Виды памяти и их характеристика
Виды памяти:
1. Классификация по содержанию материала, хранящегося в памяти: образы, понятия, эмоции, движения.
-Образная память (на образы) – зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, эйдетические (один раз услышали и можем воспроизвести слово в слово).
- Эмоциональная память. Сделает ребенок что-то не так, он видит мамины эмоции. Чем богаче этот опыт, тем больше человек понимает себя и окружающих людей. Эмоциональная память отличается особой прочностью.
- Словесно-логическая, та которая развивается в ходе различных предметов.
- Двигательная память (на движение) их состав, их последовательность.
2. Классификация по целям деятельности:
- Произвольная память, когда мы произвольно, намеренно что-то запоминаем. Произвольная память эффективнее!
- Непроизвольная память, когда цели запомнить нет, запоминается само по себе.
3. Классификация по способу запоминания:
- Механическая память (предполагает повторение материала, который обеспечит запоминание).
- Логическая память (использование мыслительных операций).
4. Классификация, основанная на времени сохранения материала в памяти:
- Мгновенная память (сенсорные регистры):
Зрительная память (где-то полсекунды
--хранится)
-- Слуховая память (хранится 2-3 секунды)
- Кратковременная память (задача обработать материал, пример: письменный стол, рядом полки с книжками, сколько возьмем) имеет ограниченный объем 7±2 смысловые единицы. Смысловая единица может представлять собой отдельное слово, фразу, мысль. Кратковременная память слабо защищена от помех.
- Долговременная память границ не имеет
Теории памяти
Физиологический подход – теория нейронных моделей. Нейрон – синапс – нейрон.
Биохимический подход – 2 стадии запоминания:
1. Обратимая электрохимическая реакция
2. Необратимая биохимическая реакция
Долговременное хранилище – кора головного мозга. Гиппокампы - S – образные формирования внутри полушарий, обрабатывают новую информацию и направляют ее на постоянное хранение.
Психологический подход – ассоциативная теория: по сходству, по сложности, по контрасту. Гештальт-теория (материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов). Лицо.
Деятельностный подход (эффективность запоминания определяется значимостью материала для деятельности личности
-Декларативная - содержит сведения о мире: Пушкин-поэт, обеспечивается функционированием коры головного мозга.
-Процедурная - различные движения, действия, которые мы умеем выполнять: письмо, езда на велосипеде.
. Семантическая (факты, не относящиеся к конкретному временному контексту, общие сведения).
Эпизодическая (лично пережитые человеком события).
Имплицитная имеет место, когда мы находимся под влиянием прошлого опыта, не осознавая этого.
7.2 Эксплицитная – память, которая имеет место осознавания.
33. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Заучивание и его организация.
Запоминание — Это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
Виды запоминания:
• непроизвольное – когда не ставится цель запоминать что-то, а запоминание проис-ходит само собой;
• произвольное – ставится цель.
Исследования психологов доказали, что при определённых условиях непроизвольное запоминание является более эффективным. Активная мыслительная деятельность с тем материалом, который нужно запоминать (совмещать теорию с практикой). Запоминание может быть – без понимания смысла.
Правила логического запоминания.
1. Нельзя запомнить большой объём материала, а, следовательно, стоит разбить ма-териал на составные части;
2. Работая с частями, необходимо выявить главную мысль каждой части (субъект, объект и предикат);
3. Выделяем наиболее важные мысли и составляем план;
4. Учим план и по этому плану раскрываем его содержание. Сохранение/удержание в памяти полученной информации. Процесс сохранения тре-бует повторения.