Отражение конфликтов в искусстве и средствах массовой информации
Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в худо-
/. Предпосылки формирования конфликтологических идей 1Q
жественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр, другие виды искусства всегда художественно отражали конфликты, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читателей, слушателей. С момента появления наскальной живописи и устно передаваемых легенд искусство служило мощным фактором духовно-практического освоения людьми конфликтов, влияло на их определение своего поведения.
Исследование факторов, влияющих на выбор человеком конфликтных или неконфликтных способов поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия выступает важнейшей задачей конфликтологии.
Очевидно, что использование искусства и СМИ в интересах профилактики конфликтов и их конструктивного разрешения — одно из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры российского общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии намного повышает практические возможности науки по изучению и регулированию прежде всего социальных конфликтов.
Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов. Можно привести множество примеров, подтверждающих эту мысль. Любая область искусства оказывает влияние на понимание людьми сущности и роли конфликтов в их жизни, а также на формирование стереотипов поведения в проблемных ситуациях взаимодействия с окружающими. Приведем в качестве иллюстрации три поэтических образа, созданных гением прошлого века и двумя известными поэтами нынешнего столетия. Эти образы раскрывают восприятие российскими поэтами ситуации, сложившейся в прошлом, а также в начале и конце века, в котором им и нам было суждено жить.
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды. Рукою чистой и безвинной 3 порабощенные бразды Ъросал живительное селт -Q-lo потерял а. только врел1я Ълагие ллысли и труды
'Jlacumecb, ллирные народы! %ас не разбудит чести клич К. челгу стадам, дары свободы? Ых должно резать или стричь ^Наследство их из рода в роды Ярлю с грел1у1мкалли, да бич
Душкин, 1823 t.
!• Введение в конфликтологию
5Г устал от двадцатого века, От его окровавленных рек U не надо мне прав человека, Я давно уже не человек!
Соколов, 1989 г
0ек мой зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки U своею кровью склеит Т)вух. столетий позвонки
О .Мандельштам, 1922 г.
Е последние десятилетия резко возросла роль средств массовой информации как фактора, определяющего поведение людей, в том числе их конфликтность. Содержание, форма и динамика сообщений, передаваемых СМИ, оказывают заметное влияние на психические состояния людей, их отношение к окружающим. Данные, полученные в ходе общероссийского социологического исследования, показывают, что в результате просмотра информационных телевизионных передач («Новости», «Вести», «Сегодня» и др.) российские зрители испытывают и положительные, и отрицательные эмоции (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Чувства, испытываемые зрителями при просмотре информационных телевизионных передач
(Хлопьев, 1996 г.)
Положительные | Процент | Отрицательные | Процент |
эмоции | опрошенных | эмоции | опрошенных |
Уверенность | 9,3 | Неуверенность | 57,2 |
Надежда | 24,3 | Разочарование | 45,2 |
Спокойствие | 7,1 | Тревога | 59,6 |
Доверие | 13,7 | Обман | 50,8 |
Гордость | 7,0 | Унижение | 50,5 |
Интерес | 44,7 | Безразличие | 28,3 |
Бодрость | 6,2 | Усталость | 57,9 i |
Защищенность | 3,4 | Беззащитность | 58,1 f |
Бесстрашие | 9,2 | Страх | 48,9 |
В среднем | 13,9 | 50,7 |
Наиболее часто при просмотре информационных телевизионных передач телезрители испытывают чувства тревоги, беззащитности, усталости и неуверенности. Очевидно, что эти чувства не могут не оказывать влияния на их поведение, в том числе и в конфликтных ситуациях.
/. Предпосылки формирования конфликтологических идей 21
Таким образом, искусство и средства массовой информации:
• оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях;
• влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками;
• помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия.