Ориентировочное распределение нормативов времени диагностико-консультативной деятельности педагога-психолога с различными ^ категориями детей
Виды работ педагога-психолога | Возраст детей (в годах) | ||||||||||||||||||||
3-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-10 | 10-12 | 13-17 | |||||||||||||||
Примерное распределение времени диагностической деятельности педагога-психолога с детьми с условно нормативным развитием | |||||||||||||||||||||
Первичное индивидуальное обследование | |||||||||||||||||||||
1.1. Выяснение истории развития | 15-20 | 15-20 | 20-25 | До 30 | До 30 | До 30 | До 30 | ||||||||||||||
1.2. Обследование ребенка** | 25-45 | 40-60 | 45-80 | 45-80 | 60-90 | 60-90 | 60-90 | ||||||||||||||
1.3. Консультирование родителей | 15-25 | 15-25 | 30-35 | 30-35 | 30-35 | 30-35 | 30-35 | ||||||||||||||
1.4. Анализ результатов и написание психологического заключения | От 30 до 60 минут | ||||||||||||||||||||
1.5. Психологическое обследование взрослого | До 90 минут | ||||||||||||||||||||
Повторное индивидуальное обследование | |||||||||||||||||||||
2.1. Повторное (динамическое) обследование | 25-30 | 25-40 | 30-45 | 30-45 | 40-60 | 40-60 | До 60 | ||||||||||||||
2.2. Повторное консультирование родителей | 15-20 | 15-20 | 15-30 | 15-30 | До 30 | До 30 | До 30 | ||||||||||||||
2.3. Анализ результатов и написание психологического заключения | От 25-45 минут | ||||||||||||||||||||
2.4. Повторное обследование взрослого | До 60 минут | ||||||||||||||||||||
Групповое диагностическое обследование | |||||||||||||||||||||
3.1. Групповое обследование детей | — | До 30 | До 45 | До 45 | До 60 | ||||||||||||||||
3.2. Групповое обследование взрослых | От 45 до 80 | ||||||||||||||||||||
3.3. Анализ результатов и написание заключения на одного ребенка (взрослого) | — | До 30 | До 30 | До 30 | |||||||||||||||||
3.4. Групповой анализ и заключение | 3-5 часов на группу из 12—15человек | ||||||||||||||||||||
Виды работ педагога-психолога | Возраст детей (в годах) | ||||||||||||||||||||
3-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-10 | 10-12 | 13-17 | |||||||||||||||
11римерное распределение времени диагностической деятельности педагога-психолога с детьми с различными вариантами несформированности познавательной деятельности* | |||||||||||||||||||||
Первичное индивидуальное обследование | |||||||||||||||||||||
1.1. Выяснение истории развития | До 30 | До 30 | До 35 | До 40 | До 40 | До 45 | До 45 | ||||||||||||||
1.2. Обследование ребенка** | 15x4 | 15x4 | 20x4 | 20x4 | 25x4 | 25x4 | 90-120 | ||||||||||||||
1.3. Консультирование родителей | 35-45 | 35-45 | 45-60 | До 60 | До 60 | До 60 | До 60 | ||||||||||||||
L4. Анализ результатов и написание психологического заключения | От 40 до 80 минут | ||||||||||||||||||||
Повторное индивидуальное обследование | |||||||||||||||||||||
2.1. Повторное (динамическое) обследование ребенка** | 15x3 | 15x3 | 20x3 | 20x3 | 20x3 | 20x4 | До 90 | ||||||||||||||
2.2. Повторное консультирование родителей | 15-20 | 15-20 | 15-30 | 15-30 | До 30 | До 30 | До 30 | ||||||||||||||
2.3. Анализ результатов и написание динамического заключения | От 25-45 минут | ||||||||||||||||||||
Групповое диагностическое обследование | |||||||||||||||||||||
(3.1. Грушюиос обследование детей | _ 1 _J___ | — | До 45 | До 45 | До 90 | До 90 | |||||||||||||||
3.2. Групповое обследование родителей | От 45 до 80 | ||||||||||||||||||||
3.3. Анализ результатов и написание заключения на одного ребенка | До 30 | До 30 | До 30 | До 30 | |||||||||||||||||
3.4. Групповой анализ и заключение | 3—5 часов на группу из 12-15 человек | ||||||||||||||||||||
Примерное распределение времени диагностической деятельности педагога-психолога с детьми с нарушениями слуха | |||||||||||||||||||||
Первичное индивидуальное обследование | |||||||||||||||||||||
1.1. Выяснение истории развития | До 30 | До 30 | До 35 | До 40 | До 40 | До 45 | До 45 | ||||||||||||||
1.2. Обследование ребенка** | 15x5 | 15x5 | 20x3 | 25x2 | 25x3 | 25x3 | 90-120 | ||||||||||||||
1.3. Консультирование родителей | 40-50 | 40-50 | 45-60 | До 80 | До 80 | До 80 | До 90 | ||||||||||||||
1.4. Анализ результатов и написание психологического заключения | От 40 до 80 минут | ||||||||||||||||||||
Повторное индивидуальное обследование | |||||||||||||||||||||
2.1. Повторное (динамическое) обследование ребенка** | 15x2 | 15x2 | 20x2 | 20x3 | 20x3 | 25x3 | До 90 | ||||||||||||||
2.2. Повторное консультирование родителей | 20-25 | 20-25 | 25-30 | 25-30 | До 40 | До 40 | До 40 | ||||||||||||||
2.3. Анализ результатов и написание динамического заключения | От 25—45 минут | ||||||||||||||||||||
Групповое диагностическое обследование | |||||||||||||||||||||
3.1. Групповое обследование детей (начиная с 15 -го возраста при наличии 2-х помощников) | До 60 | ||||||||||||||||||||
3.2. Групповое обследование родителей | От 45 до 80 | ||||||||||||||||||||
3.3. Анализ результатов и написание заключения на одного ребенка | До 30 | До 30 | До 30 | До 30 | |||||||||||||||||
3.4. Групповой анализ и заключение | 3—5 часов на группу из 12—15человек | ||||||||||||||||||||
* К этой категории слелует относить детей с различными вариантами группы недостаточного развития (тотальное недоразвитие, задержанное развитие, парциальная информированность познавательной деятельности).
** В зависимости от особенностей работоспособности, истощаемости и темпа деятельности углубленная оценка психического развития может проводиться в несколько этапов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/Под ред. Л. С. Цветковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2001.
2. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М.: «КСП», 1997.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2 / Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 19S2.
4. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. — М: МГОПИ, издательство «Альфа», 1995.
5. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И. А. Полигдука, А. Е. Видренко. Изд-е 2-е. — Киев: Здоровье, 1980.
6. Ахутина Т. В., Пылаева И, М, Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7. Баттерворт Дж., ХаррисМ. Принципы психологии развития/ Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2000.
8. Безруких М. М. Проблемные дети. — М: Изд-во УРАО, 2000.
9. Беллак Д., Беллак С. С. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных) / Пер. с англ. - Киев: ПАН Лтд, 1995.
10. Белопольская Н. Д. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М.: Изд-во УРАО, 1999.
11. Белопольская Н. Д. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика — М: Когито-Центр, 2002.
12. Бернштейн А. Н. Клиничесюе пр!емы психологическаго изслъдован1я душевно-больных. Опыт экспериментально-юти нической семютики интеллектуальных разстройств. — М.: Издаше Студенческой Медицинской Издательской Комиссш им. Н. И. Пирогова, 1911.
13. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2003.
14. Бидструп X. Рисунки. Т. 1. — М.: Искусство, 1969.
15. Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании перенесенных в условиях значений слова при патологических изменениях мышления (новое в учении об апраксии, агнозии и афазии). — М.: Издательство АН СССР, 1934.
16. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. И. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
17. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагент-ство, 1994.
18. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Изд-во МГУ, 1998.
19. Брушлинский А. В. Психология субъекта/ Отв. ред. проф. В. В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Адетейя, 2003.
20. БурлачукЛ. Ф. Введение в проективную психологию. — Киев: Изд-во Ника-Центр, 1997.
21. БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999.
22. БурлачукЛ. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002.
23. ВеккерЛ. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М.: Смысл; Per Se, 2000.
24. Ветер Л. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
25. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
26. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
27. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т 2,4, 5 / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1982, 1983, 1984.
28. Выготский Л. С. Педагогическая психология. 2-е изд. — М., 1991.
29. Гильяшева И. N., Игнатьева И. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка: Методическое пособие. Выпуск 7, — М.: Фолиум, 1994.
30. ГоеоркоеаА. Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений //Вопросы психологии. 1962. №2.
31. Грибова О. Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология. 2001. № 1.
32. Данилова Е. Е. Детский тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга: Практическое руководство. - М.: Изд-во ПИРАО, 2000.
33. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т. В. Ахутина, Н. М. Пыла-ева. — М,: Издательский центр «Академия», 2003.
34. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А, Панько. — Минск: «Ушверспэцкае», 1997,
35. Диагностический Комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов/Авт.-сост. Н,Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: АР-КТИ, 1999 {Библиотека психолога-практика).
36. Доброхотова Т. А., Ерагина N. N. Левши. — М.: Книга ЛТД, 1994.
37. Драгунский В. В, Цветовой личностный тест: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, 1999.
38. Дубровинская N. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеолопш: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2000.
39. Евсикова И, Царевна в лягушке // Педология. 2002. № 4 (13).
40. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973,
41. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В. Н. Панферова, — Псков: Изд. Псковского обл. ин-таусов. уч., 1994.
42. Журба Л, Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М„ 1981.
43. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. Изд-е 2-е, перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.
44. Каримулина Е. Г., Зверева N. В. Перцептивная асимметрия у здоровых и «проблемных» детей // А. Р. Лурия и психология XXI века. Доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. —М.: Смысл, 2003.
45. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995.
46. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. — М,: Медицина, 1985.
47. Кононова М. П. Руководство по психологическому обследованию психически больныхдетей школьного возраста. — М.: Медгиз, 1963.
48. Коробейников И. А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. 2004. № 1.
49. Корсакова N. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
50. Ксани В. Мышление и познание: пределы понимания // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 1. «Методологические вопросы»/Под ред. И. Н. Трофимовой, В. Г Буданова — М.: МГСУ«Союз», 1997.
51. Куравский Л. С, Малых С. Б., Кравчук Т. £"., Кузнецова И. В., Семаго N. Я. Обучаемые структуры в задачах психологической диагностики // Моделирование и анализ данных: Труды факультета ИТ МГППУ. Вып. 1.-М., 2004.
ЛИТЕРАТУРА
52. Курбатова Т. N., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «HAND-ТЕСТ»: Руководство по использованию. — СПб.: ИМАТОН, 1995.
53. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
54. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991.
55. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
56. Логика и математика для дошкольников / Под ред. 3. А. Михайловой. — СПб., 2000.
57. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989.
58. Майорова N. П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособ. для школьн. психолога. - СПб.: Знание, 1998.
59. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001.
60. Манелис Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа Здоровья. 1999. Т. 6. № I.
61. Малькова Т. N. Восприятие экспрессии человеческого лица. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1981.
62. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с детским церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 1991.
63. Методы обследования речи у детей / Под общей ред. И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Ч. 1. — М., 1992.
64. Нейропсихологическая диагностика. Ч. I (Схема не йро психологи чес кого исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы). Ч. II (Альбом) / Под ред. Е. Д. Хом-ской. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
65. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму раннего детского аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
66. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
67. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. — СПб.: Речь, 2002.
68. Основы возрастно-психологического консультирования/Под ред. А. Г. Лидерса. — М.: Изд-во МГУ, 1991.
69. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для стул. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
70. Павлий Т. Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1997.
71. Парамей Г. Е. Контурные изображения лица; могут ли они передавать «эмоциональные состояния»? // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1.
72. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников: Учебно-методическое пособие. — М.: Когито-Центр, 1996.
73. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступени. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Кн. 8. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
74. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002.
75. Прогрессивные матрицы Равена. Методические рекомендации для психологов. — Ижевск, 1994.
76. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой — М.: Экономика, 1997.
77. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова, ГА. Берулава, Е. М. Борисова и др. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
78. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагоги ка-Пресс, 2001.
79. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
80. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общей ред. М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999.
81. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
82. Пылаева Н. М. Применение методики «сортировка разноцветных фигур» в коррекционно-разви-вающем обучении // Школа Здоровья. 1999. Т. 6. № 1.
83. Равен Дж. К., КуртДж. X., Равен Дж. Руководство к Прогрессивным Матрицам Равена и Словарным шкалам. — М.: Когито-Центр, 1996.
84. Развитие и оценка компетентности // Материалы конференции российской академии наук (20-22 апреля 1996). - М., 1996.
85. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. — М.: Педагогика, 1978.
86. Романова Е. С, Потемкина С. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Ди-дакт, 1992.
87. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1970.
88. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. — М., 1970.
89. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Ч. 1. — СПб.: Питер Ком, 2000.
90. Рыжов Б. Н. Системная психология. Методология и методы психологического исследования. — М.: изд-во МГПУ, 1999.
91. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Тест со всех сторон// Школьный психолог. 1998. № 15-16.
92. СемагоМ, М. Современные представления о закономерностях психическогодизонтогенеза//Материалы II международного конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск, 3-6 ноября 2003.
93. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004.
94. Семаго М. М., Семаго И. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М.: АРКТИ, 2004.
95. Семаго И. Я. Диагностическая ценность методики Выготского—Сахарова при работе с детьми дошкольного возраста // Материалы международной конференции: «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». РАО. Москва 21—24 октября 1996.
96. Семаго Н. Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и ее влияние на межличностные отношения в детском коллективе // Школа Здоровья. 1996. № 4.
97. Семаго Н. Я. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик // Школа Здоровья. 1998. Т. 5. № 3-4.
98. Семаго Н. Я. Исследование личностных особенностей ребенка — «Метаморфозы» // Школа Здоровья. 1999. Т. 6. №3.
99. Семаго Н. Я. Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка // Школа Здоровья. 1999. Т. 6. №2.
100. Семаго Н. Я. Контурный САТ-Н. Новая методика для исследования особенностей эмопиональ-но-личностной сферы ребенка// Школа Здоровья. 1999. Т. 6. № 1.
101. Семаго Н, Я. Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) // Психолог в детском саду. 1999. № 1.
102. Семаго Н. Я. Модификация теста «Рука» для детей младшего школьного возраста. // Школа Здоровья. 1999. Т. 6. №4.
103. Семаго И. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. 2000, № 1.
104. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000.
105. Семаго Н, Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие. — М.: Изд. АПКиПРО РФ, 2000.
106. Семаго И. Я. Сравнительный анализ структуры познавательной деятельности детей с вариантами отклоняющегося развития // Сборник трудов Академии, поев. 75-летию АКПиПРО. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003.
107. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. — М., 1998.
108. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.; Издательский центр «Академия», 2002.
ЛИТЕРАТУРА
109. Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Автореф.дис. ...докт. психол.наук. — М., 1997.
НО. Сергиенко Е. А. Динамика психического развития: онтогенетический и психогенетический аспекты // Доклады второй международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р.Лурия/Подред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. — М.: «СМЫСЛ», 2003.
111. Смирнов А. А. Детские рисунки // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
112. СобчикЛ. И. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — М.: Изд-во «Речь», 2003.
113. СобчикЛ. Н. Рисованный апперцептивный тест. — СПб.: Речь, 2002.
114. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во МГУ, 1980.
115. Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипипиной. — СПб.: Речь, 2003.
116. Сорокин В. М., Кокоренко В. Л. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.
117. Специатьная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Лу-бовского. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
118. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: «Академия», 1996.
119. Сухарева Г. Е. Несколько положений о принципах психиатрической диагностики // Вопросы детской психиатрии / Под ред. Г. Е. Сухаревой. — М., 1940.
120. Терехова Т. В. Изучение состояния работоспособности у детей дошкольного возраста//Экспериментальные исследования в патопсихологии. — М.: Б. и., 1976.
121. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии/ Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Просвещение, Владос, 1995.
122. Усанова О. Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей: Учебное пособие для студентов. — М.: Изд-во МГПУ, 1990.
123. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.
124. Хеллбрюге Т., Лайоси Ф., Динара Л. и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития. В 2 кн. — Минск: Изд-во БелАПДИ «Открытые двери», 1997.
125. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. — Киев, 1988.
126. Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. — СПб.: Речь, 2003.
127. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989.
128. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии»/Отв. ред. А. М. Айламзьян — М.: Учебно-методический коллектор «ПСИХОЛОГИЯ», 2000.
129. ЦветковаЛ. С, Ахутшш Т. В., Пшаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. — М., 1978.
130. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага: АВИЦЕНУМ, 1978.
131. Шенко Е. Л. Психодиагностика нарушений развития у детей: Учеб. пособие. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000.
132. Шиварев И. А. Методика «Доски Сегена» // Вопросы патопсихологии. — М.: НИИ Психиатрии МЗ РСФСР, 1970.
133. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.
134. Экспериментально-психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации. Методические рекомендации/Отв. ред. А. А. Портнов. — М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1978.
135. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В.Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
136. Эткинд А. М. Цветовой Тест Отношений. Методические рекомендации // Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. — Л., 1983.
137. Brick/in В., Piotrowsky Z, Wagner E. The Hand Test. - USA: Charles C. Thomas Publisher, 1962.
138. DavitzJ. R~ The lanquage ofemozion — London; New York: Acad. Press, 1969.
139. IzardC. E. Human emolions. -New York: Plenum, 1978.
140. Kohs S. С Intelligence measurement: a psychological and statistical study based upon block-design tests. — New York, 1923.
141. Psychologie der Farben. Test-Veriag. — Basel, 1949.
H. Я. Семаго, М. М. Семаго
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Дошкольный и младший школьный возраст
Главный редактор И. Авидон
Ведущий редактор О. Тотукова
Художественный редактор П. Борозенец
Технический редактор О. Колесниненко
Директор Л. Янковский
Подписано в печать 27.01.2005 г.
Формат 70x100^6. Усл. псч. л. 24. Тираж 2000 экз. Заказ № 3831
Интернет-магазин: www.intematura.ru
ООО Издательство «Речь»
199178, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 3 (лит. «М»), пом. 1,
тел. (812) 323-76-70, 323-90-63, [email protected], www.rech.spb.ru
Представительство в Москве:
тел.: (095) 502-67-07, [email protected]
Отпечатано с готовых диапозитивов
и ГУП «Типография «На\ка>/ 199034. Санкт-Петербург. 9 линия. 12