Основные способы постановки звуков

Основные способы постановки звуков - student2.ru Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка

Это еще называется вызыванием звука.Суть способа заключается в том, что ребенок должен повторять за вами формируемый звук. Это самый легкий способ постановки произношения, но он не во всех слу­чаях приводит к успеху.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Звук нужно произносить ясно, четко, но без усилия — что дости­
гается точной подачей воздушной струи.

• Произносить звук лучше негромко, при громком произнесении
возникают дополнительные посторонние шумы, затушевывающие
его истинное звучание.

• Перед постановкой звука ребенку нужно поставить нужный для
его произнесения речевой выдох на основе близкого по артикуля­
ции, правильно произносимого звука. В главах, посвященных по­
становке конкретных звуков, описывается, как это делать.

Постановка звука по подражанию, когда он напоминает другой звук

Например, звук [ш]может напоминать [с],звук [л]быть очень похожим на [в],звук [ч]может произноситься почти как [т'].В этом случае у ребенка есть связь между собственным дефектным звуком и правильным звуком, который он слышит со стороны. Он их отождеств­ляет.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Предварительно ребенку нужно поставить необходимый для про­
изнесения звука речевой выдох (на основе близкого к нему по
артикуляции звука).

• Ребенок не должен знать, над каким звуком вы собираетесь рабо­
тать.

• В связи с этим в вашем произношении звук не должен звучать
вполне точно, а только напоминать (но в существенных чертах)
тот звук, произношение которого вы хотите вызвать.

• Вам нужно присвоить какое-нибудь «кодовое название» вызывае­
мому звуку, чтобы в дальнейшем избегать его точного произнесе­
ния, а также для того, чтобы отвлечь внимание ребенка. Напри­
мер, вы вызываете звук [с].Сначала нужно потренировать с ре­
бенком речевой выдох на фоне произнесения звука [т].Выдох
должен проходить сквозь зубы, при этом будет слышаться некото­
рый свист. Обратите на этот свист внимание ребенка, скажите
ему, что так «свистит комар».

В дальнейшем вы даете ребенку инструкции, уточняющие произ­ношение, например, говорите ему, чтобы «его комар» свистел тонь­ше, показываете ему, куда нужно переместить язык, что сделать с губами, и т. п. (в главах, посвященных постановке звуков, эти способы уточнений произношения подробно описываются). Если ребенокдогадался о том, какойзвук вы ставите, и пытается произносить свой дефектный звук, сразу же прекратите вызы­ватьзвук этим способом.Скажите ему, что у вас так не получает­ся и вы с ним будете по-другому учиться «свистеть, как комар».

Постановка звука по показу артикуляции

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Сначала вы ставите ребенку речевой выдох, на фоне ближайшего по артикуляции правильно произносимого (базового) звука.

В дальнейшем вы показываете ему, как он должен расположить органы речи: язык, губы и т. п. Делается это перед зеркалом, так ребенку удобнее копировать ваши действия.

Правильно расположив органы речи, ребенок должен определен­ным образом подуть в место артикуляции звука (так же, как при произнесении базового звука). Например, при работе над звуком [с]вы сначала ставите ребенку правильную артикуляцию этого звука. Затем вы просите его подуть на кончик языка, в самые зубы — так, как когда он произносит звук [т],не сдвигая при этом языка. Пре­дупредите его, что получится не звук [т](иначе он будет стараться получить именно [т]),а другой — тот который вам сейчас нужен.

Постановка звука с механической помощью

Иногда для постановки звуков используются специальные лого­педические инструменты — шпатели и зонды. В домашних условиях их можно заменять различными предметами.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Ребенок произносит базовый по отношению к формируемому звук.

• Вы с помощью вашего инструмента постепенно перемещаете его
язык во рту, пока не послышится нужный звук.

• Предварительно предупредите ребенка, чтобы он не мешал вам
передвигать его язык. Предупредите его также о том, что произ­
ношение звука от этого будет меняться. Предложите ему вместе
посмотреть, какой звук в итоге получится.

• Некоторые дети плохо переносят, когда им лезут в рот, иногда даже
до возникновения рвотного рефлекса. Если обнаружите нечто по­
добное у своего ребенка, сразу лее откажитесь от этого способа.

Постановка звука с использованием базового звука

При постановке звуков иногда удается «оттолкнуться» от того или ;шого правильно произносимого ребенком звука. Например, после зву­ка [ч]при длительном его произнесении вторым звуком слышится звук [щ]. В подобном же отношении находятся звуки [ц]и [с], [к]и [х].

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Ребенок должен длительно произносить базовый звук, при этом вторым звуком после него слышится формируемый звук.

• После этого нужно «оторвать» произношение этого звука от базо­вого звука. Например, после звука [к]слышится [х].Нужно обра­тить внимание ребенка на то, что после звука [к]слышится дру­гой звук, и попросить его как можно дольше тянуть этот другой звук. Придумайте какое-нибудь название этому звуку (например, «звук выдоха»).

Во время протяжного произнесения этого второго звука по ваше­му сигналу, например, знаку рукой, ребенок должен прерывать свое произношение короткими паузами, так, чтобы звук звучал прерывис­то: [кхх— х— х— х].

В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы в итоге получи­лось следующее произношение: вначале — звукосочетание [кхх],затем — разделенные большими интервалами, фактически отдельно друг от друга, произносящиеся звуки [х]([х, х, х]).

В завершение вы предлагаете ребенку сразу произнести этот тре­нируемый вами «звук выдоха», то есть фактически [х].Когда ребенок начнет произносить звук свободно и безошибочно сообщите ему, какой звук на самом деле он научился выговаривать (то есть только теперь вь: можете позволить себе произнести этот звук).

Предварительно объясните ребенку выполнение этого задания не примере какой-нибудь другой пары звуков, которые ребенок выговари­вает правильно (эти звуки вы и сами можете свободно произносить), Например, молено использовать звук [п],при длительном его произне­сении после него слышится губной звук [ф].

Постановка звука в слоге

Иногда звук возможно поставить сразу в слоге. Иногда же — звук ставится отдельно, а затем ребенок обучается произносить с этим зву­ком слоги.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Обучать ребенка произносить слоги лучше всего с использованием картинок. Этот прием позволяет исключить собственное произно­шение. Дело в том, что, повторяя слог за вами, ребенок буде! стремиться произносить в нем свой дефектный звук. Вам нужно сделать картинки, схематически изображающие поло­жение губ при произнесении гласных звуков. Две горизонталь­ные полоскипусть обозначают звук [ы], маленький кружок — [о], большой кружок — [а], точка — [у], одна полоска — [и], эллипс— [э].Объясните значение этих символов ребенку.

Произносить слоги нужно следующим образом. Ребенок начинает произносить какой-нибудь звук (например, [ф]), в это время вы показываете ему картинку (допустим, изображающую звук [ы]), он, не прерывая произношения своего звука, тут же должен пе­рейти к гласному звуку и произнести слог с этим гласным звуком ([ф — Ф — фы], а не [ф — ф — ф] — [фы] или [ф — ф — ф] — [ы]). Перед тем как ставить (или закреплять) в слоге произношение ка­кого-нибудь нового для ребенка звука, потренируйте с ним такой способ произношения на примере тех звуков, которые он выговари­вает правильно (больше всего подходят звуки, которые можно тя­нуть, например: [ф], [в], [х] и т. п.). Пока ребенок тянет такой звук, у вас есть время показать ему картинку, а он имеет возможность немного подумать и переключиться на произношение гласного зву­ка. С первого раза у ребенка это может не получиться — скорее всего, он будет отрывать гласный звук от согласного или будет пре­рывать произношение согласного звука, поэтому на первых порах можно произносить слоги одновременно с ребенком («хором»).

• При произнесении слогов нужно контролировать направление ре­
чевого выдоха ребенка. Для этого он должен «целиться» себе в
ладонь гласным звуком. Можно сказать по-другому: гласный звук
должен как бы «падать» ребенку на ладонь. Он также должен
ощущаться на ладони горячим выдохом.

• Гласный звук в слоге должен произноситься очень кратко и с уда­
рением.

Постановка звука в положении между гласными звуками

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Согласный звук между гласными должен звучать максимально
резко и кратко.

• Ударение в звукосочетании должно падать на последний гласный
звук, который также должен звучать кратко.

• Последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ла­
донь («выплевывать» его себе на ладонь).

Постановка звука на вдохе . .;••

Использование этого способа позволяет отвлечь внимание ребенка от того звука, над которым вы работаете, и поэтому дает вам возмож­ность подключить собственное произношение (может быть не совсем четкое). Этот способ позволяет также наилучшим образом настроить речевой выдох ребенка.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Выполнять упражнения ребенок должен после выдоха (следите за
тем, чтобы его плечи были опущены).

• Ребенок должен выполнять упражнение вслед за вами сначала без
произношения звука. Дайте ему такую инструкцию: «Втяни в себя
немного воздуха сквозь зубы и этот же самый воздух сквозь зубы
выдуй обратно».

• В дальнейшем вы показываете ребенку, как он должен произно­
сить звук на вдохе (на выдохе вам его произносить нельзя). Дайте
ему такую инструкцию: «Тихонько втягивай в рот воздух и вмес­
те с воздухом втягивай в рот вот такой звук (как у меня), потом
этот же звук с этим же воздухом выдувай изо рта». На вдохе звук
может звучать несколько искаженно.

• Перед выполнением упражнения предварительно потренируйтесь
на каком-нибудь звуке, который ребенок произносит правильно.

• Вдох должен быть очень неглубоким, и звук на нем — произно­
ситься однократно.

• Звуки на вдоха и выдохе должны произноситься тихим голосом,
очень лениво.

• Иногда перед выполнением упражнения ребенку бывает нужно
показать, как расположить во рту язык и правильно настроить
другие речевые органы.

• Постоянно следите за тем, чтобы ребенок не «запыхался», давай­
те ему возможность отдышаться.

Постановка звука с использованием промежуточного варианта его произношения

Промежуточные (временные) звуки (см. с. 88) ставятся в следую­щих случаях:

• Речь ребенка непонятнаи в ближайшее время поставить ему зву­
ки не удастся (например, из-за отсутствия зубов или нарушения
прикуса).

• Ребенок заменяет один звук на другой. Вэтом случае промежу­
точный звук нужен для того (если, конечно, нет возможности по­
ставить правильное произношение звука), чтобы ребенок перестал
путать эти звуки, поскольку этот дефект может вызывать в даль­
нейшем нарушения чтения и письма.

• Временный звук бывает нужен также для того, чтобы предотвра­
титьформирование у ребенка какого-нибудь трудно поддающего­
ся исправлению дефекта произношения(например, грассирую­
щего звука [р]).

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Промежуточный звук нужно будет ввести в речь ребенка (см. с. 151).

• Если у ребенка была замена звуков, временный способ произно­
шения нужно разграничить с тем, который был у ребенка прежде
(см. с. 154).

• Когда появится возможность, временный способ произношения
нужно будет уточнить, то есть поставить ребенку и ввести в его
речь уже полноценный звук.

Наши рекомендации