Эмоционально-психологическое состояние вокалиста перед конкурсным выступлением

Конкурсное выступление – результат напряжённого творческого труда артиста и является для него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Сценическое волнение – одна из форм психического состояния личности до и вовремя концертного выступления. Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми исполнителями во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме. Тормозные процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение, поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации. Иногда ощущается вялость, нежелание действовать, реакции замедляются, эмоциональное возбуждение не велико. Кому-то необходима эмоциональная встряска, а кому-то – покой, одни употребляют валерьянку, другие не пользуются ничем. Есть исполнители, которые перед выходом на эстраду много и оживлённо разговаривают на отвлечённые темы, но есть и такие, кто предпочитает посидеть в тишине.

Эмоциональное возбуждение – важнейшее условие для успешного выступления музыканта. Тем не менее, важно, чтобы оно не переходило за оптимальные для данной личности границы. У каждого исполнителя имеется собственный оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наиболее успешно реализовывать творческий замысел.

Когда эмоциональное возбуждение вокалиста достигает оптимального уровня, создаются предпосылки для возникновения особого состояния души и творческого подъёма, всего того, что принято называть вдохновением. У одних певцов волнение, будучи контролируемым, является стимулом для большего вдохновения, у других – выйдя за рамки контроля – вызывает полную депрессию, скованность всего тела, в том числе и голосового аппарата, результатом чего является низкая позиция звучания, потеря опоры дыхания, вялое сценическое и эмоциональное выражение. У третьих волнение вызывает непомерную возбудимость и суетливость, которые также мешают нормальной работе всех компонентов певческой координации, что выражается в повышении интонации, чрезмерном напряжении, излишней жестикуляции и мимике.

По данным психологии природные свойства нервной системы – в том числе и волнение – поддаются изменению и развитию путём специальной психофизической тренировки.

Исходя из выше сказанного, можно определить комплекс происхождения (истоки) причин сценического волнения:

1. преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны жюри лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самым положение исполнителя;

2. чувство ответственности за своё выступление. Когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно чревато определёнными потерями на сцене;

3. любовь к сцене ни с чем несравнимое наслаждение, получаемое исполнителем от пребывания на ней, помогает преодолеть разрушительную силу эстрадного волнения;

4. боязнь забыть текст песни. Волнуются, исполняя песню публично, потому что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Но провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста;

5. многое зависит от типа нервной системы исполнителя. Сценическое волнение на всех действует по-разному;

6. боязнь публичной «прилюдной» неудачи. В этой связи особенно важна тщательная и добросовестная «сделанность» программы, с которой предстоит выйти на сцену. Само внутреннее ощущение «всё сделано наилучшим образом и с предельной добросовестностью» действует успокаивающе, снимает излишнюю остроту волнения.

Как настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой? Эти вопросы волнуют сегодня множество исполнителей. Как же преодолеть сценическое волнение?

Конкурсанту важно вспомнить то самочувствие, то психическое состояние, при котором были достигнуты творческие успехи, и, готовясь к новому выступлению, сделать попытку вновь испытать это ощущение. Так поступают многие исполнители. Но одного волевого усилия здесь недостаточно.

Зачастую исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений.

В день выступления и особенно перед выходом на сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию. Волнение в тот момент большое, и оно повышается от сознания ответственности. Совершенно противопоказаны мысли наподобие: «А что обо мне скажут, если я выступлю неудачно!?» Лучшее в таком случае слегка подтрунить над собой. Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену.

Во время конкурсного выступления. На конкурс пришли слушатели, они в ожидании предстоящего события. С появлением на сцене вокалиста на него устремляются все взоры. Сам выход исполнителя может или настроить жюри и публику на нужный лад, или несколько расслабить. Следует слегка переждать успокаивающийся шум в зале, одновременно с этим окончательно настраиваясь на исполнение. Известно, что сцена диктует свои определённые требования к конкурсанту. Немаловажное значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со сцены, поклоны, поведение во время выступления – словом, то, что мы называем артистизмом.

Исполнитель должен быть в образе на протяжении всего выступления. Отталкивающее впечатление производит картинность, манерность, поза. Вести себя необходимо естественно: собранно, но не скованно, свободно, но не развязно. Не разглядывать публику в зале. Присутствие большого числа людей, неожиданные шумы – кашель, упавшие ключи, сигнал телефона – ничто не должно отвлекать. Требуется предельная концентрация внимания на звучании голоса, фразировке, показе образа. Способность самососредоточения как наиболее эффективного метода борьбы со сценическим волнением можно и нужно развивать в процессе предконкурсной подготовки.

Вокальное исполнительство – это обмен эмоциями со зрителем и оно рассчитано на эмоциональное восприятие. Преодоление конкурсного волнения должно идти по пути творческого желания общения со слушателями. Именно общение несёт в себе истинный и непреходящий смысл всей подготовительной работы певца.

Можно для себя наметить ряд аутогенных приёмов, которые повышают психологическую устойчивость вокалиста во время публичного выступления.

За несколько дней до выступления исполнитель должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.

Ещё один приём аутогенной тренировки. Нужно сесть прямо, дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыть глаза. Сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, которые будут вызывать мысленно произносимые слова. «Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчётливо могу представить сцену, слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступить... Я спокоен, собран и сосредоточен... Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравится выступать... У меня всё отлично звучит, у меня прекрасный голос... Я выполняю всё, что я задумал... Я пою так же хорошо, как и в классе... Я знаю, что я сделаю всё, что задумал... Все мои действия я чётко вижу и выполняю... Я весь отдался моему вдохновенному исполнению... Какое это наслаждение – красиво и хорошо петь... Я могу быстро перестроиться с исполнения одного произведения на следующее... Мне легко и приятно держать всю программу в голове... С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне всё больше и больше... Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления...».

Как показывает практика, волнение имеет место у всех исполнителей, выходящих на сцену. Но психологическая подготовка вокалиста к концертному выступлению не относится к числу нерешаемых. Она решается в основном индивидуально. Для этого надо иметь представление о реакции организма вокалиста на различные ситуации, на те или иные приёмы воздействия. Способность преодоления этого волнения, способность нейтрализации разного рода эстрадных стрессов можно и нужно развивать в процессе предконцертной и особенно предконкурсной подготовки исполнителя любого возраста.

Заключение

Работа по подготовке солистов-вокалистов и вокальных коллективов к участию в конкурсных выступлениях должна быть планомерной, тщательно продуманной. Руководителю необходимо ориентироваться в своей работе на создание конкурсных номеров, соблюдая соответствующие критерии, внимательно изучать Положение о проводимом конкурсе, фестивале.

После просмотра каждой номинации жюри конкурсов, как правило, проводит творческий разбор выступлений конкурсантов. Руководителям коллективов важно присутствовать на таких встречах с членами жюри, чтобы услышать мнение специалистов, получить рекомендации и советы для дальнейшей плодотворной работы со своими воспитанниками.

В заключение хочется отметить, что проведение всевозможных конкурсов, фестивалей способствует развитию творческих способностей участников коллективов, солистов. И задача руководителей помочь раскрыть творческий потенциал каждого участника, научить их чувствовать, понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Занятие любимым делом, интерес, эмоциональный подъём от творческих побед – всё это составляющие успешных выступлений на конкурсах и фестивалях.

Список использованной литературы

1. Белая Г. М. Основа сценического движения при постановке вокальных номеров. – г.Краснодар: МОУДОД ЦДОД МЭЦ. 2008.

2. Гурляев Л., Низяев Д. Теория музыки. Приёмы обработки музыки. Аранжировка. – М., 2007.

3. Долгушин С. Л. Художественная структура и жанровая типология эстрадного номера. – Омск: Мир музыки. 2006.

4. Ефимова Н. Основные задачи профессиональной подготовки звукорежиссёра. // Звукорежиссёр. – 2006.

5. Лоуэн А. Психология тела – М., 1997.

6. Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. –М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания. 2000.

7. Мирный Р. Как написать аранжировку. – М., 2009.

8. Орешкина Э. Я. Формирование творческой деятельности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности. – г.Биробиджан, 2010.

9. Островский В. Как оценить качество фонограммы? // Звукорежиссёр. – 1999 –№ 4.

10. Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство. – М.: Альтекс-А. 2004.

11. Сорокина А. В. Уроки вокала: зарубежные вокальные школы. – М., 2008.

12. Эстрадный вокал: Авторская программа дополнительного образования / Ющенко О. Л. – МОУ «Погребинская СОШ № 2», 2010.

13. http://www.acousticline.spb.ru

14. http://www.as-workshop.ru

15. http://www.bandg.ru

16. http://www.classicalmusicnews.ru

17. http://www.dsound.ya1.ru

18. http://www.mirdetstvu.ru

19. http://www.music80.org

20. http://www.opium335.narod.ru

21. http://www.personamodel.ru

22. http://www.ru.wikipedia.org

23. http://www.star-rain.ucoz.net

24. http://www.vocal-profi.ru

25. http://www.vokaldream.io.ua

«Подготовка солистов-вокалистов и вокальных коллективов

к участию в конкурсных выступлениях»

Редколлегия:

В.В. Полежаева, Я.М. Пилявская, Э.Ч. Юсубова, Е.Г. Шашуловская

Составитель:

А.Н. Михайлина

Техническая редакция:

Н.Е. Гончарова

Областной дом народного творчества

344019, г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1

(8863) 280-00-36

e-mail: [email protected]

http://www.folkro.ru

Наши рекомендации