Основные типы моделей менеджмента
Менеджмент, как вид деятельности по управлению хозяйственным субъектом, имеет общие и специфические черты.
Общие отражают понимание менеджмента как концепции, как философии управления.
Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально – экономического развития в конкретной стране, культуру.
Поэтому выделяют различные модели менеджмента:
· американскую,
· японскую,
· западно–европейскую и др.
Очевидно, по аналогии с этими моделями, можно выделить и российскую модель менеджмента.
Эволюция теории и практики менеджмента находит свое отражение в переходе от традиционных направлений в менеджменте, так называемой американской модели, и поведенческих направлений – японской модели к новому направлению, которое называют как маркетинговое.
Суть американской модели менеджмента заключается в утверждении, что успех организации прежде всего зависит от внутренних факторов (рациональной организации производства продукции, снижения издержек, роста производительности труда, эффективное использование ресурсов).
Организация рассматривается как закрытая система.
При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени.
Основой стратегии является непрерывный рост производства и углубление специализации.
Система управления в американских формах жестко организована.
В 80-е годы американский менеджмент претерпел изменения, которые нашли отражение в структурной перестройке и перераспределении полномочий при принятии решений, развитии стратегического планирования.
Основными характеристиками американской модели менеджмента являются:
· краткосрочная работа по найму,
· оплата по индивидуальным результатам работы,
· формальный контроль,
· четкое описание рабочего задания,
· индивидуальная ответственность,
· управление “сверху – вниз”.
Японская модель менеджмента является результатом специфической культуры и экономической системы страны и отличается ориентацией на технологические и технические нововведения, на постоянные изменения производства. Отсюда, гибкость и целенаправленность управления.
Отличительными чертами японского менеджмента являются групповая организация управления, отсутствие жестких структур управления, индивидуальный учет производительности и другие.
В японском менеджменте не человека подбирают под должность, а наоборот, тщательно изучив человека, определяют, какие обязанности ему можно поручить.
В целом, японский менеджмент ориентируется на самые новые подходы в управлении в условиях научно – технической революции.
Основными характеристиками японской модели управления являются:
· пожизненный найм,
· принцип старшинства при оплате и назначениям,
· неформальный контроль,
· нечеткое описание рабочего задания,
· коллективная ответственность,
· управление “снизу – вверх”.
В качестве новой философии управления, основанной на системном и ситуационном подходе, выделилась маркетинговая модель менеджмента.
Основными моментами этой модели являются:
· ставка на человека самореализующего (в отличие от человека экономического и человека социального);
· фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями;
· фирме должно быть присуще постоянное обновление и приспособление к внешним факторам, главным из которых – потребитель.
Фирма рассматривается как открытая система. Главные предпосылки успеха лежат во внешней среде.
Таким образом, общее направление эволюции менеджмента – переход от модели управления в условиях массового производства и относительно низкого уровня конкуренции к модели управления индивидуализированного производства и обострившейся конкуренции.
Переход нашей страны к рыночной экономике потребовал тщательного изучения зарубежной практики и теории менеджмента, использование тех положений, которые могут оказаться пригодными в наших условиях. Требуется формирование российской модели управления, учитывающей исторические особенности страны, российские условия бизнеса российского менеджмента.
Такая модель в настоящее время до конца ещё не сформировалась, но можно выделить некоторые особенности российского менеджмента, которые могут оказать влияние на характеристики системы управления:
1) во-первых, проблематика управления. Наиболее актуальные проблемы управления сегодня в России:
· антикризисное управление,
· управление занятостью,
· банковский менеджмент,
· поддержка предпринимательства и малого бизнеса и др.
2) во-вторых, инфраструктура российского менеджмента – это система традиций, уровень общей культуры, система ценностей, потенциал знаний в области менеджмента и др.;