Действие уголовного закона по кругу лиц (ст.12 УК РФ)

Происходящие в настоящее время в нашем обществе кардинальные социально-экономические преобразова-ния еще раз с очевидной остротой поставили перед теорией и практикой уголовного права целый комплекс проблем, связан-ных с определением действия уголовного закона по кругу лиц. В числе факторов, актуализирующих интерес к этим вопросам, нужно, прежде всего, отметить: 1) распад СССР и образование на его территории суверенных государств -- бывших союзных республик в составе СССР; 2) интеграцию России в мировое сообщество, 3) коренную реформу уголовного законодатель-ства в связи с резко изменившимся социально-политическим и экономическим обликом страны. ю. Пудовочкин, КЮН, доцент кафедры Ставропольского государственного университета «Сравнительно-правовые аспекты действия уголовного законодательства России и стран СНГ по кругу лиц».

Ст. 12 УК РФ определяет действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации в соответствии с правилами гражданства. Граждане и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершённое ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. В данном случае при совершении преступлений на территории иностранного государства, при наличии того, что, во-первых, национальные законодательства рассматривают деяния граждан РФ или лиц без гражданства одинаково преступными (хотя санкции обычно бывают весьма отличными) и, во-вторых, такие лица не осуждались в иностранном государстве, уголовная ответственность в этом случае, при выявлении преступления или поступления в правоохранительные органы материалов о совершённом деянии, наступает по уголовному кодексу РФ. В случае осуждения таких лиц наказание не может превышать верхнего предела санкций, предусмотренных уголовным законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Это теснейшим образом связано с конституционным положением о невыдаче граждан России иностранному государству, на территории которых совершено преступление. Аналогичные положения являются характерными для части национапьных законодательств иностранных государств.

Часть 2 ст. 12 УК РФ вводит новое положение, касающееся уголовной ответственности военнослужащих, за совершённые преступления вне пределов России: "Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершённые на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу', если иное не предусматривается международным договором Российской Федерации".

Постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, в случае совершения ими преступления вне пределов Российской Федерации, если преступление направлено против интересов нашего государства, подлежат уголовной ответственности по УК РФ. Указанные лица подлежат также уголовной ответственности по УК РФ и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

В современном международном праве утвердилась позиция, согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в другом государстве по политическим или религиозным причинам и мотивам.

Лица, совершившие не политические, а обще уголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища. Но единого понятия политического преступления в международной практике выработать не удалось.

В связи с этим, практически вопрос о выдаче лица или представлении ему убежища решается исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории, которой они находятся.

Нужно отметить, что аналогичное решение содержится в законодательстве многих развитых государств.

Исключением из правил о выдаче преступников является право политического убежища, гарантированное в нашей стране Конституцией (ст.63).

Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено Положение «О порядке предоставления политического убежища в РФ, которое вступило в силу с 1 августа1995г. Политическое убежище в РФ предоставляется Указом Президента РФ (ст.3 Положения).

Уголовный кодекс РФ в ст.13 устанавливает возможности выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших преступление в иностранном государстве в соответствии с международным договором РФ.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в следующих случаях, когда:

· преступление совершено на его территории;

· преступник является гражданином этого государства;

· преступление было направленно против этого государства и причинило ему вред;

В случаях, когда преступник совершил преступление на территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом независимо от того, в каком государстве был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления совершенные им в разных странах. Выдача преступника предполагает обычно соблюдение двух условий:

· преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, признаётся преступлением и по законам страны, в которой находится преступник

· если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия предоставления властями государства требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Наши рекомендации