПР.
27. Мыслительная деятельность у детей с ЗПР.
28. Психический инфантилизм; его виды и проявления.
29. Соматогенный инфантилизм, его проявления.
30. Психологическая характеристика детей с задержками речевого развития.
31. Психологическая характеристика детей с расстройствами школьных навыков - письма, чтения и счета.
32. Проявления раннего детского аутизма.
33. Психологическая характеристика детей с церебрастеническим и психоорганическим синдромами.
34. Психологическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (алалией).
35. Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.
36. Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности.
37. Изменение социальной ситуации развития ребёнка как один из методов психологической коррекции.
38. Эпилепсия, её влияние на отклонения в психическом развитии у детей.
39. Гипердинамический синдром.
40. Особенности психологической защиты у подростков.
41. Синдром детских страхов, их влияние на отклонения в психическом развитии у детей.
42. Нарушения межполушарных взаимодействий у детей.
43. Аноректический синдром.
44. Синдром дисморфофобии и дисморфомании в детском возрасте.
45. Синдром детской нервности.
46. Характерологические и патохарактерологические реакции
ЛИТЕРАТУРА
1. Деларю В.В. Методические рекомендации / Сост. проф. В.В. Деларю. - Волгоград, 2002. - 14 с.
2. Жукова Н.С. Если Ваш ребёнок отстаёт в развитии / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. - М.: Медицина, 1993. - 112 с.
3. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей / Д.Н. Исаев. - Л.: Медицина. 1982. - 224 с.
4. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье/ В.Е. Каган.- СПб: Фолиант, 1996.- 158с.
5. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Рук-во для врачей: изд. 2-е, перераб . и доп / В.В. Ковалёв. - М.: Медицина, 1995. - 560 с.
6. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления/ К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. –97с.
7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. - М.: Медицина, 1985. - 168 с.
8. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени и др. / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.
9. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/ В.И. Лубовский /. - М.: Педагогика, 1989. - 104 с.
10. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие / Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2000. - 576 с.
11. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А.К. Маркова, А.Г. Лидерс, Е.Л. Яковлева. - Петрозаводск, 1992.
12. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция/ Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии/ Е.М. Мастюкова. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. - 304 с.
14. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей/. - М., 1990.
15. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей/. - М., 1998.
Сулейманова Галина Павловна
Тарасова Елена Валентиновна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
КУРС ЛЕКЦИЙ
направления профессиональной подготовки
030300 «Психология» (бакалавр психологии)
Волгоград, 2012
Подписано к печати 10.11. 2012 г. Формат 60х90 1/16.
Печать трафаретная. Бумага офсетная № 65.
Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 1,5. Усл. изд. л. 1,4.
Тираж 100 экз. Заказ № 2312 .
Отпечатано в ООО «Бланк». Лиц. №3550.
400131, г. Волгоград, ул. Скосырева, 2а.