Судопроизводства. Уголовно-процессуальное
законодательство. Уголовно-процессуальное право – 2 часа
1. Понятие и сущность уголовного процесса. Взаимосвязь назначения уголовного процесса и его типа (формы).
2. Понятие и признаки стадий уголовного процесса. Система стадий уголовного процесса.
3. Уголовно-процессуальное право, его содержание и значение. Источники уголовно-процессуального права: понятие, виды и характеристика. Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права.
4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
5. Значение решений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека и Пленума Верховного Суда РФ, для регулирования уголовно-процессуальной деятельности.
6. Процессуальная форма, её значение и последствия нарушения.
7. Процессуально-правовые гарантии, их виды и формы закрепления в УПК РФ.
Тема 2. Принципы уголовного судопроизводства – 2 часа
1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства. Отличия принципов от общих условий производства на отдельных стадиях уголовного процесса.
2. Закрепление принципов уголовного судопроизводства в уголовно-процессуальном законодательстве: международно-правовых актах, Конституции РФ, УПК РФ.
3. Значение правовых позиций Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека для понимания отдельных принципов уголовного судопроизводства.
4. Характеристика отдельных принципов (по выбору преподавателя).
Тема 3. Участники уголовного судопроизводства – 4 часа
Занятие 1 – 2 часа
1. Участники уголовного судопроизводства: понятие, их классификация.
2. Уголовно-процессуальные функции, их виды. Значение разделения уголовно-процессуальных функций для классификации участников уголовного судопроизводства.
3. Суд как участник уголовного судопроизводства. Полномочия суда на досудебных и судебных стадиях: судебный контроль и правосудие. Законный состав суда. Подсудность и ее виды.
4. Прокурор в уголовном процессе. Различие полномочий прокурора на досудебных и судебных стадиях.
5. Органы и лица, производящие предварительное следствие и дознание: следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.
6. Потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, их представители: особенности процессуального положения.
Занятие 2 – 2 часа
1. Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства: момент наделения процессуальным статусом, процессуальное положение.
2. Обвиняемый в уголовном судопроизводстве: понятие, процессуальное положение.
3. Защитник, его процессуальное положение. Момент вступления в дело, приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие защитника, отказ от защитника.
4. Гражданский ответчик и его представитель: особенности процессуального положения.
5. Иные участники уголовного судопроизводства: виды, особенности процессуального положения.
Тема 4. Доказательства. Общие положения – 6 часов
Занятие 1 – 2 часа
1. Понятие доказывания в уголовном процессе, его цель.
2. Понятие и содержание доказательственного права и теории доказательств.
3. Предмет доказывания. Общий и специальный предмет доказывания. Доказательственные, общеизвестные и отрицательные факты.
4. Зависимость предмета доказывания от признаков состава преступления.
Занятие 2 – 2 часа
1. Понятие доказательств и свойства доказательств по уголовному делу. Источники доказательств.
2. Относимость и допустимость доказательств. Критерии допустимости. Недопустимые доказательств.
3. Последствия признания доказательств недопустимыми.
4. Достоверность и достаточность доказательств.
5. Пределы доказывания по уголовному делу, их значение.
Занятие 3 – 2 часа
1. Классификация доказательств, ее основание и практическое значение.
2. Процесс доказывания и его этапы. Правила оценки доказательств.
3. Субъекты доказывания. Бремя доказывания в уголовном судопроизводстве.
4. Влияние презумпции невиновности на содержание доказательственной деятельности.
Тема 5. Виды доказательств – 2 часа
1. Показания подозреваемого. Их предмет и оценка.
2. Показания обвиняемого. Их предмет и оценка. Особенности оценки признания обвиняемым своей вины.
3. Показания свидетеля, их предмет. Круг лиц, допрашиваемых в качестве свидетелей. Свидетельский иммунитет. Проверка и оценка свидетельских показаний.
4. Показания потерпевшего, их предмет и оценка. Особенности оценки показаний потерпевшего.
5. Заключение эксперта. Понятие и виды экспертиз. Случаи обязательного назначения экспертизы. Особенности оценки заключения эксперта. Показания эксперта, отличие от показаний свидетеля.
6. Вещественные доказательства: понятие и процессуальная форма. Их виды и оценка.
7. Документы как самостоятельный вид доказательств. Их отличие от вещественных доказательств.
8. Протоколы следственных действий и судебного заседания.
6 семестр – 14 часов
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
Тема 1. Возбуждение уголовного дела – 2 часа
1. Понятие стадии возбуждения уголовного дела, её отличительные признаки. Значение своевременного и правильного решения о возбуждения уголовного дела.
2. Участники уголовного судопроизводства, принимающие решение о возбуждении уголовного дела. Соотношение полномочий следователя и прокурора по возбуждению уголовного дела.
3. Особенности полномочий суда по возбуждению уголовного дела. Правовая позиция Конституционного Суда РФ относительно права суда на возбуждение уголовного дела.
4. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Принятие сообщения о преступлении, порядок его рассмотрения, процессуальные средства проверки. Обжалование отказа в принятии сообщения.
5. Порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения (“in rem”,“in personaеm”). Особенности порядка возбуждения дел частного, частно-публичного обвинения и в отношении отдельных категорий лиц.
6. Основания и порядок принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Обжалование отказа в возбуждении уголовного дела.
Задание к семинарскому занятию:
Составьте по любой фабуле постановление о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела.
Тема 2. Меры уголовно-процессуального принуждения – 2 часа
1. Понятие и виды мер процессуального принуждения. Основание их классификации. Гарантии прав граждан при применении мер уголовно-процессуального принуждения.
2. Задержание подозреваемого: основания, условия и порядок. Конституционные и международно-правовые гарантии прав задержанного, закрепление их в УПК РФ.
3. Меры пресечения: понятие и значение. Условия и основания их применения. Судебный контроль за применением мер пресечения. Отмена или изменение мер пресечения.
4. Порядок применения отдельных мер пресечения (по выбору преподавателя).
5. Иные меры процессуального принуждения: основания и порядок применения. Характеристика порядка применения отдельных иных мер процессуального принуждения (по выбору преподавателя).
Задание к семинарскому занятию:
а) Проанализируйте решение ЕСПЧ по делу Калашникова. О нарушении каких процессуальных гарантий применения мер пресечения в нем говорится?
б) По фабуле любого дела (см. БВС) составьте постановление о заключении под стражу
Тема 3. Предварительное расследование: сущность, задачи и формы – 2 часа
1. Понятие, задачи и значение предварительного расследования. Реализация принципов уголовного процесса на данной стадии.
2. Формы предварительного расследования, их соотношение.
3. Понятие, порядок и сроки дознания. Отличие дознания от неотложных следственных действий. Обвинительный акт.
Тема 4. Общие условия предварительного расследования – 2 часа
1. Понятие, значение и виды общих условий предварительного расследования.
2. Характеристика отдельных общих условий (по выбору преподавателя).
Тема 5. Следственные действия – 2 часа
На семинаре будут проведены деловые игры по определенным следственным действиям, с разделением студентов по малым группам и предоставлением каждой из групп задания подготовить и воспроизвести конкретное следственное действие по выбору преподавателя.
Задание для подготовки к деловой игре:
Внимательно изучите разделы УПК РФ, посвященные общим правилам производства следственных действий, основаниям и процедуре производства отдельных следственных действий. Решите задачи, предложенные преподавателем, и ответьте на вопросы для самоконтроля.