Тема 26. Проблема готовности к школьному обучению

Социальная ситуация развития в переходный к младшему школьному возрасту период. Основные достижения и противоречия этого периода. Формирование новой внутренней позиции. Развитие познавательных процессов, личности и деятельности 6-ти летнего ребенка. Кризис семи лет, его сущность и особенности.

Проблема психологической готовности к школьному обучению. Понятие и компоненты психологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности.

Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков.

Личностная и волевая готовность, особенности произвольности поведения, мотивационной сферы и мотивов учения.

Литература основная:

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

2. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. - 376 с.

3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - М.: Академия, 2012. – 656 с.

5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2 - Психология образования.– 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 606 с.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология". - М.: Юрайт, 2012. – 460 с.

7. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Т.Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. – 528 с.

8. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 656 с.

9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

10. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 368 с.

Литература дополнительная

9. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С.132–142.

10. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.- М.: Академический проект, 2005. – 256 с.

11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости: учеб. пособие студ. для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

12. Ручкина В.П., Воронина Л.В. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе. – Екатеринбург: Науч.-пед. центр "Уникум", 1999. – 91 с.

13. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

14. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

15. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 656 с.

16. Сапогова Е.Е. Психическое развитие человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001. – 460 с.

17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 421 с.

Тема 27. Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольников.

Особенности свойств темперамента детей дошкольного возраста. Характеристика детей с разными типами темперамента. Учет свойств темперамента в образовании дошкольников.

Особенности формирования характера у детей дошкольного возраста.

Особенности самосознания и самооценки дошкольников. Факторы, определяющие формирование адекватной и дифференцированной самооценки в дошкольном детстве. Формирование половой идентификации у дошкольников.

Склонности и интересы в структуре индивидуальности ребенка. Врожденные и приобретенные потребности личности. Связь врожденных потребностей с чертами характера.

Активированность мозга и межполушарная асимметрия. «Художественный» и «мыслительный» типы. Индивидуальные профили асимметрии. Левши и правши, особенности их психики.

Литература основная:

1. Ермолаева М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2011. - 376 с.

2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов. - М.: Академия, 2012. – 656 с.

4. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2 - Психология образования.– 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. – 606 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология". - М.: Юрайт, 2012. – 460 с.

6. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии /Т.Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - Изд. 2-е., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. – 528 с.

7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

8. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 368 с.

9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии. - М.: Гардарики, 2007. – 352 с.

Литература дополнительная:

1. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.- 256 с.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Владос, 2003. – 208 с.

3. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости: учеб. пособие студ. для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.

5. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 368 с.

Наши рекомендации