Основные источники и методы сбора информации о работе с персоналом
Кадровую информацию, обеспечивающую работу с личным составом Государственной противопожарной службы можно классифицировать на основную и дополнительную.
Основной, необходимой для обеспечения нормального функционирования кадровой службы, информацией является:
- организационно-правовая и организационно-методическая;
- о кадрах;
- о результатах деятельности органов внутренних дел;
- о работе с кадрами.
К дополнительной информации относится:
- географическая и социально-экономическая информация об обслуживаемом регионе;
- сведения о других правоохранительных и контролирующих органах, о воинских частях, дислоцирующихся на обслуживаемой территории.
Попытаемся кратко охарактеризовать эти виды кадровой информации. Начнем с содержания первого вида основной информации - организационно-правовой и организационно-методической. Сюда включаются:
1. Сведения о количестве подразделений Государственной противопожарной службы, их наименовании, штатной численности, организационной и штатно - должностной структуре, источниках финансирования, а также объёме фонда денежного содержания, фонда заработной платы.
2. Нормативная правовая база: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, конституции, уставы, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, приказы МВД России, МЧС России и его территориальных органов управления в субъектах Российской Федерации.
В кадровых аппаратах органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы должны быть, возможно ,и не все перечисленные правовые акты. Можно, видимо, ограничиться только теми, которые регламентируют вопросы организации деятельности ГПС, права, обязанности, социальную и правовую защиту личного состава, порядок прохождения службы и работы и т.п.
Но, во всяком случае, в кадровом подразделении необходимо иметь Конституцию и Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный Законы "О пожарной безопасности", Положение о службе в органах внутренних дел, постановление Совета Министров от 23.08.93 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" с утверждённым им Положением о ГПС, перечнем видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдаётся лицензия Государственной противопожарной службой .
Должны быть также нормативные акты по вопросам пенсионного обеспечения всех категорий личного состава Государственной противопожарной службы и, конечно, местные правовые документы по указанным вопросам и вопросам организации деятельности Государственной противопожарной службы.
3. Индивидуальные правовые акты, это - приказы по личному составу: о назначениях на должности, о перемещениях сотрудников и работников по службе или на службу в другие местности, о присвоении специальных званий рядового и младшего начальствующего состава, о поощрениях и дисциплинарные взысканиях и об увольнении со службы. На основании этих документов и формируется информации о кадрах, ведется их учет.
4. Организационно-методическая информация: методические указания и рекомендации вышестоящих органов, планы работы с кадрами во всех их разновидностях, графики отпусков и т.п.
Второй вид основной информации - это собственно информация о кадрах территориального органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы. Она может быть персональной и обобщённой, или статистической.
Персональная информация - это информация о конкретном сотруднике или работнике. Сбор персональной информации начинается с момента предварительного изучения кандидата на службу. В первую очередь кадровый аппарат интересуется биографической информацией о кандидате. Он представляет документ, удостоверяющий его личность, анкету, автобиографию, документ об образовании, трудовую книжку, военный билет, другие предусмотренные приказами и инструкциями МВД России документы. В анкете кандидат указывает своих близких родственников, степень родства, их установочные данные, место работы и место жительства. Полученная информация проверяется, при этом образуется вторичная информация - справки о результатах проверки, характеристики, заключения и т.п.
После приема гражданина на службу полученная информация хранится в его личном деле. В процессе службы или работы сотрудника, работника идет дальнейший сбор информации о конкретных юридических фактах в его жизни и прохождении службы, работе. Полученная или получаемая информация о сотрудниках и работниках, то есть персональная информация обязательно учитывается в кадровом аппарате.
Учёт кадров выполняет следующие основные задачи и осуществляется в следующих целях:
- документальное отражение прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, военнослужащими, трудовой деятельности работников Государственной противопожарной службы;
- обеспечения руководителей сведениями о происходящих изменениях в качественном составе кадров, а также справочными данными на личный состав и гражданский персонал Государственной противопожарной службы, необходимыми для правильного решения вопросов об их использовании на службе или работе;
- ведение справочной работы по вопросам прохождения службы и работы личным составом.
В Государственной противопожарной службе, как и в органах внутренних дел, применяются два вида учёта кадров: персональный и обобщенный или статистический.
Персональному учету подлежат все лица рядового и начальствующего состава, военнослужащие, проходящие службу в органах управления или в подразделениях Государственной противопожарной службы. Он представляет собой совокупность биографических данных и сведений о прохождении службы, трудовой деятельности, деловых и личностных качествах, зафиксированных в установленном МВД России порядке, по определенной форме и упорядоченных по конкретному признаку, например, по личному номеру, занимаемой должности, специальному или воинскому званию. МВД России установлены следующие виды персонального учёта: алфавитный, пономерной и штатно-должностной.
Что это такое?
Алфавитному учёту подлежат все лица рядового и начальствующего состава и военнослужащие, проходящие службу в Государственной противопожарной службе.
Пономерной учёт ведется на перечисленных лиц на основании присвоенных им личных номеров.
Штатно-должностной учёт ведётся по всем должностям, предусмотренным штатами, и содержит сведения о лицах, состоящих в этих должностях.
Обобщённый или статистический учёт содержит обобщенные цифровые данные, характеризующие укомплектованность кадрами подразделений, качественный состав кадров, их движение, в том числе и их текучесть.
Организация учёта персонала. В центральном аппарате министерства, включая и Главное управление Государственной противопожарной службы, в образовательных и научно - исследовательских учреждениях, включая Академию Государственной противопожарной службы и Всероссийский научно - исследовательский институт противопожарной обороны, учет кадров организуется и ведется по схеме учета кадров, определённой приложением N 1 к Инструкции по учету кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 26 июля 1996 года N 446.
В территориальных органах управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации, учёт персонала осуществляется применительно к порядку учёта кадров МВД республик, ГУВД и УВД краёв, областей и автономных округов в порядке, определяемом ГУГПС МЧС России. При этом учет кадров по личным делам, а также пономерной учет рядового и младшего начальствующего состава осуществляется в обязательном порядке. Форма и состав реквизитов личного дела и всех учётных документов должны отвечать требованиям уже названной Инструкции.