Самостоятельная работа №14
Тип босяка в рассказе М. Горького «Челкаш»
Форма:доработка лекции: подбор цитат
Цели: выявить основные черты типа босяка, выяснить связь типа с образов сверхчеловека.
Задание. Прочитайте литературоведческую статью, посвященную рассказу. Составьте ее тезисный конспект, дополнив ее положения цитатами. Помните, что не каждый тезис, может быть подкреплен цитатой из текста.
Работа должна быть оформлена следующим образом. Самостоятельная работа может быть выполнена в тетради или (при большом количестве иллюстративного материала) набрана на компьютере.
Тезис 1.
Тезис 2 . Примеры.
Тезис 3. Примеры.
Тезис 4.
Литературный тип « босяка » («бывшего» человека, попавшего на «дно» жизни, бродяги) появился в произведениях М.Горького 1890-х гг. « Босяки » — это бродяги, обитатели ночлежек, притонов, живущие случайными заработками, воровством или подаянием. У них нет собственности, они презрительно относятся к быту.
Отношение Горького к этому типу чрезвычайно сложно. Писатель идет на определенную идеализацию мира босяков в силу своей ненависти к миру обывателей и мещан, от которого ничего хорошего в жизни не видел. «Босяцкие» рассказы Горького играют большую роль в русской литературе, потому что проблемы, поднятые в них действительно характерны для общества того времени. Рисуя образы босяков, Горький ясно видел, что они не герои и лишь в редких случаях «рыцари на час». Но в сопоставлении с людьми «нищеватого, мещанского типа» в босяке есть та «необыкновенность», которую писатель стремился обрисовать как можно ярче, выделить как можно рельефнее».
Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.
Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде (ЦИТАТЫ). Хотя новая машинная цивилизация и не станет главным объектом изображения в рассказе, однако это описание задает центральную тему рассказа − тему порабощения человека определенным укладом.
Центральный герой – портовый вор Челкаш, не участвует в муравьиных хлопотах портовой жизни. Его образ жизни делает его парией, отщепенцем, но в то же время освобождают от суеты. Выразителен портрет Челкаша: кроме социально точных и в то же время живописных примет босяка, Горький настойчиво вводит в описание сравнения, помогающие понять характер героя (КАКИЕ СРАВНЕНИЯ? ЦИТАТЫ). Тем самым подчеркивается жестокость, но и стихийная независимость героя. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сторожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве.
На фоне Челкаша деревенский парень Гаврила, которого вор нанимает в качестве временного помощника, выглядит особенным простодушием. Что подчеркивается портретной деталью – описание глаз героя (ЦИТАТА). Сопоставляя портреты двух героев, читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломного мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.
Челкаша неприятно поражает, что этот парень, заслуживающий лишь снисходительно-покровительственное отношение бывалого контрабандиста, смеет любить то, что так дорого ему самому − свободу. Хотя измерения этой свободы у каждого различны. Свобода для Гаврилы измеряется вполне определенной, хотя и немалой суммой. Вырученные деньги парень хочет пустить на обзаведение собственным хозяйством, т.е. хочет лишь крепче привязать себя к земле.
Свободолюбие Гаврилы ставится под сомнение уже в сцене в трактире. «Выдает» парня то мысленное наименование, которое он дает Челкашу, хотя формально еще и не стал его работником (КАКОЕ? ЦИТАТЫ).
Одним из излюбленных символов свободы в романтической литературе всегда было море. У Горького оно сохраняет свой романтический ореол и служит своеобразным индикатором для героев. Их отношение к жизни выявляется через чувство к стихии, а оно у героев диаметрально противоположно (ЦИТАТЫ).
Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от страха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч − символ возмездия. Переживания Гаврилы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.
Но легкие деньги заставляют героя забыть о грехе. М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том. что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой. Выпрашивая деньги, Гаврила теряет человеческое достоинство (ЦИТАТА) а потом и вовсе прибегает к разбою.
Всего отвратительней то, что Гаврила находится одновременно в подчинении у власти денег, и у представлений о грехе. Внутренне он не готов даже к раскрепощению от морали и желает получить прощение у обкрадываемого Челкаша (ЦИТАТА). Это двойное рабство вор и не в силах простить ему.
Внутренняя закрепощенность Гаврилы позволяет увидеть отщепенца Челкаша в новом свете. Кажется, он действительно обладает внутренней независимостью, и Горький романтизирует тип босяка. Но некоторые психологичские нбансы представляют позицию автора гораздо более трезвой. Внезапные вспышки гнева, которые не раз поражают Челкаша, вскрывают его психологическую уязвимость. Он чувствует собственное неблагополучие и не может стерпеть, когда на него указывает другие. Некоторые реплики Гаврилы (КАКИЕ? ЦИТАТЫ) вызывают у него прилив ненависти к парню.
В итоге Горький не готов признать полную свободу ни за одним из героев, хотя Челкаш, несомненно, стоит ближе к ней. Судьбы героев оказываются лишь незначительным эпизодом для третьего «персонажа» (КАКОГО? ЦИТАТА), который снова появляется в финале.
Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе богобоязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед дележкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступление за двести рублей, Гаврила выражает свою готовность сделать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.