Тема 6. Креативные психические образования. Способности.
ПЛАН
1. Креативные психические образования как проявление преобразовательной деятельности человека.
2. Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Структура способностей.
3. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
4. Природа человеческих способностей.
5. Развитие и диагностика способностей.
Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, одаренность, общие и специальные способности.
Вопросы для самопроверки
· Что вы знаете о способностях человека? Дайте определение способностей по Б. М. Теплову.
· В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
· Какие вы знаете классификации способностей?
· Дайте характеристику общих способностей человека.
· Какие уровни развития способностей вы знаете?
· Раскройте суть классификации уровней развития способностей (способности, одаренность, талант, гениальность).
· Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловленных качеств человека и их роли в формировании способностей?
· Что такое потенциальные и актуальные способности?
· В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?
· В чем выражается биосоциальная природа способностей?
· Какие теории и концепции способностей вы знаете?
· Назовите основные этапы развития способностей.
· Раскройте роль игры в формировании способностей.
· Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей?
Тема 7. Мотивационные психические образования.
ПЛАН
1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.
2. Психологические теории мотивации.
3. Мотивационное поведение как характеристика личности.
Терминологический тезаурус:мотивация, потребности, мотивы, направленность, самооценка, уровень притязаний, эмоции, чувства, воля, локус контроля.
Вопросы для самопроверки
· Расскажите об основных формах направленности — влечениях/желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.
· Объясните суть понятия «мотив».
· Что вы знаете о мотивации деятельности человека?
· Объясните суть понятия «потребность».
· Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека.
· Как проблема мотивации рассматривалась в работах древних философов?
· Раскройте суть иррационализма и теории автомата.
· Раскройте роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека.
· Расскажите о теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла.
· Что вы знаете о теории биологических потребностей человека?
· Расскажите о классификации иерархии человеческих потребностей А. Маслоу.
· Какие мотивационные концепции второй половины XX в. вы знаете?
· Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева.
· Охарактеризуйте механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву.
· Назовите основные этапы формирования мотивационной сферы у детей.
· В чем заключается роль игры в формировании мотивационной сферы?
· Каким образом мотивационная сфера характеризует личность? Какие вы знаете основные мотивы поведения человека?
Тема 8. Темпераментные психические образования.
ПЛАН
1. Понятие о темпераменте.
2. Учения о темпераменте.
3. Физиологические основы темперамента.
4. Современные подходы к психологической характеристике типов темперамента.
Терминологический тезаурус: инертность, интровертированность, меланхолик, нейротизм, одаренность, пластичность, реактивность, ригидность, сензитивность, сила нервной системы, слабость нервной системы, склонность, способности, уравновешенность, талант, темп, темперамент, тип высшей нервной деятельности, флегматик.
Вопросы для самопроверки
· Охарактеризуйте темперамент как свойство личности. Дайте определение темперамента по Б. М. Теплову.
· Расскажите об основных типах темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический).
· В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?
· Что вы знаете о типологии темперамента Э. Кречмера?
· Расскажите о концепции типов телосложения и темперамента У. Шелдона.
· Расскажите об исследовании проблемы темперамента в трудах И. П. Павлова.
· Что вы знаете об исследованиях темперамента Б. М. Тепловым?
· Каковы основные характеристики и свойства темперамента по Б. М. Теплову?
· Что вы знаете о концепции темперамента В. М. Русалова?
· Что является физиологической основой темперамента?
· Расскажите о психологических характеристиках различных типов темперамента.
· В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека?
Примерные вопросы к зачету
1. Психология как наука. Предмет психологии человека.
2. Исторический обзор развития психологического знания.
3. Методологические принципы реконструкции образов человека.
4. Представление о человеке в основных направлениях психологии (бихевиоризм, психоанализ).
5. Представление о человеке в основных направлениях психологии ( гуманистическая и когнитивная психология).
6. Представление о человеке в отечественной психологии.
7. Системный подход к изучению человека.
8. Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Сходство и различие понятий.
9. Биологическое и социальное в личности человека.
10. Движущие силы развития личности.
11. Интегративные психические образования человека: мотивационные, нравственные, аффективные, регуляторные.
12. Интегративные психические образования человека: сенсорные, мнемические, интеллектуальные, речевые.
13. Интегративные психические образования человека: темпераментные, психомоторные, коммуникативные, креативные.
14. Мотивационно-потребностная сфера личности. Мотивы, мотивация, направленность личности.
15. Пирамида потребностей А.Маслоу.
16. Активность и самосознание личности.
17. Образ «Я». Самооценка. Уровень притязания. Рефлексия.
18. Формирование и развитие личности. Внутренне противоречие как источник развития.
19. Понятие общения. Процессы и признаки общения.
20. Виды общения. Биологические предпосылки общения.
21. Структура и функции общения.
22. Средства коммуникации. Развитие общения.
23. Понятие психика. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.
24. Стадии развития психики.
25. Сходства и различия психики человека и животных. Общественно-историческая природа психики человека.
26. Функциональная и структурная организация психики человека.
27. Сознание человека. Предпосылка и условие развития сознания.
28. Психологические характеристики сознания.
29. Направления в развитии сознания.
30. Функциональная и структурная организация психики человека: процессы, состояния, свойства.
31. Ощущение. Виды и свойства ощущений.
32. Понятие чувствительности. Адаптация, сенсибилизация, синестезия.
33. Абсолютный и относительный пороги чувствительности. Основной психофизический закон.
34. Восприятие и его особенности. Сходства и различия ощущения и восприятия.
35. Перцепция и апперцепция. Целостность, константность, предметность восприятия.
36. Категориальность, избирательность, структурность восприятия.
37. Внимание. Особенность внимания как психического процесса.