Степень неопределенности условий

Предметная отнесенность материала

Предъявляемая субъекту задача всегда предметно отнесена, т.е. содержательно обусловлена конкретной сферой деятельности и познания человека, что выражается в воспроизведении (учете) в структуре задачи характеристик объекта и сложившихся средств определенной деятельности.

Например : -Задачи, которые стоят внутри организации, называются обычно управленческими задачами.

Управленческие задачи имеют свои характерные черты:

1. Эти задачи могут содержать неопределенные или противоречивые условия.

2. В задаче может не быть информации о возможных средствах ее решения.

3. Не наработано четких алгоритмов решения таких задач.

4. Управленческие задачи чаще решаются в условиях дефицита времени.

-экономические задачи это задачи, решаемые в процессе экономического анализа, планирования, проектирования, связанные с определением искомых неизвестных величин на основе исходных данных. В отличие от математических задач экономические задачи не всегда удается формализовать, свести только к расчету. Их решение сопровождается поиском недостающих данных, экспертными оценками, обсуждением, принятием решений.

Форма представления материала

Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Брунер, 1977).

В соответствии со взглядами Дж. Брунера существуют три

основные формы представления реальности человеком: действие, образ и знак (пропозиция). Следовательно, в каждой из них мы можем ожидать существования особых мыслительных задач. Таким образом, по форме представления задачи человеку и способу ее решения можно различить действенные, графические и пропозициональные задачи.

Двигательные задачи (иногда их называют задачами на «ручной интеллект») для своего решения предполагают непосредственное оперирование реальными предметами или их частями: завязать новый узел на галстуке, починить водопроводный кран или

слив без чертежа, уложить максимальное количество вещей в багажник автомобиля и тд. Графические или образные задачи пред-

полагают оперирование образами предметов или ситуаций: указать кратчайший путь от своего дома до ближайшей станции метро, собрать какое-либо изделие из деталей (скажем, стул) по чертежу, графически представить отношения между членами своей семьи и подобное. Пропозициональные задачи предполагают знаковое представление проблемной ситуации (обычно с применением

средств какого-либо языка) и использование какого-то набора операций для ее решения. Приведенные выше образцы текстовых задач (теоремы Пифагора и Ферма, о книгах и фруктах, привезенных

в магазин) могут служить хорошими примерами и здесь.

Степень полноты условий

1) Задачи с полными, неполными или избыточными условиями.

По количеству информации (ее полноты и избыточности

для нахождения искомого) задачи могут быть разделены на

4 группы:

а) с полным набором необходимых условий (это

значит, что решатель получает всю необходимую и достаточ-

ную информацию);

б) с нехваткой некоторых из них;

в) с наличием всех необходимых и некоторых избыточных условий;

г) с недостатком части необходимых условий, но с присутствием избыточных (Гальперин, 1966). Приведем пример четвертого типа задач: «В книжный магазин привезли детские книги

"Властелин колец" Дж. Толкиена с портретом автора и изображением главных героев на обложке и "Янки из Коннектикута

при дворе короля Артура" М. Твена в твердом переплете.

В первый день продали все книги на общую сумму 4500 руб. На

сколько стоимость всех привезенных в магазин книг Дж. Тол-

киена больше, чем всех книг М. Твена?»

Кроме того, существует особый вид задач, формулировка

которых заведомо неполна и не позволяет сделать однозначные выводы. Это сближает их с задачами подгруппы б. Однако

их условия являются неорганизованными (неранжированными) по значимости относительно будущего решения. Требование таких задач состоит в том, чтобы собрать необходимую

информацию и понять последовательность и смысл происшедших событий. Но сделать это можно, только выделив основные условия. К этой разновидности относятся подростковые загадки-ситуации. Например: «В поле лежит человек, за спиной мешок. Человек мертв. Что произошло?» (Ответ и психологический анализ см. в Главе 4.)

Степень неопределенности условий

Хорошо определенные и плохо определенные задачи (Минский.

1967; Пойа, 1976; Newell, Shaw, Simon, 1957).

Хорошо определенными являются задачи, для которых

четко сформулированы способы проверки правильности или

применимости полученных решений, то есть набор приемов

и критериев, с помощью которых можно однозначно сказать,

является ли полученный ответ верным. Для плохо определенных задач, напротив, такие критерии отсутствуют или вообще

не могут быть выработаны. Примером хорошо определенной

задачи является уже упомянутое квадратное уравнение, плохо

определенной — изготовление вкусного салата, пирога или

супа, в общем, любого блюда.

Наши рекомендации