Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения

Кафедра «Дизайн, реклама и технология полиграфического произ­водства» ОмГТУ проводит социологические исследования рекламы, направленной на снижение табакокурения.

Вам предлагается сначала ознакомиться с рекламными сообще­ниями, а затем ответить на вопросы анкеты. При этом следует вы­брать и обвести один из вариантов ответов.

Исследование проводится анонимно, его результаты будут ис­пользоваться только в обобщенном виде. Это интервью займет у вас около 15 минут.

Заранее благодарим вас за сотрудничество!

1. Лежит ли в основе идеи инсайт?

1) да 2) нет

2. Драматизирует ли идея какую-либо социально значимую про­
блему?

1) да 2) нет

3. Можно ли идею сформулировать просто и понятно в одном
предложении?

1) да 2) нет

4. Насколько идея яркая и неожиданная? Сможет ли выделиться
из общего информационного потока?

1) да 2) нет

5. Есть ли уже что-нибудь похожее на эту идею ?

1) да 2) нет

6. После просмотра данной рекламы захочется ли потом сказать:
«Вот это да!» — и рассказать своим друзьям о том, что вы видели?

1) да 2) нет

7. Насколько идея сфокусирована, не расплывчата? , 1) да 2) нет

8. Можно ли объяснить в одном предложении, в чем суть идеи ? 1) да 2) нет

9. Можно ли объяснить, благодаря чему эта идея легко запоми­
нается ?

1) да 2) нет

10. Способна ли идея изменить текущее поведение или отношение
потребителей?

1) да 2) нет

11. Убеждает ли эта идея принять участие в конкретном соци­
альном проекте? К каким именно действиям она призывает?

1) да 2) нет

12. Отражает ли идея чаяния и переживания целевой аудитории?
1) да 2) нет

13. Являются ли ситуации, которые используются в коммуника­
ции, реальными или фантазийными, но близкими по духу целевой
аудитории?

1) да 2) нет

Результаты

Результаты экспертной оценки рекламоспособности будут представ­лены по анализируемым циклам рекламных сообщений социальной направленности.

Цикл «Люди-окурки»

1. Сконцентрированность на одной идее

На вопрос «Лежит ли в основе идеи инсайт?» 9 (64,3%) экспер­тов дали положительный ответ, 5 (35,7%) — отрицательный. Таким образом, можно говорить о том, что данный образец рекламы предлагает некое яркое впечатление.

Подавляющее большинство ответов (13 экспертов, т.е. 92,9%) на вопрос «Драматизирует ли идея какую-либо социально значимую проблему?» обозначили четкую выраженность актуализируемой проблемы. Лишь 1 эксперт (7,1%) дал отрицательную оценку дра­матизации социальной проблемы.

Третий вопрос «Можно ли идею сформулировать просто и понятно в одном предложении?» в рамках данного критерия служит подчиненным дополнением к предыдущему. Ответы под­твердили ликвидность данных ответов по предыдущему вопросу: 13 экспертов высказались утвердительно (92,9%), 1 (7,1%) — от­рицательно.

Итак, данные первых трех вопросов позволяют засвидетельство­вать соответствие рекламных сообщений цикла «Люди-окурки» критерию «сконцентрированность на одной идее», что говорит о простоте и внятности основного рекламного послания (рис. П. 1.1). Такая реклама прогнозируемо более доступна для восприятия целе­вой аудиторией.

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

Рис. П. 1.1. Результаты экспертной оценки цикла «Люди-окурки» по критерию «сконцентрированность на одной идее»

2. Цельность аудитории целевого воздействия

На вопрос анкеты «Насколько идея яркая и неожиданная? Сможет ли она выделиться из общего информационного потока?» получены 12 (85,7%) утвердительных и 2 (14,3%) отрицательных ответа. Такое преобладание говорит о том, что реклама прогнози­руемо сможет четко дистанцироваться из общего клаттера сопутст­вующих рекламных обращений.

Мнения экспертов относительно вопроса «Есть ли уже что-нибудь похожее на эту идею?» разделились поровну. Такая неодно­значность свидетельствует о том, что сама творческая идея и стили­стическое решение рекламного обращения представляют собой сте­реотипный способ представления актуализируемой проблемы. Ис­пользование стереотипов в социальной рекламе, обращенной к мо­лодежной аудитории и направленной на борьбу с пагубными при­вычками, не может быть оправданно, так как соответствие рекламы обывательским схемам ожиданий снижает эффективность ее побу­дительного воздействия.

При ответе на вопрос «После просмотра данной рекламы за­хочется ли потом сказать: "Вот это да!" — и рассказать своим друзьям о том, что вы видели?» 9 (64,3%) экспертов дали поло­жительную оценку, 5 (35,7%) — отрицательную. Результат сви­детельствует о высокой экспрессивности представленного образ­ца рекламы.

Отсюда следует, что данный цикл соответствует критерию «цельность целевой аудитории», т.е. обращается к группам со схо­жими взглядами на жизнь, принципами и ценностными ориенти­рами (рис. П. 1.2).

       
  Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru   Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru
 

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

Щ соответствие

|i';l несоответствие

Рис. П. 1.2. Результата по критерию «.цел]

экспертной оценки цикла «Люди-окурки» ность аудитории, целевого воздействия»

3. Способность привлекать и удерживать внимание

Наличие четкого фокусного акцента проблематики курения от­метили 12 (85,7%) респондентов, его отсутствие — 2 (14,3%).

При ответе на вопрос «Можно ли объяснить в одном предложе­нии, в чем суть идеи?» решение экспертов оказалось единогласным — все 14 (100%) высказались утвердительно.

На вопрос «Можно ли объяснить, благодаря чему эта идея легко запоминается?» все эксперты снова высказались утвердительно (100% — «да»)

• Таким образом, рекламные сообщения анализируемого цикла соответствуют, критерию «способность привлекать и удерживать внимание» (рис. П. 1.3).

       
  Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru   Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru
 

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

соответствие несоответствие

Рис. П. 1.3. Результаты экспертной , оценки цикла «Люди-окурки» по критерию «способность привлекать и удерживать внимание»

4. Доступность для восприятия

Положительный ответ на вопрос «Способна ли идея изменить те­кущее поведение или отношение потребителей?» получен от 6 (42,9%) респондентов, отрицательный — от 8 (57,1%). Сопоставимые резуль­таты, но вывод и здесь однозначен: данная реклама не способна уменьшить существующую тягу к курению.

Мнение респондентов на вопрос «Убеждает ли эта идея принять участие в конкретном социальном проекте? К каким именно дейст­виям она призывает?» разделилось на две равные части («да» и «нет» по 50%). Таким образом, рекламная идея не вызывает какой-либо выраженной активной реакции. Такая реклама не способна кардинально изменить текущее поведение целевой аудитории, од­нако с большой вероятностью стимулирует пассивную эмоциональ­ную реакцию (размышления на заданную тему). Поэтому критерий «доступность для восприятия» в данном образце рекламы имеет не­выраженное, пассивное значение (рис. П. 1.4).

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

Рис. П. 1.4. Результаты экспертной

оценки цикла «Люди-окурки»

по критерию «доступность для восприятия»

5. Запоминаемость

Положительный ответ на вопрос «Отражает ли идея чаяния и переживания целевой аудитории?» дали 6 (42,9%) респондентов, отрицательный — 8 (57,1%). Реклама в небольшой степени от-ражает уже имеющиеся поверхностные представления целевой аудитории о вреде курения. При этом не обращается к глубин-ным страхам, связанным с личностной потребностью к самосо­хранению (хотя она является одной из базовых потребностей че­ловека по классификации А. Маслоу). Кроме того, реклама не представляет проблему вреда курения в новом, неожиданном ра­курсе, что оставляет представителей целевой аудитории равно­душными как по отношению к самой рекламе, так и к заявлен­ной проблематике.

На вопрос «Являются ли ситуации, которые используются в коммуникации, реальными или фантазийными, но близкими по духу целевой аудитории?» преобладающее большинство респонден­тов (13 человек, или 92,9%) дали положительную оценку представ­ленному образцу социальной рекламы. И лишь 1 (7,1%) человек ответил отрицательно.

Из рис. П. 1.5 видно, что анализируемый цикл «Люди-окурки» в целом соответствует критерию «запоминаемость».

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

Щ соответствие

Ц несоответствие

Рис. П. 1.5. Результаты экспертной

оценки цикла «Люди-окурки»

по критерию «запоминаемость»

Цикл «Кури, детка!»

1. Сконцентрированность на одной идее

По данному циклу утвердительный ответ на вопрос «Лежит ли в основе идеи инсайт?» получен от 12 (85,7%) респондентов, отрица­тельный — от 2 (14,3%).

Следующий вопрос «Драматизирует ли идея какую-либо со­циально значимую проблему?» внес больше разнообразия в отве­ты экспертов: 9 (64,3%) — отметили наличие эффекта драматиза­ции заявленной проблемы, 5 (35,7%) —■ напротив, отметили его отсутствие.

В ответах на вопрос «Можно ли идею сформулировать просто и понятно в одном предложении?» вновь наблюдается единодушие экспертов: 12 (85,7%) —- ответили утвердительно, 2 (14,3%) — отри­цательно.

Такое соответствие критерию однополярности рекламного со­общения говорит о том, что данная реклама основывается на од­ной понятной мысли. Эта мысль доносится предельно просто (рис. ПЛ.6).

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

Рис. П. 1.6. Результаты экспертной

оценки цикла «Кури, детка!»

по критерию «сконцентрированность на одной идее»

2. Цельность аудитории целевого воздействия

На вопрос «Насколько идея яркая и неожиданная? Сможет ли она выделиться из общего информационного потока?» большин­ство экспертов (13 человек, или 92,7%) дали положительный от­вет, 1 (7,1%) — отрицательный. Таким образом, мы можем свиде­тельствовать о том, что данный образец рекламы производит очень яркое, запоминающееся впечатление.

На вопрос «Есть ли уже что-нибудь похожее на эту идею?» ут­вердительный ответ был получен лишь от 3 (21,4%) экспертов, а 11 (78,6%) экспертов ответили отрицательно. Таким образом, мож­но сделать вывод о том, что респонденты не сталкивались с подоб­ным способом распространения рекламы.

Общее мнение экспертов по вопросу «После просмотра данной рекламы захочется ли потом сказать: "Вот это да!" — и рассказать своим друзьям о том, что вы видели?» можно считать единоглас­ным: 12 (85,7%) положительных ответов и 2 (14,3%) — отрицатель­ных, т.е. экспрессивный способ подачи информации производит достаточно сильное эмоциональное впечатление.

Итак, цикл «Кури, детка!» соответствует критерию «цельность целевой аудитории»: обращается к группам со схожими взглядами на жизнь, принципами и ценностными ориентирами (рис. П. 1.7).


Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

Рис. П. 1.7. Результаты экспертной оценки цикла «Кури, детка!» по критерию «цельность аудитории целевого воздействия»

3. Способность привлекать и удерживать внимание

Положительно на вопрос «Насколько идея сфокусирована, не рас­плывчата?» ответили 12 (85,7%) экспертов, отрицательно — 2 (14,3%).

Такие же результаты экспертной оценки (12 положительных от­ветов и 2 — отрицательных) были получены, по вопросу «Можно ли объяснить в одном предложении, в чем суть идеи?».

На вопрос «Можно ли объяснить, благодаря чему эта идея легко запоминается?» 13 (92,7%) экспертов высказались утвердительно и лишь 1 (7,1%) — отрицательно.

Таким образом, рекламные сообщения цикла «Кури, детка!» со­ответствуют критерию «способность привлекать и удерживать вни­мание» (рис. П. 1.8).

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

4. Доступность для восприятия

На вопрос «Способна ли идея изменить текущее поведение или

отношение потребителей?» 10 (71,4%) экспертов дали утвердитель­ный ответ, 4 (28,6%) — отрицательный,

Относительно вопроса «Убеждает ли эта идея принять участие в конкретном социальном проекте? К каким именно действиям она призывает?» убеждающую силу представленных образцов рекламы отметили 9 (64,3%) экспертов. Противоположную точку зрения вы­разили 5 (35,7%) респондентов.

В отличие от первого цикл «Кури, детка!» в целом, соответствует критерию «доступность для восприятия» (рис. П. 1.9).

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

5. Запоминаемость

По данному циклу на вопрос «Отражает ли идея чаяния и пере­живания целевой аудитории?» получены 11 (78,6%) положительных ответов и 3 (21,4%) отрицательных.

А на вопрос «Являются ли ситуации, которые используются в коммуникации, реальными или фантазийными, но близкими по духу целевой аудитории?» положительный ответ дали 13 (92,9%) респондентов, 1 (7,1%) — отрицательный.

Таким образом, рекламные сообщения цикла «Кури, детка!» со-

ответствуют критерию «запоминаемость» (рис. П. 1.10).

Анкета для оценки рекламоспособности социальной рекламы, направленной на снижение табакокурения - student2.ru

Рис. П. 1.10. Результаты экспертной оценки цикла «Кури, детка!» по критерию «запоминаемость»

Выводы

Если сравнивать между собой представленные образцы социаль­ной рекламы, мы увидим, что различия между ними выражены слабо. Так, средняя сумма положительных ответов по первому образцу составляет 72%, а по второму — 77,36%. Однако и такая разница в экспертных оценках позволяет сформулировать сле­дующие выводы:

(1) образец рекламы № 2 обладает большей рекламоспособ-ностью, чем образец № 1. Это касается как большего ко­личества положительных оценок, так и больших показа­телей по наиболее существенным для прогнозирования эффективности (в частности, коммуникативной) критери­ям запоминаемости и способности привлекать и удержи­вать внимание;

(2) оба образца рекламы получили равные оценки по критерию цельности аудитории целевого воздействия, что говорит о равной степени их обращенности к субкультуре современ­ной молодежи.

II. Оценка коммуникативной

эффективности социальной рекламы

Методология

Коммуникативная эффективность рекламы (КЭР) — это совокуп­ность трех факторов:

(1) влияния рекламы на изменение знаний о фирме, ее товарах и услугах; ■

(2) влияния рекламы на формирование позитивного отношения к ней;

(3) влияние рекламы на формирование намерений вступить в контакт с фирмой, приобрести ее товар.

Нет единого критерия оценки КЭР, включающего все не­обходимые параметры эффективности рекламного сообщения. В связи с этим при оценке КЭР опираются на четыре основных критерия.

1. Распознаваемость — свойство рекламного сообщения (в том
числе социальной рекламы), позволяющее быстро соотнести его с
определенной проблемой и воспринять его основную тематику при
беглом просмотре.

Для тестирования распознаваемости целесообразно использо­вать следующие вопросы.

• Понятно ли, о какой проблеме идет речь?

• Ясна ли общая идея социальной рекламы?

• Проста ли реклама для понимания?

2. Запоминаемость рекламы — свойство рекламного сообщения
удерживаться в памяти долгое время.

« Помните ли вы данную рекламу?

• Можете ли воспроизвести слоган?

• ■ Что конкретно вы запомнили из рекламы?

• Помните ли вы, о чем говорилось в рекламе?

3. Притягательная сила рекламы обусловлена оригинальностью и
■ правильным выбором творческого решения.

• Привлекает ли внимание реклама?

• Нравится ли реклама?

• Воспринимается ли она как оригинальная, свежая, отличная от остальных?

• Удовлетворительна ли она с эстетической точки зрения?

• Вызывает ли реклама эмоции, соответствующие проблеме?

4. Агитационная сила — это способность рекламы заставить по­
требителя сделать определенный социальный выбор, повлиять на

его фактическое поведение. Для тестирования агитационной силы рекламы целесообразно использовать следующие вопросы.

• Чувствует ли потребитель важность сообщения или получен­ных впечатлений?

• Узнал ли человек что-либо новое о социальной проблеме?

• Увидел ли социальную проблему в новом свете?

• Заслуживает ли доверия информация в данной рекламе?

• Убедительна ли аргументация?

• Готовы ли вы следовать советам (рекомендациям) рекламы?

Для оценки коммуникативной эффективности социальной рек­ламы, направленной на снижение табакокурения, было проведено исследование с представителями целевой аудитории (молодые люди 16—23 лет) с помощью специально разработанных анкет.

В ходе исследования было опрошено 100 человек из числа пред­ставителей целевой аудитории. Респондентам, разделенным на две группы (курящие и некурящие), предлагалось оценить четыре цик­ла наружной социальной рекламы, направленной на снижение та­бакокурения (прил. 2—5).

1) «Люди-окурки»;

2) «Кури, детка!»;

3) «Сигарета курит тебя»;

4) «Я не курю».

И пять рекламных сообщений социальной направленности (прил. 6—7):

1) «Джунгли»;

2) «Соболезнование»;

3) «Красногвардеец»;

4) «Этапы»;

5) «Коллеги».

Респондентам сразу после просмотра вышеуказанных макетов социальной рекламы предлагалось ответить на вопросы (по ниже­приведенной анкете), сформулированные в рамках критериев ком­муникативной эффективности. Ответ на каждый вопрос предпола­гал оценку от 0 до 5, где 0 — «нет», «плохо» и т.п., а 5 — «да», «хо­рошо» и т.п,

После опроса определяются средние баллы:

• по каждому вопросу;

• по каждому критерию;

• в целом по анкете.

По итогам исследования строятся диаграммы, которые наглядно показывают результаты оценки коммуникативной эффективности социальной рекламы.

Наши рекомендации