Методы исследования самоотношения и самооценки, психологической защиты

LSI (Life Style Index). Опросник для измерения уровня и типа психологической защиты, составленный Р. Плутчиком. Из всех известных методик LSI позволяет наиболее полно исследовать специфику механизмов психологической защиты (МПЗ). К несомненным достоинствам данной методики следует отнести также теоретическую обоснованность выбора этих механизмов психологической защиты и возможность их количественной оценки.

Обычно для исследования особенностей психологической защиты используется «Тест-опросник механизмов психологической защиты (Life Style Index)», разработанный Р. Плутчиком совместно с Г. Келлерманом и X. Р. Контом и адаптированный в диссертационном исследовании Л. Р. Гребенникова.

В Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева большим коллективом авторов разработан на основе существующего опросника Плутчика вариант для обследования больных с различными формами нервно-психической, психосоматической патологии в соотнесении с известной методикой «Тип отношения к болезни». Он получил название «Индекс жизненного стиля» (ИЖИС).

Методика 15/предназначена для оценки степени использования восьми механизмов психологической защиты (МПЗ), признанных основными в структурной теории Р. Плутчика. В их число входят: отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, интеллектуализация, формирование реакции, компенсация. Некоторые из защитных механизмов выделяются как однозначные, другие представляют собой кластеры из нескольких вариантов защитных стратегий, близких по психологическому содержанию.

Опросник состоит из 97 утверждений, предполагающих две градации ответа: «верно» или «не верно».

В интерпретацию шкал включены такие характеристики, как особенности защитного поведения в норме, соответствующие акцентуации характера, возможные девиации поведения, диагностические концепции, типы ролей в группе.

Оценка степени использования механизмов психологической защиты проводится по 8 шкалам, каждая из которых включает от 10 до 14 вопросов. В характеристику шкал входит и описание проявлений защитного поведения.

Методика исследования психологической защиты детей.Предложена Е. В. Чумаковой. В разработке методики автор исходила из необходимости изучения у детей тех же восьми механизмов защиты, что и в методике Р. Плутчика, и с соблюдением тех же критериев.

В основе метода лежит идея К. Перри, который предложил изучать психологическую защиту субъекта посредством экспертной оценки. Обследование детей проводилось Е. В. Чумаковой посредством формализованной экспертной оценки. В отличие от метода К. Перри оценивалось наличие не собственно защитных механизмов, а соответствующих им поведенческих проявлений. Такой подход исключает неверное толкование одних и тех же механизмов и необходимость специальной подготовки экспертов, что дало возможность использовать в качестве экспертов не только психологов, но и родителей, учителей, воспитателей.

Каждого ребенка оценивали один или оба родителя и 1–2 работающих с ним педагога (психолога). Каждому эксперту предлагалась «Карта оценки детских защитных механизмов» – список доступных для внешнего наблюдения поведенческих реакций, каждая из которых соответствует одному из восьми защитных механизмов. Список содержит 24 утверждения (по 3 на каждый вид защиты), отражающие детские аналогии защитного поведения взрослых в соответствии с тем, как такое поведение понимается в опроснике Плутчика.

Список дважды подвергался коррекции, преимущественно с позиции легкости/ трудности наблюдения данной реакции во внешнем поведении.

С целью получения дифференцированной оценки экспертам предлагается оценить частоту встречаемости защитной реакции в поведении ребенка и сделать отметку в соответствующей графе регистрационного бланка. Далее показателю частоты приписывается соответствующий балл: не случается, не замечали – 0 баллов; бывает иногда – 1 балл; бывает часто – 2 балла; бывает постоянно – 3 балла.

В итоге максимальная выраженность каждого защитного механизма может составлять 9 баллов (3 поведенческие реакции по 3 балла), минимальная – 0 баллов.

Так как каждого ребенка оценивает несколько взрослых, то конечный показатель каждого механизма защиты представляет среднее значение оценок всех экспертов.

СОТКУ – методика измерения самоотношения В. Н. Куницыной.Теоретическая модель и диагностические критерии разработаны В. В. Столиным и С. Р. Пантелеевым. Стимульный материал подвергся значительной переработке и уточнению. Из первоначального варианта (НО суждений) названных авторов в окончательный вариант вошло менее четверти суждений.

Опросник сконструирован в 1997-1999 гг., содержит 8 шкал (96 суждений) и позволяет оценить важные психологические показатели самоотношения человека по самооценке, самоотчету, на основе наблюдательности и склонности к самоанализу, разнообразных поведенческих проявлений в контактах и привычных способов взаимодействия. Упрощена количественная обработка данных вследствие уравнивания количества суждений в шкалах до 12, расширен круг психологических характеристик и поведенческих проявлений каждого из восьми оцениваемых свойств. В результате суммирования по определенной процедуре полученных данных выводится индекс психологической защиты (1-12 баллов).

Опросник использовался в комплексе методик для выполнения экспериментального исследования на массиве более 350 человек и прошел все необходимые процедуры проверки на валидность и надежность.

Опросник СОТКУ содержит следующие шкалы:

1. Открытость = шкала лжи.

2. Самоуверенность. Предполагает социальную смелость, отсутствие внутреннего напряжения, отрицание проблем, сомнение в положительном отношении других, ощущение силы или слабости. Это прежде всего демонстрируемая уверенность, маска уверенного поведения, уверенное поведение на людях и в целях самоутверждения

3. Самоценность – осознание ценности себя и других, развита вера в свои силы, в способность помогать и быть духовной опорой для других; отсутствие бесплодных сомнений и игнорирование лести и похвал, самодостаточность.

4. Внутренняя конфликтность. Амбивалентность чувств, самокопание и излишняя рефлексия, чувство внутреннего раздора, низкая самооценка, недовольство своей ситуацией, склонность к тревожно-депрессивному состоянию; подозрительность, враждебность и самокопание.

5. Удовлетворенность общением, отраженное самоотношение. Предвосхищаемое отношение к себе других людей. Ожидание симпатии или антипатии, понимания или непонимания со стороны других людей, в том числе близких, способность к дружбе, удовлетворяющему общению

6. Шкала психологической зависимости и подчинения. Сильно развиты подозрительность, боязнь промахов и возможности остаться без поддержки, в одиночестве (особенно в спорных вопросах); чрезмерная (часто демонстративная, защитная) скромность, нежелание выделяться. Внушаемость и упрямство, высокая тревожность.

7. Личный контроль, интерналъностъ, саморегуляция. Чувство обоснованности и последовательности своих решений, самообладание (умение справляться с эмоциями), достаточная рефлексия и саморегуляция, последовательность и предсказуемость поведения, планирование своей жизни.

8. Самообвинение. Интрапунитивность, отрицательные эмоции по отношению к себе, преувеличенное переживание вины за свои неудачи и недостатки, склонность к депрессии, неверие в свои силы.

На основании имеющегося массива суждений выделено 4 дополнительные шкалы по 12 суждений (по 1-2 суждения из каждой из основных шкал):

самодостаточность – человек надеется только на себя и верит в свои силы, хорошо переносит уединение и разлуку, независим, не поддается нажиму, не тревожен, не выясняет отношения, доволен сложившимися отношениями;

самоутверждение – стремление в любых, в том числе мелких, вопросах идти до победного конца, неуступчивость, упрямство, склонность к доминированию; такой человек – спорщик, требует признания своих заслуг, агрессивен и враждебен; демонстрирует излишнюю уверенность в своих силах и возможностях.

Также выделены шкалы застенчивости и рефлексивности.

По результатам пилотажного исследования выраженность психологической защиты определяется на основе первых четырех шкал (неадекватность самооценки, самоуверенность, чувство малоценное™, внутренняя конфликтность). Индекс психологической защиты – это среднеарифметическая величина от суммы значений по выделенным шкалам.

СО-25 и СО-14.Бланковые методики, разработанные В. Н. Куницыной, измеряют степень развития свойств личности на основании самоотчета и самооценки.

СО-25– самооценка 25 свойств, которые относятся преимущественно к социальному интеллекту. Оценка производится по принципу Дембо-Рубинштейн. Опрашиваемые отмечают степень развития у себя того или иного качества на вертикальной неградуированной (или представленной пунктиром) линии по 12-балльной шкале. Первоначальные варианты содержали от 15 до 20 оцениваемых свойств. В окончательном варианте оцениваются 25 свойств, объединенных в блоки.

1 блок – сноровка, хватка – объединяет первые 6 свойств опросного листа. Стержневое свойство блока – предприимчивость. Кроме того, в него входят практичность, хитрость, самообладание и др. Эти свойства обеспечивают успех деятельности в новых условиях, основная сфера их приложения – предпринимательство.

2 блок – свойства социального интеллекта; в него вошли следующие 6 свойств опросного листа. Стержневое свойство – проницательность; вместе с другими (предусмотрительность, интуиция, дальновидность в отношениях и др.) оно обеспечивает прогноз развития межличностных событий, понимание людей, характеризует интеллектуальные механизмы успешности социального взаимодействия.

3 блок – коммуникативная компетентность. Стержневое свойство – умение ладить с людьми. Сюда также вошли коммуникативные навыки, нормативность поведения (воспитанность), общительность и др; предполагаемые сферы приложения – управление, менеджмент, воспитание и обучение.

4 блок – шесть свойств (знание себя, знание жизни, оптимизм, влиятельность и др.), которые характеризуют некоторые стороны социальной компетентности и личностные установки, влияющие на успешность социального взаимодействия.

Общая самооценка выводится как среднее от суммы баллов по 24 свойствам за исключением последнего. В самооценочный лист включено также свойство «безалаберность», которое не входит в показатель общей самооценки. В список оно вошло на основании следующих соображений: а) часто включается в стереотип русского человека (в первой десятке называемых типичных черт), б) позволяет проверить серьезность выполнения задания, так как не допускает одновременно высоких баллов по таким свойствам, как «организованность» и «безалаберность».

Разработана вторая форма самооценочного листа, позволяющая выявить произошедшие за 5-10 лет изменения в самооценке 12 личностных свойств, входящих в структуру социального интеллекта и социальной компетентности. Оценка производится по 12 балльной системе.

Для психологов и людей с высшим образованием добавлены еще 2 пункта оценки (престиж психологической науки в глазах опрашиваемого и влияние психологических знаний на его практическую жизнь).

Личный контроль (ЛК).Кроме имеющихся опросников – авторский опросник Д. Рот-тера и УСК* (Уровень субъективного контроля) – новый вариант методики оценки локуса контроля человека разработан для взрослых и апробирован на большом массиве испытуемых (1600 человек, в отличие от предыдущего варианта – 84 человека).

* См. Божий Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. – 1984. – № 3. – С. 152-163.

По сравнению с предыдущим вариантом (УСК – 1984 г.) количество шкал увеличено до 17 (8 основных и 9 вспомогательных). Опросник содержит 40 утверждений (сомнение вызывает необходимость и валидность такого количества шкал на материале одних и тех же суждений).

Существует 2 версии нового варианта – для взрослых и для юношества.

Опросник претерпел следующие изменения:

  • предложен новый вариант названия – ЛК (личный контроль);
  • снято 4 неработающих суждения и 38 отредактированы;
  • производятся не по шестибалльной системе, а по двубалльной (да–нет);
  • расширен состав субшкал опросника.

Текст опросника, обоснование валидности и надежности приводятся в статье Е. Г. Ксенофонтовой (Ксенофонтова, 1999).

Приложение 2

Национальные стереотипы

ИНСТРУКЦИЯ. Нас интересуют представления о национальных особенностях разных людей и учет этих особенностей в практике повседневного общения.

Вам будет предложен список представителей разных национальностей. Назовите характерные, по Вашему мнению, черты личности и поведения типичного представителя каждой из национальностей (обязательно 5 свойств для каждого).

1. AM американец _________

2. НЕ немец ______________

3. ФР француз ____________

4. ПО поляк ______________

5. ЯП японец _____________

6. РУС русский ____________

7. ЭСТ эстонец ____________

8. УКР украинец __________

9. ГР грузин ______________

10. ТАТ татарин ___________

11. Типичный представитель Вашей национальности

(укажите какой именно ____________________)_____________________________________________

Сообщите о себе: пол ___________ возраст _______________ национальность: отца _______________

матери ___________________, моя _______________________-

Место рождения ______________________ Место жительства в 9-13 лет ___________________________

и сейчас ______________________

город, область, страна

СОТКУ (Ответный лист)

  S
                           
                         
                           
                         
                           
                         
                           
                         
                           
                         
                           
                         
                           
                         
                           
                         
                           

Значимый человек

1. Продолжите суждение: значимый для меня человек – это ____________________________________

_________________________

2.В моей жизни значимыми в разные периоды людьми были: (проставьте порядковые номера Вашего выбора из нижеперечисленных позиций на соответствующих строчках внизу; имея в виду конкретного человека)

1. Бабушка (дедушка)

2. Мать

3. Отец

4. Отчим (мачеха)

5. Близкий родственник

6. Старший брат (сестра)

7. Младший брат (сестра)

8. Лучший друг (подруга)

9. Человек, которого я люблю

10. Учитель, преподаватель, шеф

11. Друг семьи

12. Преуспевающий человек

13. Кто еще?

(Не более, чем один-два выбора в каждом периоде)

А. В детстве _______________________

Б. В подростковом возрасте _______________________

В. В настоящее время _______________________

3. Оцените значимость для себя двоих людей в настоящее время по нижеследующим критериям:

В баллах от 1 до 12

1. Значимый для меня сверстник

2. Мать

1. Является для меня образцом, примером для подражания ........................ ________ ________

2. Его советам всегда следую ........................................................................... ________ ________

3. Люблю, чувствую близость .......................................................................... ________ ________

4. Временами сильно давит на меня................................................................. ________ ________

5. Он защищает меня, поддерживает................................................................ ________ ________

6. Занимает мои мысли, постоянно помню о нем .......................................... ________ ________

7. Влияет на мои решения, поведение ............................................................. ________ ________

8. Обеспечивает мое благополучие .................................................................. ________ ________

9. Полностью доверяю ему ............................................................................... ________ ________

10. Чувствую свою от него зависимость .......................................................... ________ ________

11. Понимает меня ............................................................................................. ________ ________

12. Под его влиянием я делаю часто то, что не собирался делать ................. ________ ________

13. Что еще? ______________________________________________ ........... ________ ________

Самооценка-25

Форма 1

Инструкция.Поставьте крестик на каждой вертикальной линии на уровне, который соответствует развитию у Вас данного качества.

Методы исследования самоотношения и самооценки, психологической защиты - student2.ru

1 Предприимчивость

2 Практичность

3 Организованность

4 Сила воли

5 Самообладание

6 Хитрость

7 Проницательность

8 Предусмотрительность

9 Дальновидность в отношениях

10 Интуиция

11 Выносливость

12 Безошибочность решений

13 Умение ладить с людьми

14 Склонность шутить в беседе, юмор

15 Соблюдение приличий, воспитанность

16 Общительность

17 Умение вести беседу

18 Уверенность в общении

19 Знание себя

20 Знание жизни .

21 Влиятельность (умение побуждать к принятию решения, изменению точки зрения)

22 Готовность жертвовать для блага других своими личными интересами

23 Оптимизм

24 Способность управлять событиями своей жизни

25 Безалаберность

Форма 2

Инструкция.Заштрихуйте клетку в каждом столбике на уровне, который соответствует развитию у Вас данного качества.

Методы исследования самоотношения и самооценки, психологической защиты - student2.ru

1 Предприимчивость

2 Практичность

3 Организованность

4 Сила воли

5 Самообладание

6 Хитрость

7 Проницательность

8 Предусмотрительность

9 Дальновидность в отношениях

10 Интуиция

11 Выносливость

12 Безошибочность решений

13 Умение ладить с людьми

14 Склонность шутить в беседе, юмор

15 Соблюдение приличий, воспитанность

16 Общительность

17 Умение вести беседу

18 Уверенность в общении

19 Знание себя

20 Знание жизни

21 Влиятельность (умение побуждать к принятию решения, изменению точки зрения)

22 Готовность жертвовать для блага других своими личными интересами

23 Оптимизм

24 Способность управлять событиями своей жизни

25 Безалаберность

Примечание:Первая форма ответного листа для взрослых испытуемых, вторая форма – для школьников.

5. «Линия жизни»

1. Начертите горизонтальную линию, которая будет означать ваш жизненный путь от рождения до смерти. Затем поставьте на ней две точки («рубежи»), отграничивающие ваше прошлое от вашего настоящего и настоящее от будущего.

2. Повторите эту линию с отметками, датируйте рубежи (год, месяц и, может быть, даже число).

3. Напишите, какие события, причины, факты послужили для определения первого рубежа (когда началось настоящее) и второго рубежа (когда настоящее закончится). Подчеркните главные события.

Самооценка -12

Оцените, пожалуйста, как изменились за 10-12 лет некоторые Ваши качества. Сделайте эту оценку в баллах от 1 до 12.

(Для людей в возрасте 20-25 лет: 3-5 лет назад)

СВОЙСТВА: Тогда Сейчас

1. Умение ладить с людьми, спорить, договариваться 1 _______ ________

2. Проницательность, дальновидность, умение разбираться в людях 2 _______ ________

3. Сноровка, хватка (ловкость, предприимчивость, практичность) 3 _______ ________

4. Выносливость, работоспособность 4 _______ ________

5. Уверенность 5 _______ ________

6. Влиятельность (умение побуждать других к принятию решения, 6 _______ ________

изменению точки зрения)

7. Самообладание (умение владеть собой, эмоциональная устойчивость 7 _______ ________

в кризисных ситуациях)

8. Знание себя 8 _______ ________

9. Знание жизни 9 ________ ________

10. Готовность жертвовать для блага других своими личными интересами 10 _______ ________

11. Оптимизм 11 _______ ________

12. Способность управлять событиями своей жизни 12 _______ ________

Наши рекомендации