Новообразования старшеклассников.
· Я-концепция. Это сформулированный, обоснованный, отстаиваемый образ Я. Я таков, потому что… Основное требования старшеклассника – понимание и принятие со стороны других.
· Самоопредление. Личностное, социальное (определение гражданского самосознания), професииональное (для старшеклассников – это ориентировка в профессиональной сфере, для юности и молодости – это развитие карьеры).
Старшеклассник (период ранней юности с 14—15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением.
В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны.
Определенность выбора профессии и его устойчивость рассматриваются М.Р. Гинзбургом как два параметра «определенности будущего», которая в свою очередь является одним из основных показателей, характеризующих смысловое будущее старшеклассника. Второй показатель — «валентность» — объединяет ценностную насыщенность эмоциональной привлекательности и активности смыслового будущего.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность — средство реализации жизненных планов будущего. Учение как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат.
Важнейшее психологическое новообразование данного возраста — умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебной деятельности старшеклассника (Д.И. Фельдштейн). Она сама становится средством реализации этих планов, все более явно «уходя» от положения ведущей деятельности. Существенно, что если для подростка авторитеты учителя и родителей как бы уравновешиваются дополняясь авторитетом сверстников, то для старшеклассника авторитет отдельного учителя-предметника дифференцируется от авторитета школы. Возрастает авторитет родителей, которые участвуют в личностном самоопределении старшеклассника.
В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания.
Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную, правильная организация которой во многом определяет его становление как субъекта последующей трудовой деятельности, его отношение к труду. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем, что в наибольшей степени проявляется в студенческом возрасте.
161. Динамика развития познавательных процессов в юности.
В подростковом и юношеском возрасте завершается становление сознательных и произвольных познавательных психических процессов как культурных форм познания. Происходит интеллектуализация восприятия, памяти, внимания, которая обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих навыков. Например, для того чтобы запомнить большой объем материала, человеку уже не требуется заучивать его путем многократных повторений, потому что у него уже выработались мнемотехнические навыки. В процессе понимания человек уже научился вычленять главные и второстепенные моменты, что облегчает запоминание материала.
Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте происходит переход от непосредственной памяти к логической.
Восприятие в это время характеризуется избирательностью и целенаправленностью, мышление – устойчивостью. Сам процесс восприятия, сохранения и обобщения материала становится единым целым, при этом моментальные умозаключения присутствуют уже на этапе восприятия, помогая отсеивать ненужную информацию, не переводя её в долговременную память.
Развитие формально-логического мышления проявляется в том, что юноша может абстрагироваться от наглядного материала и строить свои рассуждения на вербальном, идеальном плане. Ж. Пиаже установил, что в возрасте с 11 до 15 лет происходит последняя фундаментальная децентрация, что способствует развитию гипотетико-дедуктивного мышления. Формируется способность абстрагироваться от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.
Также происходит развитие рефлексии, умения осознавать ход своих мыслей, понимать причины своих поступков, своего эмоционального состояния.
В период с 20 до 40 лет наблюдается пик творческой активности людей.
162. Кризис ранней юности. Личностное, социальное и профессиональное самоопределение юности.
Кризис ранней юности.
Обострение противоречий между практически полностью сформированными качествами взрослого человека и отсутствием возможности реализации этих качеств в широком социальном целом – суть кризиса ранней юности.Это кризис перехода из субкультуры детства в субкультуру взрослости.
Кризис идентичности у подростков может быть часто связан с неспособностью выбрать профессиональную деятельность или продолжить образование. Такая ролевая неопределенность, отсутствие осознанной цели и познавательных интересов приводят к появлению тревоги, чувства своей бесполезности, ненужности. Протестуя против навязываемых взрослыми ролей, подростки могут выбрать негативную, или даже девиантную идентичность.
В этот период /основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается с стремлением к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И.С. Кон, «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию(потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию(потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию(потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых».
Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. «Неформальные взаимоотношения старшеклассников приобретают все большую ценность», отмечает М.Ю. Кондратьев, они «играют роль своего рода испытательного "полигона", на котором юношами и девушками отрабатываются, апробируются, проверяются на верность стратегия и тактика будущей "взрослой" жизни».
163. Взрослость и зрелость. Психология самореализации индивидуальности.
Кризис взросления происходит в период около 23-25 лет и обычно совпадает с временем окончания высшего учебного заведения. Он знаменует собой окончание юности и переход к взрослости и заключается в том, что возникает противоречие между освоенными способами деятельности (профессиональной) и отсутствием опята их реализации.
Взрослость. Основной мотив периода взрослости – самореализация во всех областях: гражданско-социальной, политической, профессиональной, семейно-родительской. Одной из тенденций последнего время стал сдвиг время вступления в брак. Если раньше нормой было 18-20 лет, сейчас этот возраст приближается к 30 годам.
Границы взрослости и зрелости весьма размыты. Взрослость характеризуется как время расцвета, наивысшего развития интеллектуальных способностей и личности человека. Началом взрослости принято считать момент материального отделения от родителей. Зрелость принято считать от окончания кризиса среднего возраста.
Одно из важнейших новообразований взрослости – родительство и создание семьи, освоение родительских ролей и принятие на себя родительских обязанностей.
В этот период онтогенеза завершается созревание человеческого организма и постепенно вступают в действие законы физиологического старения.
С возрастом постепенно ослабевает кратковременная память, а к 30-35 годам может наблюдаться снижение эффективности оперирования новой информацией. В то же время растет осведомленность, углубляется и расширяется объем знаний человека, способность к формированию системы понятий. В этот период расширяется круг общения людей куда входят семья, друзья, коллеги, знакомые, связанные с разнообразными сферами деятельности взрослого человека.
Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами своей деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Неспособность успешно включиться в жизнь общества, обрести свое место, приводит к ощущению личностного застоя.
164. Кризис среднего возраста.
Проблема взрослости – фиксирование явления кризиса среднего возраста. Этот кризис происходит в среднем в 36-42 года. Женщины проявляют инициативу в разводах, у мужчин начинаются беспорядочные половые связи.
Смысл кризиса: неудовлетворенность. Основной вопрос кризиса – «И что?». Самореализация прошла, у человека есть семья и работа, перспектив нет. Ситуацию усугубляют любые происходящие неудачи.
Выход из этого кризиса может осуществляться двумя способами:
- Смена образа жизни.
- Подтверждение существующего образа жизни, принятие своей экзистенции
Кризис середины жизни – один из наиболее значительных. По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а также с оценкой своих возможностей самореализваться в оставшийся отрезок жизни.
Если личность оказывается «успокоенной», она перестает расти и внутренне обогащаться. Возникает застой, сопровождающийся чувством опустошенности.
Ближе к сорока человек начинает явственно ощущать расхождение между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления. Далеко не всем удается двигаться по жизненному пути в строгом соответствии с первоначальными замыслами. Как правило, действительность оказывается жестоким редактором идеальных планов. К тому же начинает ощущаться тяжелый пресс времени, когда уже человек не уверен, что он успеет сделать все, что хочет. Изменяется и отношение окружающих: пора раздачи авансов заканчивается, и проходит период, когда лестно считаться «подающим надежды», «перспективным». Требуется «оплата векселей», исполнение обещаний.
Изменение личности у человека средних лет предполагает обретение значительной гибкости. Смешно выглядит в исполнении взрослого человека юношеский максимализм, не всегда уместна повышенная эмоциональность, умственная и уж вовсе серьезным барьером в отношениях с людьми может оказаться и поведенческая жесткость, неумение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
Словом, кризис средины жизни имеет объективные причины и предполагает радикальную перестройку личности в соответствии с изменяющимся положением человека в жизни.
Число возникающих проблем нарастает, и многие из них застают человека врасплох — как-то об этом раньше не думалось. Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений.
165. Психологические проблемы геронтологии
Кризис старения связан с изменениями в сексуальной сфере – климаксом. Формируется внутренний образ болезни. Мужчины острее переживают климакс.
Основное новообразование периода – внутренний образ прожитой жизни. Старость – это принятие или отвержение образа своей жизни. Только в случае принятия своей жизни возможно освобождение от страха смерти.
В связи с выходом на пенсию выделяют 3 группы людей:
1.Хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Осваивают новую специальность, информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни.
2. Очень боятся выхода на пенсию. Продлевают время работы, чувствуют себя никому не нужными. Это кризис выхода на пенсию.
3. Равнодушные. Продолжают своё существование.
Происходит угасание физиологических и психических функций. Основной признак психического старения – расстройства памяти.
Напряжённость переживаний связана с тем, что человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры для адекватной самооценки. Для его сознания старость связана со смертью. Жизнь не должна ограничиваться «сидением на скамейке». Социальный интерес и его проявления у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением. Не должно теряться чувство принадлежности к группе, взаимодействие с людьми. Чувство общности с другими людьми – пожилой человек должен быть не один.